Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы обучения и преподавания





Ф КГМУ 4/3-03/01

ПП КГМУ 4/01

КАРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра гистологии

 

СИЛЛАБУС

По Gis -1 2205 - Гистологии -1

Для специальности 051301 - "Общая медицина"

Объем учебных часов: 108 часов

Курс 2

Семестр 3, 4

 

 

 

Караганда 2009 г.


Силлабус составлен на основании рабочей программы по дисциплине «Гистология-1» для специальности 051301 – «Общая медицина» (___.___. 20___.)

 

Силлабус рассмотрен и утвержден на заседании кафедры

___.___. 20___. Протокол № ____

Заведующий кафедрой, профессор ______________ Куркин А.В.


Общие сведения о кафедре и преподавателях

Кафедра патологической анатомии, судебной медицины с курсом гистологии

Ответственный за курс гистологии: Куркин Александр Валерьянович, доктор медицинских наук, профессор, стаж педагогической работы- 38 лет.

Научные интересы: морфология детского возраста, перинатальная патология

Научная школа: кандидатская диссертация, тема: "Функциональная характеристика аденогипофиза" защищена под руководством профессора А.А. Брауна в г. Душанбе в 1967г., докторская диссертация тема: "Калькулезный пиелонефрит у детей (клинико-морфологическое исследование), защищена в 1974 г. в Москве. Автор 2 монографий, 160 работ. Подготовлено 3 доктора медицинских наук и 22 кандидата медицинских наук. Чтение лекций на русском языке.

Преподаватели:

Доцент курса: Джумабаева Сания Каликовна, кандидат медицинских наук, доцент, стаж педагогической работы-38 лет

Научные интересы: нейрогистология

Научная школа: кандидатская диссертация, тема: "Состояние нервных и соединительнотканных элементов матки при беременности", защищена под руководством профессора А.А. Зориной, защищена в 1974г. в г. Караганде. Чтение лекций и ведение занятий на казахском и русском языках.

Преподаватель кафедры: Есимова Роза Жанатовна, стаж педагогической работы-16 лет

Научные интересы: морфология печени

Научная школа: кандидатская диссертация, тема: " Гистогенез печени в плодный период развития человека при гестозах" защищена в 2004г., в г.Алматы, научный руководитель профессор А.В. Куркин. Чтение лекций и ведение занятий на казахском и русском языках.



Преподаватель кафедры: Нурсейтова Куляш Тлеулесовна, стаж педагогической работы-15 лет

Научные интересы: морфология печени

Научная школа: кандидатская диссертация, тема: "Гистогенез печени в плодный период развития человека" защищена в 2005г., в г.Алматы, научный руководитель профессор А.В. Куркин. Чтение лекций и ведение занятий на казахском и русском языках.

Преподаватель кафедры: Рыбалкина Дина Хабибуллаевна, стаж педагогической работы- 1 год

Научные интересы: морфология мукозальной системы

Научная школа: кандидатская диссертация, тема: «Цитологические параметры и реактивность буккальных эпителиоцитов у детей» защищена в 2008г., в г.Алматы, научный руководитель профессор А.В. Куркин. Чтение лекций и ведение занятий на русском языке.

Преподаватель кафедры: Берикбаева Бахыт Хамзиевна, стаж педагогической работы- 6 лет.

Научные интересы: гистофизиология эндокринной ткани поджелудочной железы.

Преподаватель кафедры: Даулеткалиева Жания Абаевна, стаж педагогической работы- 1 год

Научные интересы: морфология мукозальной системы

 

Контактная информация: место нахождения кафедры (адрес, корпус, аудитория), телефоны, электронный адрес

ул. Алалыкина, 7, телефон: 56-41-81, доб. 106

 

Политика дисциплины: общие требования кафедры, предъявляемые к студентам в процессе изучения дисциплины, штрафные меры при невыполнении разделов работы и т.д.

 

Политика дисциплиныотражает современную методологию преподавания, которая ориентирует студента на самостоятельную аудиторную и внеаудиторную работу в приобретении знаний, при консультативной и направляющей деятельности преподавателя. При изучении каждой темы по гистологии студент последовательно осваивает материал, начиная с мотивационной характеристики темы, целевых установок до достижения конечного результата, который может быть проверен по вопросам, приведенным в конце темы. При изучении необходимых объектов ему предлагаются карты заданий и ориентировочных основ действий и задач контрольно-обучающего характера. В процессе изучения студент имеет в своем распоряжении комплекс необходимых пособий: учебник, атласы, информационно-дидактические блоки, методические указания, препараты, электроннограммы, рисунки и др.

 

Введение

Программа по гистологии по специальности "Общественное здравоохранение" отражает современные достижения этой науки, которая является обязательным и важным звеном в системе медико-биологических наук, обеспечивающих фундаментальные теоретические знания, на базе которых строится вся подготовка будущего врача. Знание нормальной структуры клеток, тканей и органов является необходимым условием понимания механизмов их адаптации при воздействии различных биологических, физических, химических и других факторов. Объектом изучения являются живые и фиксированные клетки и ткани, их изображения, полученные в световых и электронных микроскопах.

 

Цель дисциплины:

Формирование у студентов современных знаний о структурной организации процессов жизнедеятельности человека и возможности целенаправленного воздействия на них.

 

Задачи обучения:

Ø научить определять структуру и функцию клеток и их производных;

Ø обучить определять общие закономерности гистогенеза, строения, гистофизиологии и регенерации тканей;

Ø обучить различать особенности тканей, возникающих в результате специализации их в различных органах;

Ø формировать навыки и умения в микроскопировании гистологических препаратов и идентификации тканей.

 

Студент должен:

Знать:

Ø основные закономерности структурной организации клеток и межклеточного вещества;

Ø основные закономерности структурной организации тканей;

Ø основные закономерности эмбрионального развития тканей;

Ø гисто-функциональные особенности тканей, возникающие в результате специализации их в различных органах.

Уметь:

Ø различать на светооптическом уровне структуры ядра и цитоплазмы клеток;

Ø распознавать в препаратах клеточные и неклеточные структуры тканей;

Ø распознавать в электронных микрофотографиях общие и специальные органеллы клетки;

Ø определять тканевые элементы в органах.

Владеть навыками:

Ø микроскопирования гистологических препаратов;

Ø зарисовки гистологических препаратов.

 

Пререквизиты дисциплины: школьные курсы анатомии и физиологии, анатомия, молекулярная биология и медицинская генетика.

Постреквизиты дисциплины: гистология-2, анатомия-2, физиология-2, патологическая анатомия-1,2, патологическая физиология-1,2

 

Краткое содержание дисциплины

История развития гистологии. Методы исследований. Ткани как системы клеток и их производных. Клетки как ведущие элементы ткани. Структурные компоненты клетки. Основные проявления жизнедеятельности клеток. Эмбриология человека. Периодизация развития. Критические периоды развития. Основы учения о тканях. Гистофизиология эпителиальных, соединительных, мышечных и нервной тканей. Специализация тканей в составе органов. Кровь, лимфа, кроветворение.

· Тематический план

Тематический план лекций:

Наименование темы Форма проведения продолжительность
Введение в курс гистологии, эмбриологии, задачи и методы исследования. Структурная организация клетки обзорная лекция
Основные проявления жизнедеятельности клетки обзорная лекция
Эмбриология человека обзорная лекция
Эмбриональный гистогенез обзорная лекция
Основы учения о тканях обзорная лекция
Эпителиальные ткани. Железы обзорная лекция
Кровь, лимфа обзорная лекция
Кроветворение обзорная лекция
Соединительные ткани. Клеточные элементы. обзорная лекция
Специализация соединительной ткани обзорная лекция
Клеточные взаймодействия в иммунных реакциях обзорная лекция
Хрящевые ткани обзорная лекция
Костные ткани обзорная лекция
Мышечные ткани обзорная лекция
Нервная ткань. Структурно-функциональная характеристика нейрона. обзорная лекция
Нервная ткань. Нейроглия, волокна, окончания обзорная лекция  
Орган зрения и обоняния обзорная лекция
Органы слуха и равновесия обзорная лекция
  Всего часов  

 

Тематический план практических занятий:

Наименование темы Форма проведения продолжительность
Гистологическая техника микроскопия и зарисовка гист. преп. решение ситуационных задач.
Цитология. Органеллы клетки. Включения микроскопия и зарисовка гист. преп. решение ситуационных задач.
Цитология. Ядро клетки. Деление клеток микроскопия и зарисовка гист. преп. решение ситуационных задач.
Эмбриология человека. Прогенез. Начальный период микроскопия и зарисовка гист. преп. решение ситуационных задач.
Эмбриология человека. Зародышевый период. Внезародышевые органы микроскопия и зарисовка гист. преп. решение ситуационных задач.
Рубежный контроль - коллоквиум диагностика препаратов, схем, электронных микрофотографий
Эпителиальные ткани. Железы микроскопия и зарисовка гист. преп. решение ситуационных задач.
Форменные элементы крови микроскопия и зарисовка гист. преп. решение ситуационных задач.
Кроветворение микроскопия и зарисовка гист. преп. решение ситуационных задач.
Соединительные ткани микроскопия и зарисовка гист. преп. решение ситуационных задач.
Скелетные ткани микроскопия и зарисовка гист. преп. решение ситуационных задач.
Мышечные ткани микроскопия и зарисовка гист. преп. решение ситуационных задач.
Рубежный контроль - коллоквиум диагностика препаратов, схем, электронных микрофотографий
Нервная ткань. Нейроциты. Нейроглия микроскопия и зарисовка гист. преп. решение ситуационных задач.
Нервная ткань. Нервные волокна. Нервные окончания. Синапсы микроскопия и зарисовка гист. преп решение ситуационных задач..
Органы чувств. Орган зрения. Орган обоняния микроскопия и зарисовка гист. преп. решение ситуационных задач.
Органы чувств. Орган слуха и равновесия. Орган вкуса микроскопия и зарисовка гист. преп. решение ситуационных задач.
Диагностика препаратов, микрофотографий и электроннограмм диагностика препаратов, схем, электронных микрофотографий
  Всего часов  

 

Тематический план СРС:

Наименование темы Форма выполнения продол
История развития гистологии, цитологии и эмбриологии. Развитие гистологии в РК Самостоятельная работа с учебной и дополнительной литературой
Цитология. Реакция клеток на повреждающие воздействия. Старение и смерть клетки. Самостоятельная работа с учебной и дополнительной литературой
Эмбриология человека. Критические периоды развития Самостоятельная работа с учебной и дополнительной литературой
Эпителиальные ткани. Возрастная гистология, специализация и регенерация Самостоятельная работа с учебной и дополнительной литературой
Кровь, лимфа. Возрастная гистология, специализация и регенерация Самостоятельная работа с учебной и дополнительной литературой
Кроветворение. Возрастная гистология Самостоятельная работа с учебной и дополнительной литературой
Соединительные ткани. Возрастная гистология, регенерация Самостоятельная работа с учебной и дополнительной литературой
Скелетные ткани. Возрастная гистология, регенерация Самостоятельная работа с учебной и дополнительной литературой
Мышечные ткани. Возрастная гистология, регенерация Самостоятельная работа с учебной и дополнительной литературой
Нервная ткань. Возрастная гистология, регенерация. Основные положения нейронной теории Самостоятельная работа с учебной и дополнительной литературой
Общая характеристика органов чувств в свете учения об анализаторах. Возрастная гистология, регенерация Самостоятельная работа с учебной и дополнительной литературой
  Всего часов

 

Время консультаций:

Консультации проводятся еженедельно по ________

(день недели)

Время рубежного контроля:

Время итогового контроля:

· График выполнения и сдачи заданий по дисциплине

Литература основная и дополнительная

Основная литература:

На русском языке:

1. Гистология, цитология и эмбриология: уч.для мед.вузов. Кузнецов С.Л., МушкамбаровН.Н. Мед.информативное агенство, 2007. – 600с.

2. Возрастная гистология:: уч.пос. Пуликов А.С. Ростов н/Д., Красноярск. Феникс, изд.проекты, 2006. – 173с.

3. Гистология, учебник под редакцией Афанасьева Ю.И., Кузнецова С.Л., Юриной Н.А. М.: Медицина, - 2004. - 764 с.

4. Гистология, цитология и эмбриология: атлас для студентов медицинских ВУЗов. /Р.Б. Абильдинов, Ж.О. Аяпова, Р.И. Юй. - Алматы, 2006. - 416 с.

5. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии: учеб. пособие для студентов мед. вузов. /С.Л. Кузнецов, Н.Н. Мушкамбаров, В.Л. Горячкина. - М.: 2005. - 400 с.

6. Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии, под редакцией проф. Ю.И.Афанасьева. - М.: "Высшая школа", 2004.

Дополнительная литература:

На русском языке:

1. Гистология, учебник под редакцией Улумбекова Э.Г., Челышева Ю.А. ГЭОТАР- М.:Мед, 2001.

2. Руководство по гистологии, т.1 и 2, под редакцией Р.К.Данилова, В.Л. Быкова, Одинцова И.А. СпецЛит, Санкт-Петербург, 2001.

3. Основы цитологии, эмбриологии и общей гистологии. Мяделец О.Д. М.: "Мед.книга", Нижний Новгород. Изд. НГМА. - 2002. 367 с.

4. Гистология человека в мультимедиа. Данилов Р.К., Клишов А.А., Боровая Т.Г. Учебник для студентов медицинских вузов.СПб; ЭЛБИ-СПб, 2004. - 362 с.

5. Цитология и общая гистология. Быков В.Л., СОТИС, СПб., 2000. - 300 с.

6. Частная гистология. Быков В.Л. СОТИС, СПб., 2000. - 300 с.

7. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии. Самусев Р.П., Пупышева Г.И., Смирнов А.В. М.. ОНИКС, ХХI век, Мир и Образование, 2004-400с.

 

· Критерии и правила оценки знаний: шкала и критерии оценки знаний на каждом уровне (текущий, рубежный, итоговый контроль), правила оценки всех видов занятий (аудиторные, СРС, СРСП*)

 

Методы обучения и преподавания.

Ø Лекции: обзорные.

Ø Практические занятия: микроскопия и зарисовка гистологических препаратов, работа с электронными микрофотографиями и схемами, решение ситуационных задач.

Ø Самостоятельная работа студентов: работа с литературой, подготовка рефератов





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (349)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)