Природа денег и их значение
· После возникновения разделения труда, возникли обмен товарами, а затем торговля ими. Обмен – это бартер, архаичная форма торговли. · Постепенно, один из товаров, становится универсальным объектом обмена. Таким объектом стали слитки или бруски из металла – меди, серебра, золота. Затем из этих металлов стали лить или чеканить монеты. Это и были первые деньги. Эти деньги имели и непосредственную ценность, из-за рядности металлов. · Роли денег: ü Деньги стали универсальным средством обмена, торговли товарами, обеспечивая эквивалентность процесса – первая роль денег.
ü Деньги дают людям уникальную возможность выразить стоимость товара количественным образом, в определенных единицах (рубли, доллары, евро и т.д.). ü Деньги – это лучший измеритель стоимости, позволяющий сопоставить ценность вещей и обеспечивать эквивалентность обмена. Это вторая роль денег. ü Деньги – это средство накопления богатства. Эта третья роль денег. · Деньги дают людям уникальную возможность выразить стоимость товара количественным образом, в определенных единицах (рубли, доллары, евро и т.д.). Деньги, стоимость, богатство. · Деньги – это мера стоимости и воплощение богатства. Охарактеризуем это подробнее. · Потребительская стоимость устанавливается, на вкус, цвет, ощупь, исходя из физических, химических, биологических признакам, наконец на основе модных тенденций. Гораздо сложнее определить меновую стоимость или просто стоимость. Деньги и обретают такую меновую стоимость, а не истребительскую. · Деньги воплощают стоимость товаров, если их количество адекватно количеству товаров, в противном случае возникает инфляция или дефляция. · Деньги есть накопитель богатства, если они отображают реальное вещественное и материальное, а так же интеллектуальное богатство народа, страны. Если подлинное экономическое богатство не создается, не преумножается, а даже разрушается, то рушится и денежное богатство, независимо от количества накопленных денег, особенно бумажных. Золотым и серебряным монет все же следует доверять больше, чем бумажным купюрам.
Виды денег · История денег на Руси (см. другой конспект) · Существуют различные виды денег А) Наличные деньги – это универсальное платежное средство - монеты - бумажные купюры Б) Безналичные деньги Они не существуют в явной форме, но дают возможность либо получить наличные деньги, либо выполнить отдельные платежные функции наличных денег. Ø Безналичные деньги хранятся в банках на банковских счетах Ø Прогрессивные формы использования безналичных денег: - электронные банковские карточки - банковские чеки (выписывается чек и предъявляется к оплате)
Денежное обращение
· Денежное обращение – это движение денег в процессе их выплаты, передачи при купле продаже товаров или услуг. · Кругооборот денег обеспечивается экономическим воспроизводственным циклом (производство à распределение à обмен à потребление) · Выпуск денег в обращение называется имиссей. На обращение можно влиять путем изъятия их части из денежного оборота. · В каждом государстве существует орган или органы, отвечающие за обращение денег и денежную политику. В России это Центральный банк, который не зависит от исполнительной власти, но ощущающий влияния законодательной власти (дума и совет федерации) Центральный банк распространяет деньги, запускает их в обращение (печать денег) выводит из обращения, проводит валютную политику. · Частично имиссия денег необходимо в связи с износом денежной массы, находящейся в обращении. · Сколько денег должно находиться в обращении и надо ли осуществлять денежную имиссию – вопрос непростой. Ни экономическая наука, ни практика не дают однозначного ответа. Американский ученый Ирвинг Фишер предложил из условия баланса денег продавцов и покупателей следующее отношение: Уравнение обмена
, где
M – Количество денег, необходимое для осуществления одного цикла купли-продажи товаров. V – Скорость обращения денежной массы М, то есть циклов (оборотов), которые совершают деньги в ходе купли продажи товаров в течении года. Q – Количество проданных за год товаров С – Средняя цена проданных товаров
В правой части уравнения стоит общий объем годовых продаж товара в денежном выражении. В левой части уравнения – общее количество денег, участвующих в годовом обращении. Из уравнения следует, что увеличение денег в обращении объективно определено и не нарушает сбалансированность, если возрастает количество товаров.
· Часто высшие законодательные и исполнительные власти государства сами являются виновниками увеличения количества денег, избыточной имиссии, пытаясь искоренить дефицит бюджета печатание денег, чтобы иметь деньги на госрасходы. Но это ведет к росту цен и инфляции. · В ряде случае граждане страны выводят деньги из оборота, стремясь накапливать не в банках, а в «чулках», « кубышках», а это приводит к дефициту денег и ведет к имиссии.
Деньги и валюта · В просторечье принято называть деньгами денежные средства своей страны, а волютой – деньги других стран. С научной точки зрения: валюта – это денежная единица страны. · Валютный курс – это цена денежной единицы страны в данный момент времени, выраженная в денежных единицах других стран. Установление валютного курса называют котировкой валюты, а сам курс валютным паритетом. · Валютный курс зависит от многих факторов: - покупательная способность валют - предложения на валютных рынках - инфляционные тенденции - экономическая конъюктура - стабильность экономики и т.п.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (755)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |