Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Осмоловская И.М. Дидактика. – М., 2005



2015-11-10 4573 Обсуждений (0)
Осмоловская И.М. Дидактика. – М., 2005 4.80 из 5.00 5 оценок




И.М. ОСМОЛОВСКАЯ

ДИДАКТИКА

МОСКВА 2005

Осмоловская И.М. Дидактика. – М., 2005.

В предлагаемой читателям учебном пособии в доступной форме изложены основные проблемы теории обучения: предмет дидактики, сущность процесса обучения, закономерности и принципы обучения, цели образования, содержание образования, технологические аспекты процесса обучения, проблемы современного урока и качества образовательного процесса. Раскрываются вопросы реализации личностно-ориентированного и дифференцированного обучения.

Материал излагается на основе опыта руководства автором научно-исследовательской деятельностью школ г. Москвы и Московской области, а также материалов лекций, прочитанных педагогическим коллективам школ.

Учебное пособие будет полезно преподавателям и студентам педагогических вузов, учителям и администрации общеобразовательных учреждений.

Содержание

Введение. Зачем учителю дидактика?___________________________5

 

1. Основные теоретические проблемы дидактики_______________9

1.1. Что изучает дидактика. Основные дидактические понятия______ 9

Задания для самопроверки__18

1.2. Процесс обучения: сущность, функции, двусторонний характер_20

Задания для самопроверки__29

1.3. Закономерности и принципы обучения. _____________________30

Задания для самопроверки__38

1.4. Цель и содержание образования. Государственные образовательные стандарты________________39

Задания для самопроверки__ 57

1.5. Методы и средства обучения_______________________________58

Задания для самопроверки__ 68

1.6. Современный урок___ 69

Задания для самопроверки__ 80

Педагогические ситуации по материалу главы 1_________________ 81

 

2. Современные тенденции развития дидактического знания____86

2.1. Дифференциация процесса обучения________________________ 86

Задания для самопроверки__108

2.2. Личностная ориентация обучения__________________________109

Задания для самопроверки__124

2.3. Новые образовательные технологии ________________________125

Задания для самопроверки__140

2.4. Творчество учителя и учащихся в учебном процессе___________141

Задания для самопроверки__152

2.5. Проблема качества образования в дидактике________________ 153

Задания для самопроверки__169

Педагогические ситуации по материалу главы 2_________________ 171

3. Современные образовательные системы______________________176

3.1. Типология и многообразие образовательных учреждений________176

Задания для самопроверки__186

3.2. Авторские школы в России и за рубежом______________________188

Задания для самопроверки__ 199

3.3. Инновации в современной школе_____________________________200

Задания для самопроверки__210

3.4. Организация научно-исследовательской деятельности учителей__211

Задания для самопроверки__219

Педагогические ситуации по материалу главы 3_________________ 220

Заключение_____________226

Список рекомендуемой литературы____________________________229

Приложения____________ 231

Ответы к педагогическим ситуациям по материалу главы 1_____ 250

Ответы к педагогическим ситуациям по материалу главы 2______ 251

Ответы к педагогическим ситуациям по материалу главы 3______ 253

Введение. Зачем учителю дидактика?

 

Дидактика – это теория обучения. Нужна ли она учителю? Конечно, нужна, так как обучение – это одна из важнейших функций педагога. Но до сих пор важность дидактики учителями осознается недостаточно. В чем причина? Когда будущие учителя изучают теорию обучения в педагогическом вузе, общие закономерности обучения, не подкрепленные практическим опытом работы студентов в школе, не находят у них отклика, не становятся личностно значимыми.

Более конкретная дисциплина – методика обучения определенному предмету - воспринимается студентами лучше. Многие идут в педагогический вуз не потому, что хотят быть учителями, а потому, что нравится учебный предмет – история, физика, химия. Основанная на предметных знаниях методика обучения кажется более значимой, более понятной, так как на занятиях студенты изучают, как конкретно изложить ту или иную тему, в каком порядке выстроить учебный материал, какие задачи и задания лучше дать учащимся.

Я не раз спрашивала выпускников педагогических вузов и студентов старших курсов, пришедших работать в школу, что они помнят по теории обучения. Выяснялось, что практически ничего, а многие даже вообще не помнили, что изучали такого рода дисциплину.

Не зная дидактических закономерностей, начинающие учителя сталкиваются со многими проблемами: не могут спроектировать результативный урок, организовать активную познавательную деятельность учащихся. На уроке преобладают вербальные методы, в частности, объяснение учителя, а, в общем-то, даже и не объяснение, а добросовестный пересказ выученного дома параграфа. Посещая уроки начинающих учителей, мы видели, что урока, как целостного, завершенного фрагмента учебного процесса и не было. Была проверка знаний учащихся, было объяснение учителя, но… неудачно отобрано содержание урока, использованы не эффективные методы, и урок цели не достигал.

Конечно, начинающий учитель, постепенно совершенствуя свое мастерство, посещая уроки коллег, научится строить процесс обучения, но без дидактических знаний на это уйдет значительное количество времени и усилий. Вполне может случиться, что молодой учитель разочаруется в педагогической профессии прежде, чем освоит ее в достаточной степени.

Мы наблюдаем сегодня, что педагогические коллективы школ неуклонно стареют, все больше в школе учителей предпенсионного и пенсионного возраста. Молодежь не задерживается в школе. Конечно, на это есть и социальные причины, связанные с низким престижем профессии учителя, низким уровнем оплаты труда, но не все молодые педагоги понимают, что такой степени творческого самораскрытия, реализации своих идей и взглядов в учениках, таких духовно-нравственных взаимоотношений, которые присутствуют в профессии учителя, нет в другой профессиональной деятельности.

Кто может помочь начинающему учителю? Наверное, опытный педагог, наставник, администрация школы, но без дидактических знаний разобраться в проблемах начинающего педагога, помочь, поддержать его, показать направления совершенствования педагогического мастерства его коллегам будет сложно.

Дидактические знания нужны не только начинающим учителям, но и педагогу-мастеру. В школе-лаборатории № 1026 интересно была организована работа с молодыми специалистами: в первый год работы они посещали дидактические семинары, на которых опытные учителя рассказывали, как составить календарно-тематический план, план урока, как проанализировать свой урок, как организовать активную познавательную деятельность, сделать учение интересным.

Польза от таких занятий была и для начинающих учителей, и для опытных. Если начинающие учителя получали конкретные знания, то опытные учителя систематизировали свой опыт. Проводя занятия с молодыми коллегами, они понимали, что особенно важно в их деятельности, передавая не свой опыт, а как говорил К.Д. Ушинский – мысль, выведенную из опыта. Кстати, после проведенных занятий многие педагоги, проводившие их, написали статьи в педагогические журналы.

Во второй год педагогической деятельности молодые учителя работали под руководством опытных наставников, которые во всем им помогали. А на третий год работы каждый из молодых специалистов дал открытый урок, подготовить который помогли те же опытные учителя. И надо было видеть, как выросло мастерство начинающих учителей: они уверенно держались в классе, четко ставили цель урока, соответственно цели отбирали содержание учебного материала, методы и формы обучения.

Мне самой пришлось после окончания педагогического вуза преподавать физику в профессионально-техническом училище. Когда ко мне на урок пришел директор училища, я добросовестно и точно в соответствии с методическими рекомендациями изложила вывод основного уравнения идеального газа. В беседе со мной после урока директор сказал: «Если бы Вы объясняли этот материал в общеобразовательной школе, возможно, Вас поняли бы все ученики в классе за исключением трех-четырех. Здесь картина обратная – поняли три ученика, остальные двадцать пять – не поняли».

Я долго не могла определить, в чем моя вина – ведь я добросовестно следовала методическим рекомендациям. Изложила весь материал полностью, ничего не упустила. Прошло довольно много времени, прежде чем я научилась по глазам, мимике, репликам моих учеников понимать, ясен ли им тот материал, который я излагаю, научилась в зависимости от целей, от особенностей группы отбирать материал, отступая от методических рекомендаций. Но ученики начали понимать физику!

Не сразу, но я сделала вывод, что большое количество наглядности, занимательного материала на уроке только мешает усвоить основное: ученикам запоминаются яркие, интересные фрагменты, а вот то главное, что эти фрагменты подтверждали – ученики вспомнить не могли.

Планировать уроки первоначально мне помогали директор училища, его заместители, и они же посоветовали, уроки каких педагогов посетить, причем, рекомендовали тех, кто по индивидуальным особенностям, стилю работы был близок мне. Мне пришлось от методики преподавания вернуться к дидактике и применить в своей деятельности дидактические знания. Ведь на уроки я ходила к учителям и литературы, и математики, и даже спецдисциплин, т.е. методика преподавания во всех случаях была разной.

Итак, дидактические знания начинающим учителям нужны «как воздух». А – остальным педагогам, имеющим уже определенный опыт работы? Конечно, азы дидактики им знакомы, но педагогическая наука не стоит на месте, появляются новые подходы в обучении, новые методы, формы, технологии. Часто учитель интуитивно выбирает определенные способы действий, не подозревая, что он работает, например, в технологии уровневой дифференциации или модульного обучения. Знакомство с соответствующими технологиями обогащает практическую деятельность учителя, стимулирует дальнейший творческий поиск. Ведь учитель, работая интуитивно, может использовать только малую часть технологических приемов, а знакомство с технологией в целом непременно расширит средства его воздействия на учеников. Дидактика может показать учителю способы решения возникающих у него проблем: как сделать урок более результативным, как учесть индивидуальные особенности восприятия учебного материала учениками, как проверить, насколько усвоен материал и т.д.

Известно, что педагог остановится в своем развитии, если в педагогической деятельности будут отсутствовать творческий поиск, попытки внести новое в образовательный процесс. Оценить необходимость и возможность инноваций, создать условия для их эффективного использования также помогут учителю дидактические знания.

В последние годы появились новые тенденции в развитии образования: личностная его ориентация, компетентностный подход, дистантное образование и т.д. Возникают вопросы: нужны ли новые подходы в школе? Как сочетать новые тенденции с традиционной классно-урочной системой? И на эти вопросы найти ответ поможет дидактика.

В предлагаемом читателям учебном пособии ключевые проблемы дидактики, вопросы, входящие в государственный стандарт педагогического образования, рассмотрены с современных позиций и с позиции практики. В учебном пособии не даны рецепты, методические рекомендации реализации различных подходов: личностно-ориентированного, технологического и т.д., но приводится опыт деятельности педагогических коллективов школ г. Москвы и Московской области, в которых автор в различные годы работала заместителем директора по научно-методической работе. В учебном пособии используются материалы лекций, прочитанных автором для педагогических коллективов школ. Предлагаемый читателям материал поможет им совершенствовать педагогическое мастерство, будет способствовать интересу к исследовательской деятельности.

Автор надеется, что книга будет интересна как преподавателям и студентам педагогических вузов, так и учителям.



2015-11-10 4573 Обсуждений (0)
Осмоловская И.М. Дидактика. – М., 2005 4.80 из 5.00 5 оценок









Обсуждение в статье: Осмоловская И.М. Дидактика. – М., 2005

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4573)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)