Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные формы дифференциации, реализуемые в школе



2015-11-10 1195 Обсуждений (0)
Основные формы дифференциации, реализуемые в школе 0.00 из 5.00 0 оценок




Внутренняя дифференциация:

· задания ученикам различного уровня сложности;

· задания на углубление и расширение знаний;

· задания на отработку недостаточно усвоенного материала;

· дозирование помощи учителя ученикам;

· учет индивидуальных психологических особенностей (памяти, внимания, мышления);

· уровневая дифференциация - предоставление ученикам права и возможности самим выбирать уровень изучения материала отдельных предметов (но не ниже базового).

Внешняя дифференциация:

· классы повышенного уровня;

· гимназические классы;

· классы коррекционно-развивающего обучения;

· группы коррекции;

· классы гибкого состава;

· классы углубленного изучения отдельных предметов;

· профильные классы;

· классы, спрофилированные на вуз (лицейские классы);

· факультативы, кружки, центры по интересам;

· предметы по выбору учащихся (элективные курсы);

· выполнение учениками исследовательских проектов по интересующим темам;

· групповые занятия по развитию художественно-творческих, конструкторских, коммуникативных, интеллектуальных способностей учеников.

 

Семинар 6

Развитие творческого мышления

Творчество – это деятельность, которая дает новые ценные результаты. Они могут быть новыми и ценными только для самого человека или для всего общества.

 

 

Творческая личность стремится к творческой деятельности и умеет ее осуществлять.

 

Научить творчеству можно – для этого нужно научить ученика творческим процедурам (т.е. сформировать черты творческой деятельности).

Черты творческой деятельности:

 

1. Самостоятельный перенос (ближний или дальний) ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию;

2. Видение новой проблемы в знакомой ситуации;

3. Видение новой функции объекта;

4. Определение структуры объекта;

5. Видение альтернативы решения;

6. Комбинирование ранее усвоенных способов деятельности в новый применительно к возникшей проблеме.

 

Основные средства формирования творческого мышления:

Задания, выполняя которые, ученики могут проявить указанные черты творческой деятельности. Проблемное изложение учебного материала. Частично-поисковые методы и эвристическая беседа. Микроисследования учеников. Творческие работы учащихся.

 

Условия формирования творческого мышления

1. Изживание «культа знаний», когда знать – хорошо, а не знать - плохо. Ученик боится признаться учителю, а потом уже и самому себе, что он не знает. Старается угадать ответ. Важно поощрять и стимулировать фиксирование детьми своего непонимания, незнания.

 

2. Внедрение идеологии сомнения и критики. Отказ от принятия всей получаемой информации на веру. Нет абсолютной истины, истина – относительна. Об этом часто в школе забывают.

 

3. Обучение умению занимать ту или иную позицию во взгляде на мир («критик», «знаток», «историк», «физик» и т.д.)

 

4. Формирование установки на отсутствие правильного ответа на все случаи жизни. Поощрение собственного мнения, в том числе, и несогласие с общепринятой точкой зрения. Истина - конкретна. 2+2 не всегда равно 4 ( 2 кошки + 2 мышки = 2 кошки).

 

5. Формирование установки на отчетность, готовность ответить в любой момент на вопрос: «Что ты делаешь?» «Зачем ты это делаешь?»

 

 

Ответы к педагогическим ситуациям по главе 1

 

1. Скорее всего, ребята будут избегать Марину, так как неаккуратность детей учителями обычно не одобряется, а в начальной школе мнение учителя оказывает решающее влияние на отношение детей к своим одноклассникам. Кроме того, Марина ябедничает, а это также не одобряется детьми.

 

2. Учитель может назначить Витю ответственным за магнитофон: Витя будет приносить его, устанавливать, в нужный момент включать и выключать. Это поможет установить доверительные отношения с Витей, начать вовлечение его в учебный процесс с интересующей его деятельности.

 

3. Прежде всего, необходимо выяснить причину происшедших изменений в поведении девочки. Рассеянность, повышенная тревожность, раздражительность могут быть следствием перенапряжения девочки в процессе выполнения домашних заданий. А сложности в выполнении домашних заданий могут быть вызваны несформированностью приемов работы с учебным материалом: умения провести смысловую группировку материала, выделить опорные пункты, составить план. Девочка, скорее всего, пытается запомнить дословно материал, задаваемый на дом.

Необходимо провести изучение внимания, памяти Наташи, определить сформированность мыслительных операций и специально обучить ее приемам работы с учебным материалом.

 

4. Для развития познавательных интересов детей, их познавательной активности. Данный фрагмент целесообразен на уроках в начальной школе, так как второй по значимости деятельностью для младших школьников (после учебной) является игровая.

 

5. На продумывание деятельности учеников в каждый момент урока. Необходимо, чтобы в течение всего урока ученик думал, работал, был предельно занят.

 

6. - Предусмотреть максимальную занятость учащихся на уроках.

- Искать пути индивидуального подхода к учащимся, нарушающим дисциплину.

- Посетить уроки коллег и попросить совета у опытных учителей.

 

7. Урок окажется перегруженным иллюстративным материалом.

 

8. Над овладением приемами формирования знаний учащихся на уроке, умениями организовать самостоятельную работу учеников, умениями стимулировать учащихся к активной работе.

 

9. Практическим.

 

10. Вероятнее всего, урок не получится, так как каждый учитель имеет индивидуальные особенности, соответственно, предпочитаемые методы работы. То, что замечательно получается у одного педагога, не получается у другого. Кроме того, необходимо учесть различие классов. Каждый класс имеет «свое лицо», и те формы и методы работы, которые дают результат в одном классе, могут не быть эффективными в другом.

 

11. Цели развития речи учеников, эмоционального восприятия языка, образного мышления, воспитания уважения и любви к родному языку.

 

12. Научиться планировать урок, точно рассчитывать время, необходимое для тех или иных видов деятельности. Ему можно также порекомендовать обязательно готовить дополнительные задания для учащихся на уроке.

 

13. Темы занятий необходимо соотнести с трудностями начинающего педагога: планирование учебного процесса, подготовка и проведение уроков, организация воспитательной работы, анализ и оценка собственной деятельности и т.д.

 

14. О реализации принципа научности.

 

15. Использован метод эвристической беседы. Этап урока – объяснение учебного материала с предварительной актуализацией знаний.

 

Ответы к педагогическим ситуациям по главе 2

1.Обстановка в школе при собеседовании способствовала сильному стрессу детей. Они вынуждены были ждать 3 часа, тем более, в коридоре. Собеседование проводилось в форме экзамена, когда детям задавали вопросы незнакомые люди в незнакомой обстановке, поддержка родителей исключалась. Собеседование должно было проводиться в благоприятной психологической атмосфере, необходима четкая его организация.

Неадекватная реакция одного из близнецов на вопрос учителя связана с стрессовым влиянием проводившегося «экзамена».

 

2.Отношение должно быть отрицательным. Нецелесообразно проверять развитие логического мышления у дошкольников, так как для них характерно наглядно-образное мышление. Более того, образное мышление вообще характерно для детей, обладающих склонностями к художественной деятельности, а набор проводится именно в класс с расширенным преподаванием предметов художественного цикла.

 

3.Специальная работа необходима для детей 2,3,4 групп. Для второй группы характерна недостаточно развитая переключаемость внимания, ее необходимо и тренировать, для третьей группы необходимы упражнения на тренировку сосредоточенности внимания в целом. Четвертая группа детей характеризуется повышенной утомляемостью, для нее необходим щадящий режим работы с дополнительными паузами для отдыха.

В этом случае целесообразна внутриклассная дифференциация по психофизиологическим особенностям учеников.

 

4. Причина, скорее всего, в слабом развитии мелкой моторики. Педагог должен понаблюдать, как Саша расстегивает пуговицы, завязывает шнурки, собирает мозаику и т.д.

Если предположение подтвердится, предложить упражнения на срисовывание графических образцов, обведение по контуру геометрических фигур, вырезание по контуру фигур из бумаги, раскрашивание и штриховку, аппликации и т.д.

Если не развить недостаточно развитые функции, Саша попадет в «группу риска» и не сможет успешно учиться.

 

5. Для многих учащихся гимназических классов характерно снисходительное отношение к учащимся, которые учатся не так хорошо как они. Пренебрежительные высказывания могут быть связаны со стремлением самоутвердиться за счет одноклассника.

Действия учителя совершенно правомерны. Н.М. Хомутовская, заметив пренебрежительное отношение к Стасу, решила показать ребятам привлекательные стороны его личности. Кроме того, помощь одноклассников способствовала появлению успехов Стаса в учебе.

 

6.В профориентационной работе необходимо обратить внимание не только на профдиагностику, но и профконсультацию. Запланировать профконсультационные беседы с учениками, встречи с интересными людьми, профориентационные игры и активные развивающие методы профконсультации.

 

7. - Изменения содержания образования в профильных классах.

- Наиболее эффективные методы работы в профильных классах.

- Критерии эффективности процесса профильного обучения.

 

8.Проблемой, скорее всего, является отсутствие индивидуального подхода к ученикам. Возможно, у учащихся проявляются предпочтения, склонности к занятиям теми или иными предметами. Необходимо внести изменения и в содержание учебного материала, и в методы работы с различными группами учеников.

 

9.Данный проект относится к творческим проектам, также в нем есть элементы практико-ориентированных проектов. Завершить проект можно презентацией собрания сочинений учеников, пресс-конференцией, встречей с читателями.

 

10. Речь идет о групповой форме работы. В ходе такой деятельности дети учатся общаться друг с другом, распределять роли, брать на себя ответственность за групповую работу.

 

11. Задачи удовлетворения потребности детей в самопознании.

