Семинар 2. Итоги преобразований (1 час)
Целью данного семинара является подведение итогов изучения эпохи реформ Петра I. Для понимания места и роли преобразований Петра I для дальнейшего исторического развития России необходимо знакомство с различными оценками этого процесса. Перед студентами ставится задача выявить собственную позицию в вопросе о сущности и значении реформ Петра I. Противоречивость петровских преобразований и их последствий для страны вызывает неоднозначные оценки уже несколько веков. Возникают дискуссии об альтернативных путях развития. По мнению И.Д. Ковальченко, «историческая реальность, в том виде, как она совершилась, является инвариантной, т.е. однозначной. Но эта инвариантность часто была результатом реализации одной из поливариантных возможностей, заключенных в предшествующей этой реальности действительности… Такая реальность может содержать одну, либо несколько возможностей для перехода в новое состояние, для превращения в будущую реальность. В первом случае такой переход будет инвариантным, однозначно-закономерным, во втором – вероятностно-закономерным, т.е. альтернативным»[1]. Вопросы 1. Реформы Петра I: эволюция или «революция». 2. Значение преобразований первой четверти XVIII в. для дальнейшего развития России. Источники 1. Феофан Прокопович. История императора Петра Великого// Беспятых, Ю.Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях. Л., 1991. С.255-258. 2. Карамзин, Н.М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. М., 1991; URL:http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/karamzin.htm. 3. Хомяков, А.С. О старом и новом/ А.С. Хомяков// Материалы по истории СССР для семинарских и практических занятий. Освободительное движение и общественная мысль в России XIX в. М., 1991. 4. Щербатов, М.М. О повреждении нравов в России. М., 1983. Исследования 1. Анисимов, Е.В./ Е.В. Анисимов. Время петровских реформ. Л., 1989. 2. Ахиезер, А.С. Россия: критика исторического опыта (Социокультурная динамика России). Новосибирск: Сибирский хронограф, 1998. Т.1: От прошлого к будущему. Ч.1. Гл.IV. С. 180-182. 3. Баггер, Х. Реформы Петра Великого. М., 1985. 4. Каменский, А.Б. От Петра I до Павла I. Реформы в России XVIII в. Опыт целостного анализа. М., 2000. Гл.1. 5. Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века)/ Ю.M. Лотман. СПб., 1994.
Тема 2. Россия в середине и второй половине XVIII в. Семинар 1. Социально--экономическое и культурное развитие России в середине и второй половине XVIII в. (2 часа) Территориальное расширение России, а также освоение малонаселенных окраин объективно способствовали не только введению в оборот новых сельскохозяйственных угодий, но и распространению помещичьего землевладения «вширь». Ведущей отраслью экономики оставалось сельское хозяйство. В указанное время наблюдался рост феодально-крепостнических отношений вширь и вглубь. Следует рассмотреть развитие сельского хозяйства в условиях разложения феодализма, выделить новые формы эксплуатации крестьян: уроки, месячина. Необходимо выделить причины роста барщины и оброка на фоне роста дворянских привилегий и расширения владельческих прав дворян. Наблюдается дальнейший рост мануфактурного производства, характер которого определяет крепостное право. Следует дать определение таким группам крестьян, занятых на производстве, как посессионные и приписные. Необходимо выявить новые промышленные районы и отрасли производства, обратить внимание на уровень заработной платы различным категориям населения, занятого на производстве, его технической стороне. Продолжается процесс формирования всероссийского рынка. Особое внимание уделяется развитию внутренней и внешней торговли, тарифной политике правительства. Необходимо рассмотреть складывание банковской системы, цель и задачи денежной реформы, причины и хронологию обращения к иностранным займам. В сфере развития культуры необходимо обратить внимание на создание системы общего и специального образования, открытие первого университета. Следует ознакомиться с основными достижениями науки и техники, новыми стилями и жанрами в искусстве.
Вопросы 1. Состояние сельского хозяйства. Разложение феодализма. 2. Развитие промышленности, торговли и финансов. 3. Культура России в середине и второй половине XVIII в.
Источники: 1. Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков. М., 1986. 2. Михайло Ломоносов: Жизнеописания. Избранные труды. Воспоминания современников. М., 1989. 3. Рябцев, Ю.С. Хрестоматия по истории русской культуры: Художественная жизнь и быт XVIII-XIX вв. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. С. 39-240. 4. Хрестоматия по истории России: учеб. пособие/авт.-сост. А.С.Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. С.186-202.
Исследования: 1. Боровой, С.Я. Кредит и банки в России/ С.Я. Боровой. М., 1958. 2. Елисеева, О. Повседневная жизнь благородного сословия в «золотой век» Екатерины/ О.Елисеева. М., 2008. 3. История Московского университета: в 2 т. М., 1955. Т.1. 4. Каменский, А.Б. «Под сенью Екатерины … «: Вторая половина XVIII в./ А.Б. Каменский. СПб., 1992. 5. Ковальченко, И.Д., Милов, Л.В. Всероссийский аграрный рынок XVIII – начала XX в. / И.Д. Ковальченко, Л.В. Милов. М., 1974. 6. Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX в.)/ Ю.М. Лотман. М., 1994; URL:http://www.lib.rus.ec/b/330719/read 7. Мадариага И.де. Россия в эпоху Екатерины Великой/ И де.Мадариага. М., 2002. Ч.9. С. 721-773. 8. Миронов, Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII – начало XX в.)/ Б.Н. Миронов. СПб., 1999. Т.1. 9. Очерки истории СССР. Период феодализма. Россия в первой половине XVIII в. Под ред. А.И. Барановича, Б.Б. Кафенгауза и др. М.: Изд-во АН СССР, 1956. Гл.5. С.416-577. 10. Троицкий, С.М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII в.: формирование бюрократии/ С.М. Троицкий. М., 1974.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (686)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |