Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психология норм права



2015-11-10 2039 Обсуждений (0)
Психология норм права 4.75 из 5.00 4 оценки




А). Общие вопросы психологии нормы права.

Норма права – это предписание (образец, модель) поведения в правовых отношениях. Они указывают, что дозволено и что не разрешено, какие последствия могут быть при соблюдении или нарушении зафиксированного в норме предписаний. Правовая норма является первичным элементом права. Норма права должна отвечать социальным потребностям общества и личности, соответствовать социально-психологическим механизмам человеческого поведения.

С позиций генетического (физиологического и психологического) подхода в качестве естественного критерия по отношению к праву выступает человек.

Человек – высшая степень развития жизни на земле, субъект и продукт трудовой деятельности и общественно исторического развития. Понятие «человек» состоит из 2-х слов «чело» и «век». Первая часть – «чело» имеет значение «верх, возвышенность» , оттуда далее «высшее качество», вторая – «век» – означает сила». В этом случае первоначальное значение «человек» может быть определено как «обладающий силой, взрослый мужчина».[87]

В человеке физиологическое и психологическое обусловлено и прижизненно сформировано, природное и социальное образуют нерасторжимое единство.

Человек является предметом изучения ряда наук антропологии, социологии, анатомии, физиологии и т.д. Психология изучает в человеке его психику, ее развитие, его индивидуально-психические особенности, роли, которые он исполняет в жизни, деятельности и общении.

Из самой природы человека как разумного существа вытекают правовые особенности поведения людей в обществе. Норма права – есть мера свободы волеизъявления и поведения людей.

Воля – форма психического отражения, в которой отражаемым является объективная цель, стимулы ее достижения, возникающие объективные препятствия, мешающие ее достижению; отраженным (субъективным) становиться субъективная цель, борьба мотивов, волевое усилие, волевое решение, результатом – действие и удовлетворение достижениям цели.[88]

Воля – связана с сознанием; воля есть функция сознания. Воля – это всегда сознательная регулирование человеком своего поведения, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.[89]

Без осознания своих действий нет волеизъявления, а всякое волеизъявление всегда связано с осознанием своего поведения. Например, чтобы определить полноценность волеизъявления, нужно выявить психологические особенности личности, ее эмоциональное состояние в момент действия, характер воздействовавшего на личность раздражителя, последствия такого воздействия и др. Такого рода обстоятельства имеют психологический характер и могут быть установлены специалистом.[90] Например: порок воли – это основание (юридическое для признания сделки недействительной. С психологической стороны норма воли – это неспособность субъекта (истца, ответчика) осознавать фактическое содержание совершаемых действий и не способности к волевому управлению ими.

Психологическое понятие «порок воли» означает неполноценность волевой регуляции личностью своего юридически значимого поведения.

Нормы права выступают системообразующими элементами. Правовые нормы в совокупности характеризуют право как таковое.

Норма права претерпевает различные изменения, поэтому с нее начинается реальное совершенствование правовой системы. Правовые нормы выступают основным накопителем и проводником государственной воли народа, возведенной в закон.

Правовая норма обеспечивается обществом и государством, закреплением и опубликованием в официальных актах, урегулированием общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.

Норма права отражает особенности материального и духовного мира в человеческом бытие (биологический аспект); соотношение бытия с чувством, эмоциональным настроем человека (психологический аспект); результат интеллектуальной сознательной деятельности человека (разума, воли и др.) – интеллектуально-идеологический аспект.

Норма права – сложное образование и состоит из следующих элементов: гипотезы (предположение о конкретных жизненных обстоятельствах при наличии или отсутствии которых реализуется норма права); диспозиция – (само правило поведения, как должны действовать участники правоотношений); санкция – указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушений диспозиции норм права.

Эффективность правовой нормы зависит: а) от полноты признания личностью тех социальных ценностей, которые закрепляются и охраняются правовой нормой; б) от оперативности реагирования на все изменения, которые происходят в общественном правосознании; в) от своевременной оценки состояния общественных потребностей, материальных и духовных интересов общества.

Нормы права – это наиболее существенные отношения между людьми.

