Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Идейно-художественный анализ «Свадьбы»



2015-11-10 1565 Обсуждений (0)
Идейно-художественный анализ «Свадьбы» 0.00 из 5.00 0 оценок




Драма «Свадьба» - шедевр драматургии Выспяньского, большое событие в театральной жизни рубежа веков. Эта развёрнутая метафора польской жизни(реальное событие, положенное в основу драмы – свадьба поэта Рыдля и крестьянки, которая праздновалась в доме Тетмайера, Выспяньский присутствовал на ней). Драма сочетала взгляд на историческое прошлое Польши с оценкой современности, сатиру с лирикой, реализм с фантастикой. Драма-сказка, следы польского народного кукольного театра («шопка»).

Союз шляхты и крестьянства кажется автору иллюзорным, обе стороны ещё не созрели. Крестьяне политически незрелы, заняты только своими проблемами. У шляхты – образ идеализированного мужика и деревни в целом. У интеллигенции весьма поверхностные знания о народе. Так, например, Журналист не замечает проблем деревни. Фигура Хозяина – соед. звено между крестьянством и шляхтой.

Первый акт – ещё только экспозиция драмы, он лишён действия. Здесь происходит смотр сил, обозначение конфликтов между крестьянами и шляхтой. Автор создаёт реалистическую картину польской деревни, проявляются её реальные общественные связи. В репликах персонажей используется разговорный язык. Крестьяне, выступающие в драме – этто живые люди со своими проблема, отнюдь не идилличными интересами и стремлениями. Их живые характеры не похожи на умозрительное представление о мужике польских хлопоманов, воображающих его простачком. Не дурак выпить, грубиян и драчун войт Чепец опрокидывает подобные представления. Он выражает растущую политическую грамотность деревни, пробуждающееся чувство собственного достоинства, самосознание (этого боится Журналист, кстати говоря).

Объединение сословий в драме только внешнее, поэтому драма превращается в памфлет, сатиру на людоманию. Выспяньский показывает, что гостей из города привело сюда стремление спрятаться от действительных противоречий жизни. В глубине души все участники этого маскарада понимают, что «вы – не мы, а мы – не вы». Жених заявляет, что вырвался на природу от краковской скуки, сентиментально-слащаво умиляется своей Невестой (поверхностно-идеализирующий, эстетический подход хлопоманов), в то время как Ягуся – прозаическая и трезвая натура. Журналист, Поэт скептически относятся к людоманским фокусам современной молодёжи, но они тоже бегут от действительности, заглушают внутренний голос совести и разума, напоминающий о родине, свободе.

Выспяньский беспощадно бичует польское общество за измельчание, национальное унижение, самообман и самоубаюкивание.

Второй акт пропитан поэтической атмосферой броновицкой хаты (броновицкая хата – этто вся Польша, символ ковчега), отдельные персонажи сопоставляются с нереальными фигурами, пересекаются реальные и символические плоскости.

Вызванный Рахилью Соломенный Чехол (символ усыплённой нации) приводит с собой в избу вереницу фантастических персонажей – Станчика, Гетмана, Упыря, Рыцаря и др., в диалогах с которыми герои драмы раскрывают свои самые наболевшие думы и переживания.

Достигает кульминации тема ничтожности современной жизни («мотыльки мы, жалкие мошки неволи и тьмы»).

Перед Журналистом предстаёт призрак патрона его партии Станчика. Журналист осуждает польскую действительность, ирония над всепроникающей ложью и пафосом. Он понимает ничтожность партии, которой служит. Станчик возмущён, что к нему привязываются люди, которые ведут страну к окончательному падению, эти самозваные последователи – и есть подлинные шуты. Станчик даёт Журналисту шутовской жезл с призывом «мутить им воду».

Перед Поэтом (реальный прототип – Казимиж Тетмайер), изысканным стихотворцем и скептическим служителем поэзии, появляется призрак Рыцаря, Завиши Чарного (Тетмайер был автором об этом герое Грюнвальдской битвы), чтобы отвадить его от «писания сонетов и октав», как от пустого занятия, и пробудить стремление к большому делу во имя Польши.

Жениху видится тарговичанин гетман Браницкий (предательство аристократии). Жених не удовлетворён собой, ощущает происходящий фарс («а теперь в павлиньи перья нам рядиться довелось»).

Упырь – призрак предводителя крестьянского восстания 1846 г. Якуба Шели. Он хочет быть сватом польским панам (его можно сравнить со Злым Паном из «Дзядов» Мицкевича).

Ничего нельзя забыть, нельзя игнорировать объективную реальность классовых противоречий.

К Хозяину является украинский лирник Вернигора «со Словом» и с «Приказом» - разослать во все стороны гонцов, собрать крестьянское войско и по сигналу Золотого рога выступить в бой.

Сташек находит Золотую подкову (символ счастья). Хозяин говорит, что счастье надо прятать.

 

Третий акт – символическое поражение восстания по вине обоих сторон. Хозяин, заснув, забыл о предсказаниях Вернигоры. И хотя, разбуженный энергичным напоминанием Чепца и угрозой, что крестьяне «пойдут с косами на панов», если те предадут национальные интересы , он уже готов с другими гостями из города выступить, - возможность вооружённого восстания уже окончательно потеряна по вине крестьянского парня Яська (дружка, сын Хозяина), который потерял Золотой рог, нагнувшись за шапкой с павлиньими перьями (символ материальных ценностей).

Разговор Поэта и Невесты о Польше (Невеста рассказывает свой сон: дьявол приглашает её в свою карету, направляется Польшу, но Невеста не знает, где та Польша).

Экспрессивное, захватывающее действие обрывается; нагнетаемая символика (мистические преобразования в природе, скачущие в тучах всадники и пр.) достигает апогея в финальной сцене сомнамбулического танца участников свадьбы, хоровод под музыку Соломенного Чехла (играет на деревянных палочках). Этот танец – символ неволи и маразма.

 

Течения, отразившиеся в «Свадьбе»:

1) символизм (гости из потустороннего мира, символы);

2) экспрессионизм (мимолётность);

3) классицизм (единство времени, места и действия);

4) романтизм (чисто польские национальные проблемы, сверхъестественная мотивировка некоторых событий);

5) элементы шекспировской драмы (призраки, объединение различных эстетических категорий);

6) натурализм (внимательное отношение к деталям).



2015-11-10 1565 Обсуждений (0)
Идейно-художественный анализ «Свадьбы» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Идейно-художественный анализ «Свадьбы»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1565)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)