Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Семинар 2. Итоги преобразований (1 час)



2015-11-10 686 Обсуждений (0)
Семинар 2. Итоги преобразований (1 час) 0.00 из 5.00 0 оценок




Целью данного семинара является подведение итогов изучения эпохи реформ Петра I. Для понимания места и роли преобразований Петра I для дальнейшего исторического развития России необходимо знакомство с различными оценками этого процесса. Перед студентами ставится задача выявить собственную позицию в вопросе о сущности и значении реформ Петра I.

Противоречивость петровских преобразований и их последствий для страны вызывает неоднозначные оценки уже несколько веков. Возникают дискуссии об альтернативных путях развития. По мнению И.Д. Ковальченко, «историческая реальность, в том виде, как она совершилась, является инвариантной, т.е. однозначной. Но эта инвариантность часто была результатом реализации одной из поливариантных возможностей, заключенных в предшествующей этой реальности действительности… Такая реальность может содержать одну, либо несколько возможностей для перехода в новое состояние, для превращения в будущую реальность. В первом случае такой переход будет инвариантным, однозначно-закономерным, во втором – вероятностно-закономерным, т.е. альтернативным»[1].

Вопросы

1. Реформы Петра I: эволюция или «революция».

2. Значение преобразований первой четверти XVIII в. для дальнейшего развития России.

Источники

1. Феофан Прокопович. История императора Петра Великого// Беспятых, Ю.Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях. Л., 1991. С.255-258.

2. Карамзин, Н.М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. М., 1991; URL:http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/karamzin.htm.

3. Хомяков, А.С. О старом и новом/ А.С. Хомяков// Материалы по истории СССР для семинарских и практических занятий. Освободительное движение и общественная мысль в России XIX в. М., 1991.

4. Щербатов, М.М. О повреждении нравов в России. М., 1983.

Исследования

1. Анисимов, Е.В./ Е.В. Анисимов. Время петровских реформ. Л., 1989.

2. Ахиезер, А.С. Россия: критика исторического опыта (Социокультурная динамика России). Новосибирск: Сибирский хронограф, 1998. Т.1: От прошлого к будущему. Ч.1. Гл.IV. С. 180-182.

3. Баггер, Х. Реформы Петра Великого. М., 1985.

4. Каменский, А.Б. От Петра I до Павла I. Реформы в России XVIII в. Опыт целостного анализа. М., 2000. Гл.1.

5. Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века)/ Ю.M. Лотман. СПб., 1994.

 

 

Тема 2. Россия в середине и второй половине XVIII в.

Семинар 1. Социально--экономическое и культурное развитие России в середине и второй половине XVIII в. (2 часа)

Территориальное расширение России, а также освоение малонаселенных окраин объективно способствовали не только введению в оборот новых сельскохозяйственных угодий, но и распространению помещичьего землевладения «вширь».

Ведущей отраслью экономики оставалось сельское хозяйство. В указанное время наблюдался рост феодально-крепостнических отношений вширь и вглубь. Следует рассмотреть развитие сельского хозяйства в условиях разложения феодализма, выделить новые формы эксплуатации крестьян: уроки, месячина. Необходимо выделить причины роста барщины и оброка на фоне роста дворянских привилегий и расширения владельческих прав дворян.

Наблюдается дальнейший рост мануфактурного производства, характер которого определяет крепостное право. Следует дать определение таким группам крестьян, занятых на производстве, как посессионные и приписные. Необходимо выявить новые промышленные районы и отрасли производства, обратить внимание на уровень заработной платы различным категориям населения, занятого на производстве, его технической стороне.

Продолжается процесс формирования всероссийского рынка. Особое внимание уделяется развитию внутренней и внешней торговли, тарифной политике правительства. Необходимо рассмотреть складывание банковской системы, цель и задачи денежной реформы, причины и хронологию обращения к иностранным займам.

В сфере развития культуры необходимо обратить внимание на создание системы общего и специального образования, открытие первого университета. Следует ознакомиться с основными достижениями науки и техники, новыми стилями и жанрами в искусстве.

 

Вопросы

1. Состояние сельского хозяйства. Разложение феодализма.

2. Развитие промышленности, торговли и финансов.

3. Культура России в середине и второй половине XVIII в.

 

Источники:

1. Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков. М., 1986.

2. Михайло Ломоносов: Жизнеописания. Избранные труды. Воспоминания современников. М., 1989.

3. Рябцев, Ю.С. Хрестоматия по истории русской культуры: Художественная жизнь и быт XVIII-XIX вв. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. С. 39-240.

4. Хрестоматия по истории России: учеб. пособие/авт.-сост. А.С.Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. С.186-202.

 

Исследования:

1. Боровой, С.Я. Кредит и банки в России/ С.Я. Боровой. М., 1958.

2. Елисеева, О. Повседневная жизнь благородного сословия в «золотой век» Екатерины/ О.Елисеева. М., 2008.

3. История Московского университета: в 2 т. М., 1955. Т.1.

4. Каменский, А.Б. «Под сенью Екатерины … «: Вторая половина XVIII в./ А.Б. Каменский. СПб., 1992.

5. Ковальченко, И.Д., Милов, Л.В. Всероссийский аграрный рынок XVIII – начала XX в. / И.Д. Ковальченко, Л.В. Милов. М., 1974.

6. Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX в.)/ Ю.М. Лотман. М., 1994; URL:http://www.lib.rus.ec/b/330719/read

7. Мадариага И.де. Россия в эпоху Екатерины Великой/ И де.Мадариага. М., 2002. Ч.9. С. 721-773.

8. Миронов, Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII – начало XX в.)/ Б.Н. Миронов. СПб., 1999. Т.1.

9. Очерки истории СССР. Период феодализма. Россия в первой половине XVIII в. Под ред. А.И. Барановича, Б.Б. Кафенгауза и др. М.: Изд-во АН СССР, 1956. Гл.5. С.416-577.

10. Троицкий, С.М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII в.: формирование бюрократии/ С.М. Троицкий. М., 1974.

 



2015-11-10 686 Обсуждений (0)
Семинар 2. Итоги преобразований (1 час) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Семинар 2. Итоги преобразований (1 час)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (686)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)