Правовые нормы предусматривают понятие вины; (виновности). Лицо, совершившее общественно опасное и противоправное деяние при отсутствии вины, уголовной ответственности и наказанию не подлежит, а само деяние не может рассматриваться в этом случае как преступление. Виновность, является важнейшим признаком преступления и выражается в форме умысла или неосторожности. При умысле лицо сознавало общественно опасный характер своего действия или бездействия, предвидело его общественно опасные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий. При неосторожности лицо предвидело возможность своего действия или бездействия, но легкомысленно расчитывало на их предотвращение (преступная самонадеянность), либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно и могло их предвидеть (преступная небрежность).

Психологические особенности виновности , заключаются в том, что вина в праве – это психологическое отношение лица к своему противоправному поведению (действию или бездействию).

Существенную роль в поведении личности кроме воли, вины, цели, играет желание осуществить сознательно мотивированные действия.

. Системно-структурная характеристика: преступного поведения состоит из следующих элементов:

а) мотив, цель действия и формы вины лица (психологические компоненты);

б) предмет действия, способ, средства и условия его реализации (физиологические и вещественные компоненты);

в) результат действия, т.е. те последствия, которые наступили от действия.[91]

Процесс формирования и проявления преступного поведения субъекта можно разделить на два основных этапа:

а) Мотивационный;

б) Реализации решения.

Мотивационный этап характеризуется появлением определенных потребностей. Как научная проблема вопрос о потребностях стал обсуждаться в психологии сравнительно недавно, в первой половине xx века.

Большинство психологов признают за потребностью функцию побуждения активности (поведения, деятельности) человека. Что же такое потребности? Потребность понимается как: нужда; предмет удовлетворения нужды; отсутсвие блага; ценность; необходимость; состояние; системная реакция.[92]

Каждое понятие потребности имеет различные толкования. Слово «нужда» в «словаре русского языка» С.И. Ожогова (1985) имеет два значения: недостаток необходимого (дефицит) и потребность в чем нибудь. Несомненно, что у человека нужда и потребность тесно связаны друг с другом. Наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой потребность - это не сама нужда, а ее отражение в сознании человека. Многие психологи за потребность принимают предмет ее удовлетворения. Большинство психологов определяют потребность как объективную необходимость. «Необходимость» в словаре русского языка» С.И. Ожогова (1985) трактуется как надобность обязательная, неизбежная, без которой необойтись. Потребность как состояние рассматривается тогда, когда появляется направленность, вызванная желанием в определенный момент что-то иметь.

Существуют различные классификации потребностей человека. Потребности делятся на первичные (базовые, врожденные) и вторичные (социальные, приобретенные). Все потребности подразделяются на материальные (потребность в пище, одежде, жилище), духовные (потребность в познании окружающей среды и себя в творчестве и пр.) и социальные (потребность в общении, в труде, в признании другими людьми и т.д.).

Таким образом, потребности - это отражение в сознании нужды (нужности, желанности чего-то в данный момент), часто переживаемое как внутреннее напряжение (потребностное состояние) и побуждающее психическую активность, связанную с целеполаганием[93]. Под воздействием «субъективных» и внешних факторов потребности могут изменять свою напряженность, угасать и воспроизводится вновь, персонифицироваться в соответствии с основными структурами личности - мировоззрениям, ценностным ориентациям и т.д.[94]

Приступая к действию, лицо создает мысленную модель своих действий, прогнозирует процесс их протекания и завершения. При чем в данный момент может наблюдаться борьба мотивов (например, социально-полезного поведения и мотива преступного поведения).

Потребности личности могут под влиянием негативных обстоятельств и антиобщественного мировоззрения деформироваться и сформировать отрицательные средства и цели деятельности.

Потребности личности субъективны, поэтому в зависимости от того, какое значение потребностям придает человек - проявляется мотив его действий. Поэтому, без выяснения мотивов преступления нельзя успешно расследовать уголовные дела и целенаправленно вести профилактическую работу.

Проблемы мотивации и мотивов поведения, специфика их установления при доказывании находятся в центре внимания философов, психологов, юристов.

Изучение мотива преступления должно идти через выяснение психологической сущности деятельности и поведения человека, причем взаимосвязь общепсихологического и юридического, (уголовно-правового, уголовно-процессуального) понимания мотивов выражается соотношением общего и частного, рода и вида.

Понятие «мотив» в русском языке употребляется в значении: а) стимула, побуждения или повода к чему-либо; б) доказательства, обоснования чего-либо; в) сущности, основного содержания чего-либо. Психологи считают, что мотив это побуждение (потребность, склонность, интересы, стемления и т.д.).

Юристы определяют мотив преступления как специальное юридическое понятие, выражающее внутренний, психологический стимул, побуждение к совершению противоправного деяния или как осознанное побуждение, принятое лицом в качестве идеального осознания и оправдания своего преступного поведения.[95]

Скорее всего потребности лишь тогда становятся мотивом, когда они прошли процесс мотивации, т.е. преломилось через сознание субъекта. Каждое преступление не только мотивированно, но и целенаправленно. Мотив и цель неразрывно связаны между собой, взаимообусловлены, коррелятивны. Однако мотив и цель характеризуют различные стороны волевого процесса: мотив указывает, почему лицо совершило преступление; цель определяет направленность мотива, то, к чему стремилось, чего хотело достичь лицо в процессе совершения своих действий.

Тесная связь мотива и цели определяет зависимость мотива и конкретного поведения, мотива и конкретной деятельности. Например, цель действий расхитителя - присвоения ценностей, находящихся во владении фирмы, и распоряжение ими, как своими собственными. Мотивами могут быть стяжательство, ведения разгульного образа жизни, коллекционирование, участие в азартных играх и т.д.

Мотив и связанная с ним цель накладывают свой отпечаток на весь процесс психологической деятельности. Мотив в человеческом поведении выступает как источник активности личности, он стимулирует поведение, побуждает к совершению действий. Побудительная сила человеческой активности складывается из потребностей, стремлений, чувств, сложностей, интересов и т.д.

В юридической, психологической науке предложены разные классификации мотивов преступных деяний. Разнообразие группировок мотивов преступлений обуславливается теми практическими целями, которые преследует конкретная классификация, и наиболее характерными знаками классифицируемого явления, выражающими его сущность.

На наш взгляд при решении вопроса о классификации мотивов необходимо учитывать:

а) связь с общественными потребностями личности (идейные мотивы, нравственные, эстетические и др.);

б) вид деятельности (профессиональная, учетно-познавательная и др.);

в) время проявления (постоянное, длительное, кратковременное);

г) степень проявления (сильная, умеренная, слабая);

д) степень устойчивости (сильная, средняя, слабая)

Особое значение придается определению причинности побудительных стремлений: случайно или непосредственно связаны они с особенностями личности, входят ли в структуру. С учетом этих оснований мотивы подразделяются на устойчивые и ситуационные. К первым относятся ревность, корысть, некоторые виды мести и др., к ситуационным обида, связанная с неправильными действиями потерпевшего и других лиц; жадность и сострадание, стыд и др. На возникновение ситуационных мотивов решающее влияние оказывает конкретная жизненная обстановка, способствующая активному проявлению побуждений человека.

Вопрос установления мотивов и цели преступления решается неоднозначно. Одни авторы считают, что мотив и цель необходимо доказывать, когда они являются элементами состава преступления, т.е. если определение мотива или цели имеет уголовно-правовое значение, другие убеждены, что мотив и цель преступления подлежат уголовному делу. Возникновение разногласия является следствием разного подхода к данной проблеме. Если показать значение мотива и цели с позиций материального права как признака состава преступления, то, действительно, для верной квалификации содеянного в одних случаях обязательно требуется их установление (например, корыстная цель), в других ситуациях выявление мотива и цели преступления необязательно. В тоже время если мотив и цель рассматривается в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, то они являются признаками предмета доказывания (п. 2. ст. 68 УПК РСФСР), поэтому должны быть обязательно установлены.

Мотивы преступления формируются в ходе приготовления, осуществления и даже после его совершения.

Следователь, устанавливая мотив и цель преступления, должен хорошо представлять себе динамику преступного деяния: подготовительный этап - осознание преступником мотива и цели (мотивация); борьба мотивов и принимаемые решения: этап практического осуществления действия: этап заключительный, когда оцениваются результаты действия.

