История создания программ для дошкольных учреждений. Принципы построения программы, ее структура
Дошкольная педагогика. Предмет дошкольной педагогики как науки, ее место в системе педагогических наук. Источники дошкольной педагогики как науки. ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА - педагогическая наука, раскрывающая возрастные аспекты воспитания детей от рождения до поступления в школу
1. Наличие предмета исследования (изучение закономерностей воспитания и развития личности ребенка раннего и дошкольного возраста в семье и дошкольном учреждении). 2 Наличие объекта исследования (ребенок, детский коллектив). 3. Наличие специфических законов закономерностей, выраженных в теории. 4. Специфическое содержание. 5. Категориальный аппарат (воспитание, обучение, формирование, развитие личности) ИСТОЧНИКИ Д.П.: - народная педагогика (фолклор); - прогрессивные идеи прошлого; - передовой пед.опыт; - современные Психолого-педагогические исследования; - данные смежных наук; Цели и задачи воспитания детей дошкольного возраста. Периодизация дошкольного детства, характеристика детей дошкольного возраста. Гуманизация целей и принципов педагогической работы с детьми. Задачи : 1. Разработка содержания, методов, форм организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду с учетом достижений в области смежных наук. 2. Изучение, обобщение, описание передового педагогического опыта. 3. Разработка методов, форм, содержания сотрудничества детского сада и семьи в воспитании детей. 4. Определение путей, форм взаимодействия, преемственности детского сада и школы. Но у дошкольной педагогики особый предмет, особое содержание, что объясняется своеобразием экологического и психического развития ребенка дошкольного возраста. На протяжении первых 7 лет жизни ребёнок проходит огромный путь физического и духовного развития. Рождаясь совершенно беспомощным существом, которое не в состоянии ни целесообразно действовать, ни говорить, ни мыслить, он должен всему учиться, чтобы к концу дошкольного возраста превратиться в личность с довольно большим запасом знаний и умений, обладающую сложным внутренним миром.
Всестороннее развитие ребёнка находится в большой зависимости от двигательной активности, которая служит источником не только познания окружающего мира, но также психического и физического развития маленького человека. Несвоевременность и низкая эффективность использования разнообразных средств физической культуры в дошкольном возрасте приводят к нарушению развития детей, отрицательно влияют на их умственную сферу, снижают уровень подготовленности к школе.
По биологическим признакам и некоторым педагогическим соображениям дошкольный возраст подразделяется на определённые возрастные периоды.
С точки зрения биологического развития, возрастная периодизация детей дошкольного возраста включает в себя комплекс признаков, расцениваемых как показатели биологического возраста (размеры тела и органов, масса тела, сроки окостенения скелета и прорезывания зубов, развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания, мышечная сила).
С точки зрения педагогики, возрастная периодизация облегчает построение системы физического воспитания детей дошкольного возраста: определение конкретных задач, содержания, организационных форм, методов.
В 1965 г. на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии (АПН СССР, Москва) принята схема возрастной периодизации, получившая широкое распространение. Согласно этой схеме, в жизненном цикле человека до достижения зрелого возраста выделяют следующие периоды:
I - новорожденный: 1-10 дней;
II - грудной возраст: 10 дней - 1 год;
III - раннее детство: 1-3 года;
IV - первое детство: 4-7 лет;
V - второе детство: 8-12 лет;
VI - подростковый возраст: 13-16 лет мальчики, 12-15 лет девочки;
VII - юношеский возраст: 17-21 год юноши, 16-20 лет девушки.
Помимо принятой в 1965 г. схемы возрастной периодизации, существует
также деление на определённые возрастные периоды с учётом совокупности анатомо-физиологических особенностей организма и условий жизни, воспитания и обучения:
I - преддошкольный возраст: от рождения до 3-х лет;
II - дошкольный возраст: 3-6(7) лет;
III - младший школьный возраст: 6(7)-10 лет;
IV - средний школьный возраст: 11-14 лет;
V - старший школьный возраст: 15-18 лет.
Дети дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) В этом возрасте возрастает познавательная активность: развиваются восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления. Росту познавательных возможностей способствует становление смысловой памяти, произвольного внимания. Возрастает роль речи как в познании ребёнком окружающего мира, так и в развитии общения и разных видов деятельности. Дошкольники начинают выполнять действия по словесной инструкции, также происходит усвоение знаний на основе объяснений, но только при опоре на чёткие наглядные представления. Основой познания в этом возрасте становиться чувственное познание – восприятие и наглядное мышление. От того, как сформировано у ребёнка-дошкольника восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, зависят его познавательные возможности, дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления. Появляются новые виды деятельности: Игра – первый и основной вид деятельности; Изобразительная деятельность – первая продуктивная деятельность; Элементы трудовой деятельности. Так же происходит интенсивное развитие личности ребёнка. Начинается развитие воли. Детьми дошкольного возраста уже усваиваются нравственные представления и формы поведения в обществе. К концу дошкольного возраста появляется готовность к школьному обучению. Таким образом важно повседневно занимать дошкольников игрой как самостоятельно, так и со взрослым. Так же приучать ребёнка к посильному труду. Каждый из видов деятельности имеет положительную динамику в развитии ребёнка, его знаний, умений, навыков. История создания программ для дошкольных учреждений. Принципы построения программы, ее структура. Программа – государственный документ, определяющий цели и содержание образовательно-воспитательной работы. После революции д\с были включены в систему народного образования. Возникает необходимость в осуществлении преемственности в работе д\с и школы, что вызывает необходимость разрабатывать программы д\с. 1919 – первые док-ты «Инстукция по ведению очага» 1926 - «методическое письмо» Суровцевой, взамен инструкции по ведению очага. 1932 – «проект программы в 2 частях» (1 – примерная (16 организ моментов;) 2 – видовая деятельность(обязательная):5 разделов – общественно-политическая деятельность; трудовое восп-е; муз. Вос; ФВ; Изодеятельность№ грамота ); 1934 – «Программа и внутренний распорядок д\с» (сужен круг знаний ребенка, есть возрастная периодизация; 1 – ФВ; 2- Худ Восп; 3 – рисование и лепка; 4 - игра) 1938 – «Устав д\с» (вед роль игры; усилено внимание к возрасту ребенка); «Руководство д\воспитателя» (для 3 групп: младш, ср, ст) 1946 –второе изданиеРуководство д\воспитателя» 1953, 1955 – вопрос об обучении дошк-ов (А.П. Усова); 1959 – принято постановление о создании нового учреждения «ясли-сад» 1960 – НИИ дошкольного воспитания 1962 – «Программа воспитания в д\с»(4 этапа дошк.детства 1- ранний, 2- мл.дошк; 3 – ср. дошк возр; 4- ст.дошк); виды деятельности (1-игра; 2- труд; ) 1985 – типовая программа для дошк.учрежд РФ (ФК – 3часа; р\р; схд; театр деятельность); 1991 – «Временное положение о д\у» 1995 – «типовое положение о ДОУ» 2008 – нынешнее положение. бный план ориентирован на интеграцию обучения и воспитания, на развитие воспитанников и состоит из следующих образовательных областей: « Физическая культура» « Здоровье» « Безопасность» « Социализация» « Труд» « Познание» « Коммуникация» « Чтение художественной литературы» « Художественное творчество» « Музыка»
В Программе раскрываются основные концептуальные положения, в том числе основные задачи психолого-педагогической работы по реализации каждой области Программы и возможности ее интегрирования с другими областями. Решение задач психолого-педагогической работы по развитию личностной сферы (личностных качеств) детей является приоритетным и осуществляется параллельно с решением основных задач, отражающих специфику областей Программы.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4391)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |