Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

II.Общественно-психологическая атмосфера юридической деятельности




Эффективность осуществления правосудия во многом зависит от общественного мнения и общественно-психологической атмосферы. Общественное мнение - это выраженное в форме определенных суждений, идей и представлений отношение социальных групп, объединений людей, связанных общностью интересов, к событиям или явлениям социальной жизни.

Общественное мнение выражается в форме оценки тех или иных социальных институтов, поступков отдельного человека, деятельности конкретных организаций и учреждений, например правоохранительных органов (милиции, прокуратуры и др.).

Благодаря общественному мнению укрепляется законность, своевременно устраняются допущенные ошибки, улучшается деятельность правоохранительных органов. Одной из существенных ошибок нашего недавнего прошлого было игнорирование общественного мнения и отсутствие грамотного подхода к его оформлению.

Общественное мнение можно подразделить на обыденное и научное.

Обыденное мнение формируется на основе общечеловеческой морали и традиций, народной мудрости и здравого смысла. Оно часто зависит от сложившейся у конкретной личности установки на определенные жизненные ситуации и потому может иметь позитивный или негативный характер.

Научное мнение - это глубокий анализ происходящих событий и явлений, понимание причинно-следственных связей и закономерностей, основанное на достоверных сведениях (данных).

Деление общественного мнения на обыденное и научное относительно, ибо они тесно переплетаются. Общественное внимание может быть обращено на самые разнообразные события и явления жизни. Перечислить все, что может стать предметом общественного понимания, практически невозможно. Однако следует подчеркнуть, что необычные преступления, деятельность правоохранительных органов, поведение отдельных граждан в криминальной ситуации всегда оказывались в фокусе общественного внимания. Поэтому каждый работник милиции, прокуратуры, суда должен всегда помнить, что он причастен к формированию общественного мнения.



Особую осторожность должны проявлять работники правосудия при освещении материалов уголовного дела в печати, на радио и телевидении. Нельзя торопиться сообщать о результатах предварительного расследования, личности обвиняемого и круге его свидетелей. Большой вред приносят публикации, имеющие характер судебной хроники, расчитанные на сенсацию выступления. Опубликование данных следствия до вынесения приговора может ввести общественность в заблуждение, особенно когда выводы следователя или органа дознания не получили полного подтверждения в судебном разбирательстве.

В следственной практике встречаются случаи обращения органов расследования к общественности с просьбой о помощи в установлении преступника. Эти обращения должны способствовать тому, что бы у населения складывалось впечатление, что следствие так или иначе придет к истине, вопрос лишь в меньшей затрате сил и средств. Обращаться за содействием к общественности нужно лишь в случае, если получить сведения иным путем не представляется возможным.

Через средства массовой информации необходимо информировать население о допущенных ошибках. Например, если в газете, по радио или телевидению сообщалось о лицах, привлеченных к ответственности, но в последствии их вина не подтвердилась, опровержение позволит предупредить появление образных домыслов, слухов, кривотолков, а также нареканий в адрес правоохранительных органов.

Особо следует обратить внимание на причины возникновения слухов и их влияние на общественное мнение и деятельность правоохранительных органов.

Основной причиной возникновения слухов является информационный голод. Когда потребность в информации велика, а информации нет, эмоции приобретают максимальное значение и для слухов создается благоприятная почва. Слухи распространяются и в тех случаях, когда они дают одной из сторон дополнительные аргументы против другой.

Психологическими причинами распространения слухов являются:

компенсация эмоциональной недостаточности (рассказчик получает удовольствие от реакции слушателей, а слушатели - эмоциональное удовлетворение от воспринятой информации);

утверждение личности в группе путем передачи информации (создается впечатление, что рассказчик имеет источник информации, недоступный слушателям);

склонность людей предполагать, что сообщение исходит из достоверного источника (слух, распространяется большинством и к нему относятся как к факту);

чувство солидарности, желание предупредить других о грозящей опасности;

искреннее желание разделить свое волнение, страх с другими (это смягчает последствия страха).

Стихию слухов можно классифицировать по следующим основаниям:

по степени достоверности (абсолютно недостоверные слухи; недостоверные слухи с элементами правдоподобия, правдоподобные слухи; достоверные слухи);

в зависимости от вызываемого ими эмоционального состояния населения (слух-желание, слух-пугало; агрессивный слух).[196]

По происхождению слухи бывают стихийными и умышленно сфабрикованными. Однако встречаются и промежуточные разновидности.

По силе влияния на поведение и поступки людей слухи подразделяются на провоцирующие паническое состояние, вызывающее антиобщественное поведение и будоражащее общественное мнение. Кроме того, слухи могут быть агрессивными и эмоциональными.

При анализе причин возникновения слухов важно установить, кто заинтересован в их распространении и чьими силами они поддерживаются.

К условиям, способствующим распространению слухов, следует отнести социальную нестабильность общества, степень внушаемости и др.

Меры противодействия слухам принято подразделять на две группы: профилактические мероприятия и активные контрмеры. Первые включают в себя умение предвидеть возможность возникновения слухов и своевременное удовлетворение потребности людей в правдивой информации. Вторые, т.е. меры по пресечению возникших слухов, должны исходить из анализа обстановки, степени достоверности самого слуха, заинтересованности людей в данной информации. Слухи можно подавить только фактами, а не голословным опровержением.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:

©2015 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)