Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общая психологическая характеристика судебной деятельности. Психология стадий судебного разбирательства



2015-11-10 2401 Обсуждений (0)
Общая психологическая характеристика судебной деятельности. Психология стадий судебного разбирательства 4.50 из 5.00 4 оценки




 

Психологическая структура судебного разбирательства, как вида юридической деятельности, представляет собой совокупность познавательного, организационного, коммуникативного, удостоверительного и воспитательного подвидов профессиональной деятельности юриста. В отличии от психологии предварительного расследования, где в основном применяется познавательная деятельность, в судебном процессе определяющим являются конструктивный и воспитательный подвид деятельности. Однако, это не означает, что познавательная деятельность в суде не играет существенной роли.

Основная роль познавательной деятельности в суде - это накопление информации для осуществления конструктивной деятельности - вынесения приговора или решения.

В судебном разбирательстве психологические познания используются прежде всего в уголовном процессе. Это объясняется спецификой уголовных дел, привлечением к уголовной ответственности, решением вопроса о виновности обвиняемого. Гражданские дела не связаны с общественно-опасным деянием, они представляют собой только предположение об этом. Поэтому психология в гражданском судопроизводстве используется значительно реже. Однако данное обстоятельство отнють не означает, что психологические факторы тут не столь существенные, а их выявление и учет менее важны для установления истины по делу.[254]

Судебное исследование обстоятельств дела является самостоятельным элементом осуществления правосудия и проводится с полным соблюдением принципов гласности, устности, непосредственного судебного разбирательства. Статус судьи отличает его от иных профессионалов-юристов, определяет огромную ответственность и значительный правореализованный, правоприменительный потенциал.

В соответствии со ст. 29 Закона о судебной системе, а также со ст. 17. Закона о статусе судей для выражения интересов судей как носителей судебной власти формируются в установленном федеральным законом порядке органы судейского сообщества.

В деятельности судейского сообщества огромное значение придается психологии деятельности судей по определению профессиональной пригодности конкретного судьи. Поскольку именно судьи наиболее компетентно и непредвзято могут реально оценить соответствие судьи своим профессиональным обязанностям, мотивы его поведения, его личные качества, законность и справедливость принимаемых им решений.[255]

Особое внимание уделяется квалификационным коллегиям, которые создаются для различных категорий судей, и рассматривают вопросы отбора кандидатов в судьи, проведение аттестации судьи, присвоение ему квалификационного класса и т.д. В процессе отбора кандидатов в судьи (например, сдача экзаменов, собеседование и т.д.), а также других вопросов, связанных с профессиональной деятельностью, активно применяются собственные психологические познания судей, используются консультации и заключения специалистов (психологов, педагогов и др.).

Необходимо помнить, что всегда остается спорной возможностью учета социальных и психологических черт судьи. В то же время практика показывает, судьи с негативными качествами (самолюбивые, безудержные, склонные к бестактному проведению и др.), могут погубить работу любого суда и принести существенный вред обществу.

Остановимся на некоторых видах судебной деятельности.

Познавательная деятельность в суде имеет свою специфику. Прежде всего, процесс познания фактов осуществляется судом со значительным удалением от времени совершения преступления. Поэтому на предварительном следствии необходимо принять все возможные меры к тщательному закреплению полученных доказательств и тем самым облегчить суду опосредованное восприятие тех фактов, которые имеют значение для объективного рассмотрения дела. Очень важно, чтобы результаты предварительного расследования не оказали внушающего действия на процесс восприятия судьями выводов следствия. В момент познавательной деятельности - это вполне возможно, т.к. объективно существует так называемый «синдром общего дела».[256]

Познавательная деятельность судьи - это самостоятельное, практически новое исследование материалов предварительного расследования. При рассмотрении гражданских дел, судья впервые создает мысленную модель, подлежащих исследованию фактов и вносит в судебное заседание свои знания о деле, полученные им во время подготовки судебного разбирательства.[257]

Профессиональными особенностями судьи являются:

- независимость;

- ответственность;

- формализм.

Независимость судей означает личную ответственность за осуществляемую ими деятельность и высокую нервную напряженность труда.[258]

Судья лично принимает решение (совещаясь с коллегами в составе суда), действует в строгом соответствии с законом; и поступает ответственно, постепенно преодолевая давление на суд со стороны заинтересованных лиц.

Работу судьи принципиально усложняет существующий формализм профессиональной деятельности. Формализм требует, чтобы судья решал свои задачи с соблюдением весьма жестких правил. Уголовный, гражданский и арбитражный процессы предусматривают весьма изощренные процедуры, которые трудно освоить, а не только выполнять. Представляется, что судья постоянно осуществляет свои действия, которые только усложняют судебный процесс, делают его скованным и трудноуправляемым.

В литературе высказываются суждения, что необходимо упростить деятельность судей, процесс.[259]Введение мировых судей является первым шагом в этом направении.

Особенностью познавательного процесса в суде является то, что процесс познания в форме судебного разбирательства, идет в строгом соблюдении принципов открытости, гласности, коллегиальности, непрерывности и непосредственности судебного разбирательства.

Принципы судопроизводства существенно влияют на поведение участников процесса, на весь ход исследования, оценку доказательств по делу. Значительная часть познавательной деятельности судьи осуществляется в процессе сравнительного исследования им материалов предварительного расследования (недели события) и конкретного закона.

Судья имеет полную свободу в исследовании норм закона, квалифицирующий поведение обвиняемого (подсудимого) в конкретной ситуации, материала, имеющегося в деле, а также той информации, которую он получает в процессе судебного разбирательства. Судья вправе провести собственное сопоставление модели события и закона. Причем следует отметить, что мысленное сравнение обстоятельств происшествия и закона осуществляется на протяжении всего судебного разбирательства и завершается в совещательной комнате. В юридической психологии определены основные факторы, влияющие на эффективность познавательной деятельности в суде:

1) полнота и тщательность сбора всей информации на предварительном следствии;

2) полнота изучения материалов предварительного следствия и наличие плана проверки этих материалов в суде (выдвижение судебных версий, объясняющих преступное событие, сомнения, предположения и т.д.);

3) внутренние условия для познавательной деятельности (т.е. внутренняя готовность судьи воспринимать, анализировать, сопоставлять информацию, поступающую в суд);

4) внешние условия осуществления судом познавательной деятельности (психологической состояние всех находящихся в зале судебного заседания, а также участники судебного разбирательства);

5) полнота и правильность использования источников сообщения фактов (тщательное изучение в судебном заседании не только фактов, но и их источников: личности свидетеля, обвиняемого, потерпевшего и др.);

6) полнота и правильность использования судом познавательной деятельности всех участников судебного разбирательства (результаты познавательной деятельности прокурора, адвоката, эксперта, гражданского истца, гражданского ответчика и др.);

7) полнота использования коллегиальности при осуществлении познавательной деятельности (обмен судей мнениями - обязательное условие объективного и всестороннего исследования доказательств по делу);

8) стадийность (последовательность) осуществления познавательной деятельности (процесс познания истины) осуществляется путем прохождения строго определенных этапов или стадий, исследования всех необходимых факторов.[260]

На процесс познания и установления истины по делу судом положительное влияние оказывает обстановка в зале судебного заседания, взаимоотношения участников уголовного (гражданского) процесса, сама процедура исследования доказательств. Определение, активизирующее влияние на мыслительную (познавательную) деятельность членов судебного заседания оказывают прения сторон, участники которого всесторонне исследуют доказательства по делу.

Каждая стадия судебной деятельности имеет свои психологические аспекты, связаны с познанием материалов предварительного расследования, активизация мыслительной деятельности. Здесь особое значение имеет воображение, Все материалы предварительного расследования должны преобразоваться в мысленное и зрительное представление о событии преступления (времени, пространстве, предметах, действиях участников и т.д.).

Психология судебного следствия касается особенностей непосредственного восприятия всех источников доказательств, а также включает в себя заслушивание словесных сообщений участников судопроизводства (прокурора, адвоката, эксперта и т.д.). Основная информация в суде поступает через устные показания потерпевших, свидетелей и т.п. Поэтому очень важно создать такие условия, которые позволили бы с самого начала устранить настороженность, скованность, психологическое напряжение у лиц, участвующих в судебном заседании.

Познавательная деятельность в суде может протекать в довольно сложных условиях:

а) давление внешних обстоятельств на суд;

б) внутренние особенности, влияющие на судебное заседание.

К внешним условиям относятся поведение находящихся в зале лиц, участников судебного разбирательства; накаленная нервная обстановка; острые конфликты, возникающие между участниками процесса; общественное мнение, которое создается до слушания дела и ставится известно судьям. Внутренние особенности – это психическое состояние членов суда взаимоотношения в суде и др

Общественное мнение выражается в форме оценки тех или иных социальных институтов, поступков отдельного человека, деятельности конкретных организаций и учреждений, например, правоохранительных органов (милиции, прокуратуры и др.).

Благодаря общественному мнению укрепляется законность, своевременно устраняются допущенные ошибки, улучшается деятельность суда и других правоохранительных органов. Одной из существенных ошибок является игнорирование общественного мнения и отсутствие грамотного подхода к его формированию.

Необходимо подчеркнуть, что необычные преступления, деятельность правоохранительных органов, поведение отдельных граждан в криминогенной ситуации всегда оказывались в фокусе общественного мнения. Поэтому каждый работник суда должен всегда помнить, что он причастен к формированию общественного мнения.

Особо следует обратить внимание на причины возникновения слухов и их влияние на общественное мнение, и деятельность суда.

Организаторская деятельность позволяет судье проводить беседы с гражданами. Во время их приема и в связи с разрешением дела;, подготовить необходимые документы, изучение жалоб, руководящей судебной практики, законодательных норм; анализ информации, необходимой для принятия решения или вынесения приговора: осуществлении различных технических процедур (например, вызвать свидетелей, «вызвонить» народных заседателей, организовать встречу с адвокатом и др.); выполняет процессуальные действия в рамках слушания дела; осуществляет проверку законности ареста и т.д. Таким образом, судья осуществляет различную организаторскую работу в процессе подготовки, ведения и завершения рассмотрения дела (уголовного или гражданского).

Организаторская деятельность суда ярко проявляется при исполнении приговора или решения, разрешении возникших в ходе суда процессуальных вопросов, а также осуществлении судебного контроля и прокурорского надзора за соблюдением законности при исполнении воли суда.

Общеизвестно, что определенное психологическое воздействие на участников судебного заседания оказывает помещение, его пространственная организация. Особенно неприспособленные для судебного разбирательства помещения. Поэтому, в организаторскую деятельность судьи входит обязательный контроль за подготовкой помещения, расположением будущих участников судебного заседания, чтобы их визуальные контакты не влияли отрицательно на процесс получения показаний от допрашиваемых лиц.[261]

Профессиональная деятельность в суде ограничена временными рамками. Необходимо в кратчайший срок воспринять, переработать информацию и отбросить не имеющую отношение к событию (к сожалению, в уголовном деле порой находятся документы, которые с большой натяжкой можно отнести к расследуемому делу, а иногда и вовсе к нему не относящиеся). Краткость времени восприятия обстоятельств происшествия в суде приводит к необходимости особой организованности (организаторской деятельности) и дисциплины. Сущность такого высказывания заключается в том, что судья обязан контролировать поступающую информацию, оперативно ее осмысливать и своевременно принимать по этой информации решение.

В противном случае, какие-то факты, детали могут быть судьей вообще не восприняты, не полностью или ошибочно. В отличии от следователя, судья имеет больше возможностей равномерно распределить свои физические и психологические силы путем планомерного регулирования потока информации и скорости ее поступления. В.А. Дулов справедливо указывал, что «если в работе следователя при установлении и выявлении факта возможна (и даже подчас необходима) исключительная напряженность, в работе судьи такая большая напряженность, повышенная концентрированность деятельности является только отрицательным моментом»[262].

Законодатель не случайно устанавливает порядок судебного следствия (допрос свидетелей, выступление прокурора, защитника и т.д.). Строгая регламентация судебного разбирательства преследует цель облегчить психологическое напряжение в суде путем предоставления суду возможности спокойно воспринимать и осмысливать поступающую информацию. Для того, что бы информация не воспринималась в состоянии крайнего утомления, объявляются перерывы, дается время на наведение порядка в зале судебного заседания и т.д.

Положение судьи характеризуется тем, что закон возлагает на него руководство ходом судебного заседания. Судья должен обладать многими психологическими качествами: высоким чувством долга и ответственности, хладнокровием, тактичностью, вежливостью, сдержанностью, критичностью мышления, спокойствием, беспристрастностью и др.

В коммуникативной деятельности суда отражаются межличностные взаимоотношения, складывающиеся между судьями, работниками того или иного судебного органа. Важнейшим элементом коммуникативной деятельности суда являются отношения, которые складываются в процессе судебного допроса. При рассмотрении уголовных дел в суде допрос свидетелей, потерпевших и т.д. осуществляется после того, как участники судебного заседания были допрошены на предварительном следствии. Председательствующий в суде должен помнить, что допрашиваемые, как правило, стараются повторить сказанное на следствии. Поэтому в процессе допроса может сказаться их психическая напряженность, скованность, заторможенность и другие негативные особенности поведения и памяти, пока допрашиваемый не привыкнет, не адаптируется к новой обстановке. Публичное разъяснение свидетелю его процессуальных прав и обязанностей. Основа установления контакта в суде. Важное значение играет тональность, расстановка пауз, грамотное ударение в обращении к свидетелю, все должно подчеркивать ответственность лица за уклонение от своих процессуальных обязанностей. Допрос вести спокойно, сдержано, не перебивать выступающего. Вопросы задавать понятные адресату, без смеха и злорадства. При изменениях показаний допрашиваемого, обязательно выяснить мотив такого поведения свидетеля, потерпевшего, подсудимого и др. Предупредить подобное положение в суде можно путем снятия вопросов, не относящихся к рассматриваемому событию или корректно уточнять поступающие вопросы. На стадии предания суду закон специально сужает психологические контакты, коммуникативные связи с другими участниками процесса.

Психологи считают, что развитие коммуникативных связей здесь может быть только помехой для первичного этапа предварительной деятельности судьи, затрудняет познание им материалов предварительного расследования.[263]

Кроме того, в судебном заседании у суда возникает обязанность регулировать психологию взаимоотношений между участниками судопроизводства. Особая роль в этой деятельности отводится председательствующему на судебном заседании. Он обязан наблюдать за поведением подсудимого, свидетелей, потерпевших, прокурора, адвоката и других участвующих в деле лиц, устанавливать правильные взаимоотношения между участниками процесса, т.е. председательствующий должен умело оказывать управляющее воздействие на весь ход ведения судебного заседания.

Важнейшей формой процессуального общения (коммуникации) являются судебные прения, состоящие из выступлений обвинителя, защитника, других участников процесса. Речи должны быть понятными для присутствующих, легко восприниматься и нести серьезную смысловую нагрузку. Судебная речь включает в себя не только правовую оценку события, но и его нравственную характеристику, соответствующую мировоззрению, личностной установке, психологическим качествам. В речи должна чувствоваться убежденность, уверенность, решительность, сила безупречных доказательств, нравственная чистота. «Не должно быть учительского тона, противного и ненужного – взрослым, скучного молодежи»[264]

Своеобразной разновидностью судебной речи является последнее слово подсудимого, предоставленное ему после окончания судебных прений сторон (ст. 279 УПК РФ).

Психологическое значение последнего слова подсудимого состоит в том, что состав суда удаляется на совещание под самым последним непосредственным впечатлением от его доводов, отношения к содеянному, проявленного раскаяния.[265]

Коммуникативная деятельность осуществляется и в стадии вынесения приговора или решения, т.к. эти действия являются результатом коллективного мышления. В ходе совместной деятельности смягчаются крайности психических показателей всех членов группы, повышается эффективность мышления, сковывается воздействие тех объективных факторов, которые могут привести к ошибочному результату.

На стадии вынесения приговора четко определяется последовательность осуществления различных видов деятельности в совещательной комнате. Судебные психологи (А.Р. Ратинов, А.В. Дулов и др.) выявили здесь некоторые психологические закономерности, которые позволяют эффективно провести коллегиальное обсуждение.

1. Осуществление деятельности в совещательной комнате согласно четкому и определенному плану.

2. Возбуждение взаимной заинтересованности всех членов коллегии в решении вопросов; обеспечение активного участия в этом каждого члена коллегии.

3. Коллегиальное завершение познавательной деятельности.

4. Четкая последовательность в решении вопроса о соотношении результатов познания моделей события, действий с определенной нормой закона.

5. Вынесение обоснованного заключения о виновности или невиновности подсудимого, определение ему меры наказания.

При принятии групповых решений составом суда роль профессиональных качеств судьи значительно возрастает . Закон подробно регулирует порядок вынесения решения по любым вопросам. Например, ст.15, 23, 306 УПК РФ регулирует вопросы: постановки приговора; принятии решения большинством голосов; право на особое мнение судьи, не согласившегося с решением большинства; обязательного отвода судьи, заинтересованного в деле; объявление председательствующим своего мнения последним.

Аналогичные правила предусмотрены и при разрешении гражданско-правовых споров в суде (ст. 16 ГПК РФ). Такого же рода гарантии предусмотрены законодательством и при рассмотрении дел с участием коллегии присяжных заседателей.

В психологической структуре деятельности суда основной является конструктивная деятельность. Все основные виды деятельности суда подчинены деятельности по принятию решения относительно возникшего спора или вынесению приговора, т.е. конструктивной деятельности. Конструктивная деятельность осуществляется каждым судьей в отдельности, но завершается обязательно коллегиально. Конструктивная деятельность суда предполагает целую серию взаимосвязанных действий:

1. коллективное обсуждение всех выявленных фактов и вынесение приговора или решения по делу;

2. обязательное заслушивание мнений заинтересованных участников судебного разбирательства;

3. принятие конструктивного решения каждым из коллегии судей;

4. полное выявление и тщательная проверка всех фактов, относящихся к делу, подлежащему разрешению.[266]

Конструктивная деятельность в суде направлена на планирование и обеспечение процесса поступления информации так, чтобы эта информация была всесторонне исследована и оценена составом суда.

С целью предварительного исследования материалов дела судье приходится проводить беседы с гражданами во время приема и в связи с разрешением дел; заниматься подготовкой различного рода документов; поиском законодательства по конкретным уголовным и гражданским делам, заявлениям или жалобам граждан, юридических лиц и др. Судебная деятельность развивается в строго регламентированном процессуальным законом последовательности, которая создает определенные ситуации развития общей судебной деятельности: предание суду, судебное рассмотрение, вынесение и исполнение приговора (решения) и др. Каждая стадия судебной деятельности имеет свои психологические аспекты, связанные с планированием судебного рассмотрения. Судья выдвигает версии о различных возможностях иного объяснения фактов и связей между ними. Выдвижение судебных версий непосредственно связано с планированием предстоящего исследования доказательств в судебном заседании. Судья должен иметь развернутый план восприятия и переработки всей информации в судебном заседании. Такое планирование предстоящего восприятия информации дает возможность в значительной степени дисциплинировать восприятие и определить последовательность предстоящего исследования доказательств. Судья должен так распределить восприятие, чтобы было время для осмысливания, сопоставления его с другими, проверки, выдвижения предположений (версий).

Психологические аспекты стадии судебного следствия обусловлены подготовкой и проведением определенных процессуальных действий: допроса, очной ставки, экспертизы, эксперимента др. Например, специфичность условий в судебном заседании привела к выработке специальных форм судебного допроса: перекрестного, шахматного. В первом случае, когда допрос одного человека осуществляется несколькими участниками судебного рассмотрения, имеет место реализации метода воздействия путем постановки и варьирования метода психолого-педагогического воздействия регулируемыми отношениями.[267]

Конструктивная деятельность обеспечивает выполнение поставленной судом задачи по исследованию дополнительных обстоятельств, выявленных в суде.

Волеизъявление судьи облекается в особую процессуальную форму: решения, определения, постановления, приговоры. В одних случаях процессуальное решение, определение и др. принимается судьей единолично, в других – коллегиально.

Процесс судопроизводства оказывает огромное воспитательное воздействие на всех присутствующих в зале судебного заседания, в том числе и на подсудимого. Поэтому воспитательная деятельность в суде играет исключительную роль. Эффективность ее зависит, в первую очередь, от полного и объективного рассмотрения в судебном процессе всех обстоятельств дела. Именно от того, на сколько корректно, скурпулезно, досконально и наглядно исследуются доказательства дела в суде, насколько действия суда соответствуют закону, зависит его воспитательное воздействие на присутствующих.

Огромное воспитательное воздействие имеет оглашение приговора. Важно, чтобы приговор был объективным, отвечающим требованиям закона о соразмерности наказания тяжести содеянного и личности подсудимого, доступным для понимания всеми присутствующими в зале судебного заседания. Иначе говоря, приговор должен отличаться предельной четкостью, ясностью, конкретностью и убедительностью.

Воспитательное воздействие суда осуществляется и в процессе собирания, анализа и направления в исправительно-трудовое учреждение сведений о личности осужденного. А.Э. Жалинский указывает, что «судебное решение часто не выполняет воспитательной функции, не создает у граждан ощущения защищенности их прав и стабильности отношений. Не всегда при этом неподготовленными оказываются судьи, но доверие к ним утрачивается, заслуживают они того или нет».[268]

Удостоверительная деятельность в суде прежде всего связана с оформлением профессиональных документов.

Каждая стадия судебной деятельности имеет свои особенности.

На стадии предания судузакон специально сужает психологические контакты, коммуникативные связи судьи с другими участниками процесса. Психологи считают, что развитие коммуникативных связей здесь может быть только помехой для первичного этапа познавательной деятельности судьи, затрудняет познание им материалов предварительного следствия.[269]

Психология судебного следствия касается особенностей непосредственного восприятия всех источников доказательств, а также включает в себя заслушивание словесных сообщений участников судопроизводства (прокурора, адвоката, эксперта и т.д.)

Кроме того, у суда возникает обязанность регулировать психологию взаимоотношений между участниками судопроизводства. Особая роль в этой деятельности отводится председательствующему на судебном заседании. Он обязан наблюдать за поведением подсудимого, свидетелей, потерпевших, прокурора, адвоката и других участвующих в деле лиц, устанавливать правильные взаимоотношения между участниками процесса.

Основная информация в суде поступает через устные показания свидетелей, потерпевших и т.п. Поэтому очень важно создать такие условия, которые позволили бы с самого начала устранить настороженность, скованность, психологическое напряжение у лиц, участвующих в судебном заседании.

Внимательное, вдумчивое отношение к каждому свидетелю, потерпевшему, подсудимому вызывает у них желание отвечать тем же: подробно излагать обстоятельства события, объективно оценивать информацию и т.д.

Основным методом психологического воздействия в суде является убеждение. Сила убеждения возрастает благодаря атмосфере судебного разбирательства, что создает специфический тон для его восприятия.

Психологические аспекты стадии судебного следствия обусловлены тактикой и психологией выполнения определенных процессуальных действий: допроса, очной ставки, эксперимента, экспертизы и др.

Например, специфичность условий в судебном заседании привела к разработке специальных форм судебного допроса: перекрестного, шахматного. В первом случае, когда допрос одного человека осуществляется несколькими участниками судебного рассмотрения, имеет место реализация судебно-психологического воздействия путем постановки и варьирования мыслительных задач. Во-втором – в своеобразной форме проявляется метод воздействия регулируемыми психическими отношениями.[270]

Психологические особенности стадии вынесения приговора, прежде всего, связаны с конструктивной деятельностью суда, а также с психологией взаимоотношений между составом судей.

Психология стадии исполнения приговора – это психологические особенности своевременного и правильного исполнения приговора, разрешения возникающих в ходе его процессуальных вопросов, а также осуществления судебного контроля и прокурорского надзора за соблюдением законности при исполнении приговора.

Психологические особенности исполнения приговора прямо обусловлены конструктивной, познавательной и воспитательной деятельностью.

 

 



2015-11-10 2401 Обсуждений (0)
Общая психологическая характеристика судебной деятельности. Психология стадий судебного разбирательства 4.50 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Общая психологическая характеристика судебной деятельности. Психология стадий судебного разбирательства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2401)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)