Установление мотива и цели преступления связано с большой мыслительной деятельностью следователя, результатом которой являются следственные версии. Эффективное установление мотивов и цели преступления зависит от умелого использования психологических и др познаний. Участие психолога в производстве следственных действий, производство судебно-психологической экспертизы гарантирует следователю минимальную фактическую базу для выдвижения версий о мотивах и цели преступления.

Источниками сведений о мотивах и цели преступления являются:

а) предметы или лица, на которых совершено преступное посягательства;

б) орудия, средства совершения преступления;

в) отдельные следы, предметы или вещи, свидетельствующие о характере действий лица в данной ситуации;

г) последствия преступного поведения определенного лица (или лиц);

д) обстановка и реальные условия происшествия.

Например, участие специалиста-психолога в допросе, помогает следователю выбрать правильные методы опровержения логичных показаний обвиняемого, определить позицию обвиняемого на допросе и дать рекомендации о возможной тактике поведения следователя.

Значительные сведения о мотивах и целях преступления можно получить при допросах свидетелей и потерпевших, при допросах несовершеннолетних, когда в следственном действии участвуют психолог или следователь активно использует свои собственные психологические познания. Например, при допросе несовершеннолетних необходимо помнить, что они склонны к фантазированию, эмоциональности, незрелому мышлению, повышенной внушаемости и др. Все эти особенности психики несовершеннолетних оказывают существенное влияние на объективность восприятия побуждений преступника, а тем самым и на правильную оценку мотива и цели преступных действий.

Определенную информацию о мотивах и целях преступления следователь получает из заключения судебно-психиатрической экспертизы.

Мотив непосредственно связан с личностью, поэтому его определяет анализ психического состояния лица в момент совершения преступления. Познание психологов, психиатров дают возможность установить истину по делу, решить вопрос о вменяемости лица, совершившего преступление, или о его психическом состоянии. Психолог решает вопрос о наличии аффекта (физиологического), психиатр - патологического аффекта, о его влиянии на поведение лица, возможности лица в этом состоянии предвидеть последствия своих действий, предотвратить вред.

Юристами высказываются мнение о правомерности постановки вопроса, касающихся психологической мотивации поступков, обвиняемого, потерпевших и свидетелей. Однако вопрос о мотивации преступного поведения - правовой и решение находится за пределами компетенции психологических исследований. Выводы психолога должны касаться общей психологической характеристики (потребностей обвиняемого, которая используется следователем для анализа косвенных доказательств о мотивах и цели преступления.

На смену мотивационного решения приходит второй этап - реализация решения: совершаются противоправные действия в результате которых наступает преступный результат. Установлено, что результат может не совпадать с ранее намеченной целью. Например, наступил преступный результат, который не был заранее запланированным, а преступник будучи в состоянии избыточной психологической направленности не смог предотвратить наступление последствий (смерть потерпевшего, причинение большого вреда и т.д.). В подобных ситуациях на первый план выходят побуждения направленные на избежание наказания. При чем на мотивационные процессы влияет состояние неопределенности. Появляется психическая напряженность, страх, повышенная раздражительность и др.

Ситуация неопределенности побуждает преступника давать правдивые показания.

В зависимости от длительности, соотношения осознаваемых и неосознаваемых, разумно-волевых и аффективно-эмоциональных моментов, определяются два основных типа процесса преступной мотивации - активный и пассивный.

Активный процесс преступной мотивации характеризуется длительностью и возможностью определения актуализации мотивов, постановки целей, выбора путей и средств их достижения, прогнозирование последствий принятия решения, преобладания сознательных моментов над аффективно-эмоциональными, осознаваемых над неосознаваемыми.

Пассивный процесс преступной мотивации характеризуется кратковременностью, позволяющей предположить в нем свернутость, сместимость или полное выпадение его отдельных стадий, преобладает аффективно-эмоциональных моментом над сознательно-волевым, неосознаваемых над осознаваемыми. Выявление в процессе расследования преступлений показателей активности или пассивности процесса преступной мотивации позволяет выдвигать версии о некоторых психодиагностических свойствах личности преступника.

В настоящее время предпринимаются попытки разработки психолого-правовой классификации ряда категорий преступников по устойчивым свойствам мотивационной сферы личности.[96]

а). Вхождение психологических и психиатрических терминов в уголовно-правовые нормы.

Проблема уголовно-правовой ответственности лиц, совершивших преступления и общественно-опасные деяния, относятся к числу наиболее важных междисциплинарных направлений науки и практики.

В уголовном праве указанная проблема связана с понятиями вменяемости, наказуемости, вменяемых лиц, у которых психическое расстройство наступило после совершения преступления, с возрастом вменения и другими правовыми институтами, от которых зависит уголовная ответственность.

Уголовный Кодекс РФ содержит ряд правовых норм, имеющих психологическое содержание либо существенно расширяющих применение психологических и психиатрических знаний. В четырех уголовно-правовых нормах законодатель указывает паталогическое состояние психики. В ст. 21 Ук РФ – хроническое психическое расстройство, слабоумие и иное болезненное состояние психики во время совершения общественно опасного деяния; в ст. 22 УК РФ – психическое расстройство, не исключающее вменяемости; в ст. 81 УК. РФ – психическое расстройство, возникшее после совершения преступления; в ст. 106 УК РФ – психическое расстройство, не исключающее вменяемости, обозначено наряду с неболезненным состоянием психики. Указанными психическими состояниями занимаются психиатры.

В пяти нормах указаны состояния психики, несвязанные с психическими расстройствами (физиологическими); в ч.3 ст.20 УК РФ фигурирует состояние возрастной психической незрелости; в ст. 23 УК РФ – состояние опьянения; в ст.106 УК РФ – психическое состояние матери детоубийцы в условиях психотравмирующей ситуации; в ст. ст. 107, 113 УК РФ – состояние аффекта во время совершения агрессивных насильственных преступлений.

В уголовно-правовых нормах психическое состояние в форме психических расстройств характеризуется посредством двух критериев: медицинского (хроническое психическое расстройство, временное психическое расстройство, слабоумие либо иное болезненное состояние психики (ст. 21 УК), психическое расстройство (ч.1 ст.22,ч.1. ст. 81 Ук); и психологического (неспособность "«сознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействий) либо руководить ими (ч.1. ст.21, ч.1 ст. 81 УК) и неспособность в полной мере осознавать тактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими (ч. 1 ст.22 УК).

Универсальными признаками психических состояний, имеющих уголовно-правовое значение, являются качественные критерии.

В нормах УК РФ качественный критерий характеризует качественно разнородные психические состояния, от которых зависит способность субъекта управлять своим поведением, в том числе – хронические расстройства, временные расстройства психики, слабоумие и другие болезненные состояния психики; психические расстройства, наступившие у вменяемых лиц, и задержки психического развития, не связанные с психическими расстройствами.[97]

Количественный критерий, показывает степень влияния психического состояния на осознанно – волевое поведение, дает представление об интеллектуально-волевых возможностях субъекта во время совершения общественно опасного деяния (ч.3. ст. 20 УК; ч. 1 ст. 21 УК; ч.1 ст. 22УК; ч.1 ст. 81 УК).

Основные психолого-психиатрические термины, которые используются в уголовно-правовых нормах являются: невменяемость, вменяемость, ограниченная вменяемость, ненаказуемость психически больных, возможность назначения и применения принудительных мер медицинского характера.

Основной предпосылкой вины правонарушителя является вменяемость, т.е. способность лица правильно понимать сущность совершенного деяния, осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. В сжатом виде это положение сформулировано в юридическом (психологическом) критерии вменяемости, содержащимся в ст. 21 УК РФ. Невменяемость имеет место тогда, когда не соблюдены указанные выше условия при том или ином болезненном состоянии психической деятельности (медицинский) критерий.[98]

В качестве уголовно-релевантных психических состояний, исключающих вменяемость, в УК РФ указаны:

1) хронические психические заболевания внутреннего и внешнего происхождения, которые имеют продолжительный характер и практически неизлечимы. К ним относятся: шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, мозговые травмы, отравления и другие психические расстройства.

2) временное (транзиторное) психическое расстройство, которое возникает у психически здоровых людей и заканчиваются выздоровлением (патологическое опьянение, патологический аффект, просоночные состояния с сумеречным нарушением сознания, алкогольные психозы и др.);

3) слабоумие является психическим расстройством, которое проявляется прежде всего в стойком снижении интеллектуальной деятельности (олигофрения, деменция, дебильность, имбециальность, идиотия и др.).

Основанием для признания лица невменяемым является средняя степень слабоумия (имбециальность) либо осложненная дебильность;

4) иные болезненные состояния психики – это заболевания, которые не имеют процессуальной основы и включают в себя так называемые сопутствующие психические расстройства либо приравненные к психическим расстройствам аномалии психики (психопатии);

5) несоответствие хронологического возраста несовершеннолетнего фактически достигнутому психологическому (ч.3 ст.20 УК РФ), т.е. возрастная незрелость несовершеннолетнего.

Уголовно-правовые нормы определяют деяния, совершенные во вменяемом состоянии – как общественно-опасные деяния психики больного.

Особого внимания заслуживают проблема влияния психических состояний на уголовную ответственность.

Уголовная ответственность лиц с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, регламентируется ст. 22 УК РФ. С ее введения законодательное подтверждение получил институт ограниченной (уменьшенной) вменяемости.

В силу своих особенностей ограниченная вменяемость по ряду параметров может быть у них общий признак – болезненное состояние психики.

Ограниченная вменяемость есть не что иное, как сниженная психическим расстройством способность виновного субъекта действовать осознанно и руководить своими действиями во-время совершения преступления. Размер наказания ограниченно вменяемым может быть снижен, если преступление совершено по неосторожности, при совершении умышленных деяний смягчения наказания осуществляется за счет назначения более мягких видов.

Особые трудности на практике создают нормы «о возрастной вменяемости» (ч. 3 ст.30 УК) и ограниченной вменяемости (ч.1 ст. 22 Ук), т.к. юридические оценки состояния психики законодатель сформировал в одинаковых выражениях.[99]

В уголовном праве имеются нормы, которые требуют учета психического состояния субъекта во время совершения им насильственных преступлений против личности (ст. 105 УК – убийство, совершенное матерью новорожденного ребенка; ст. 107 УК – убийство, совершенное в состоянии аффекта; ст. 113 УК – причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью; совершение преступления в психических состояниях, вызванных употреблением алкоголя, наркотиков и одурманивающих веществ.

В современной юридической литературе активно высказываются различные мнения об уголовной ответственности лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения. Общепринято:

1) лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, подлежит уголовной ответственности на общих основаниях;

2) лицо, совершившее общественно опасное деяние в сохранении паталогического опьянения уголовной ответственности не подлежит;

3) совершение преступления в состоянии опьянения является основанием для установления нуждаемости лица в принудительном лечении от алкоголизма и наркомании наряду с отбыванием наказания.[100]

Особое значение в уголовном праве придается психическим состояниям субъекта преступления, вызванным неправомерным либо аморальным поведением потерпевшего.

В учении о составе преступления существует понятие – внезапно возникшее сильное душевное волнение (аффект), который не исключает, не ограничивает вменяемость лица, совершившего преступление в ответ на неправомерные и аморальные действия (бездействия) потерпевшего.

Аффект считается факультативным признаком субъективной стороны преступления и характеризуется:

- возникает, как реакция на острый раздражитель;

- это эмоциональная вспышка, неожиданная для самого субъекта;

- острым психическим переживанием;

- переживание сопровождается бурной двигательной деятельностью;

- мощным эмоциональным складом (расслаблением, истощением).

Важнейшим признаком аффекта является внезапность. Этот признак психологический и характерен как для физиологического так и для патологического аффекта. Законодатель отождествляет психологическое понятие «аффект» с юридическим понятием «внезапно возникшее душевное волнение». Состояние аффекта снижает интеллектуальные и волевые возможности субъекта во время посягательства на жизнь и здоровье других лиц.

в). Психологические понятия в гражданском процессе.

Проблема использования психологических понятий в гражданском процессе связано с рассмотрением гражданских дел в суде.

Неотъемлемой частью гражданского законодательства является вопрос о правоспособности. Содержание правоспособности регламентируется ст. 18 ГК РФ. Правоспособность граждан рассматривается как их способность иметь гражданские права и обязанности (ст. 31 ГПК РФ).

Правоспособность тесно связана с дееспособностью. Под дееспособностью закон понимает способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (ст. 21 ГК РФ). Дееспособность связана с психическим состоянием человека. Здоровый человек правильно воспринимает ситуацию и регулирует свои действия. Наличие психических расстройств указывает на отсутствие дееспособности. Человек, который не понимает значение своих действий, и не руководит ими признается судом недееспособным.

Признать гражданина недееспособным можно при подтверждении:

а) факта психического расстройства (психическое заболевание или иное болезненное психическое расстройство);

б) факта неспособности понимать значение своих действий или руководить ими;

в) наличие причинной связи между а) и б).[101]

Необходимо помнить, что в нормах материального права медицинский (психиатрический) критерий отличается от психологического. Последний характерен для случаев деформации осознанности и волеизъявления (например аффективное состояние).

Судебная практика идет по пути современного исследования обстоятельств психиатром и психологом, т.е. комплексного изучения субъектов и материалов дела: спор об ограничении родительских прав (об отобрании ребенка); расторжение брака с установлением факта невозможности дальнейшей совместной жизни и сохранения семьи и др.

Доказательственное значение результатов психологических исследований определяется через соотносимость некоторых юридических и психологических категорий: дееспособность лица, психическое состояние истца, ответчика и др.; способность (стороны в процессе, в том числе несовершеннолетних) в полной мере осознавать значение своих действий и (или) в полной мере руководить ими; способности сторон, свидетелей (как взрослых, так и несовершеннолетних) правильно воспринимать имеющие для дела обстоятельства и давать о них правильные объяснения, показания; личностные особенности сторон в деле; содержание и иерархия основных мотивационных линий личности и др.

Психологические познания в гражданском процессе применяются по следующим делам:

- дела о признании недействительными сделок с пороками воли (ст. ст. 177, 178, 179 ГК РФ);

- дела о возмещении ущерба, причиненного дееспособным гражданином, но не способном (в момент причинения ущерба) понимать значение своих действий или руководить ими (ст. 1078 ГК РФ);

- дела по регрессным искам о возмещении вреда (ст. 1079 ГК РФ) и в случаях, когда необходимо выяснить, не действовало ли лицо при условиях указанных в ст. 1070 УК РФ (отграничение состав правонарушений);

- дела о спорах о праве на воспитание детей (ст. 65, 66, 67, 68, 69, 72, 73, 76, 140-141 СК РФ) и по другим делам, вытекающим из брачно-семейных отношений.

Особое внимание суды должны уделять делам, связанных со спорами о праве на воспитание детей. Самой распространенной судебной ошибкой при рассмотрении подобных дел является ограниченное использование психологических познаний. Психологи могут установить: конкретные условия воспитания (а не только материального содержания) детей, их возраст, особенности психологического развития ребенка, отношение детей к родителям (фактическим воспитателем), положительное или отрицательное воздействие родителей (воспитателей) на развитие детей, а также личные качества родителей, личная привязанность ребенка.[102]

Семейный кодекс РФ, введенный в действие с 1 марта 1996 г. установил ряд типичных обстоятельств материально-правового характера, имеющие психологическое содержание:

- влияние поведения родителей (воспитателей) на психическое состояние и развитие детей (в делах, квалифицируемых по ст. 65 (п.3), 66, 68, 73, 76, 146 СК РФ);

- степень привязанности ребенка к родителям (воспитателям) с учетом особенностей психического развития детей и их возраста (теже ст. СК РФ);

- при возбуждении дела по ст. 69 СК РФ (о лишении родительских прав): уклонение от выполнения обязанностей родителей; злоупотребление родительскими правами; жестокое обращение с детьми (в том числе физическое или психическое насилие).[103] Психологический подход необходим при «учете мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет…»

Психологическое обследование необходимо при оценке привязанности ребенка к каждому из родителей, личные качества родителей, отношение между каждым из родителей и ребенком (ст.65 СК РФ), а также, сложившейся конфликтной ситуации в семье.

Объективность исследования фактов жестокого обращения с детьми (ст.69 СК РФ) требует проверки возможного психического насилия. С этой целью необходимо учитывать специфику воздействия родителей, их психическое состояние и психическое развитие.

Изложенное позволяет сделать вывод, что установление фактов, имеющих психологическое содержание, невозможно без судебно-психологической экспертизы.

 



2015-11-10 2039 Обсуждений (0)
Психология норм права 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Психология норм права

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2039)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)