 

12. Данный проект можно отнести к исследовательским проектам.

 

13. Нет, так как происходит унижение собственного достоинства ученицы.

 

14. Для коррекционного класса задания ориентированы на воспроизведение материала учебника, усилена их практическая и наглядная направленность.

 

15. О внутриклассной дифференциации в форме заданий различного уровня ученикам.

Ответы к педагогическим ситуациям по главе 3

1. Возможные причины могут быть следующие:

Темы исследования учителей не учитывают их собственные профессиональные интересы.

Темы не увязаны с реально существующими проблемами и жизнью учителей и учащихся.

Проблема школы не поддерживается коллективом.

У учителей нет умений исследовательской работы.

 

2.Проблемой является осуществление индивидуального подхода к ученикам. Тема научно-методической работы может быть: «Индивидуальный подход к учащимся как средство повышения качества знаний».

 

3.Цель: разработать условия, при которых проектная технология способствует повышению качества урока.

Задачи:

· Изучить особенности проектной технологии.

· Разработать и реализовать совместно с учащимися учебный проект.

· Проанализировать результаты работы и выявить условия эффективности проектной технологии.

· Скорректировать проектную деятельность в дальнейшей работе.

 

4. В гипотезе должно быть показано, что реализация индивидуального подхода в определенных формах (эти формы должны быть названы) способствует улучшению качества учебного процесса (в аспекте успеваемости, развития учеников, психологической комфортности обучения и т.д.).

 

5. Для учителей на этапе завершения профессиональной деятельности (пенсионный и предпенсионный возраст) характерна гипертрофированная оценка собственного опыта. Сложившиеся стереотипы мешают учителям воспринять и использовать на уроках новое.

 

6.Выступление ученого было посвящено проблеме, которая не была насущной проблемой педагогического коллектива. В самой школе, видимо, не стоит проблема организации дифференцированного обучения. Учителей беспокоят другие вопросы, вот их и нужно было обсудить на педагогическом совете.

 

7. Устав многопрофильного комплекса – адаптивной школы Е.А. Ямбурга[49]. Об этом свидетельствует наличие психолого-медико-педагогического обеспечения, а также структура ступеней образования (присутствие классов поддержки, гимназических и лицейских).

 

8. В школе самоопределения А.Н. Тубельского[50], так как в приведенном фрагменте основной целью образования выдвигается идея самоопределения личности.

 

9. Да, является, так как она разрабатывает и вводит в учебный процесс новый предмет, направленный на развитие эмоциональной сферы детей, формирование пластической выразительности.

 

10. В системе Марии Монтессори. Период до 6 лет – период «впитывающего» сознания, языкового, сенсомоторного развития в специально организованной педагогом развивающей среде. Ребенок развивает свою сенсорную сферу, мелкую моторику руки, формирует практические навыки.

 

11. Диагностико-прогностическом, так как идет поиск, разработка и оформление замысла будущего учебного заведения.

 

12. На организационном этапе (и, возможно, в начале практического), так как именно на этих этапах складывается творческое ядро коллектива, разрабатываются и активно включаются в учебный процесс новшества.

 

13. О специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением.

 

14. Скорее всего, проблемой может являться организация работы с одаренными детьми в условиях лицея, либо развитие способностей учащихся лицея.

 

 


[1] Иванова Е.О. Вариативность как свойство личностно ориентированного содержания образования // Модернизация современного образования: теория и практика. – М., 2004. – С. 189-198.

[2] Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учеб. для 4-го класса. В 2 ч. Часть 1. – М., 2004.

[3] Трудно согласиться с содержанием задания, отражающим излишнюю теоретизированность курса.

[4] Хомутовская Н.М. Как не потеряться в мире правил // Гольдберг В.А. Гуманистическая воспитательная система школы: становление и развитие. – М., 2001.

[5] Краевский В.В. Методология педагогической науки. – М., 2001. – С. 59.

[6] Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики. – М., 1982.

[7] Краевский В.В. Методология педагогической науки. – М., 2001. – С. 52.

 

[8] Человек и общество. Обществознание. Учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений./ Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – М., 2002.

[9] Подробнее: Ермоленко В.А. Функциональная грамотность в современном контексте. – М., 2002.

 

[10] Воскресенская Н.М. Педагогические исследования в Великобритании. // Педагогика. – 2004. – № 1. – с.89-99.

[11] Моль А. Социодинамика культуры. Пер. с фр. – М.: Прогресс, 1973.

[12] Петрова Л.Н. Развитие коммуникативности детей на уроках в начальных классах // Гольдберг В.А. Гуманистическая воспитательная система школы: становление и развитие. – М., 2001.

[13] Дидактика средней школы/ Под ред. М.Н. Скаткина. – М., 1982. –С. 251-268.

[14] Полат Е.С. Информационные технологии в системе внутришкольного управления // Модернизация московского образования: механизмы развития и обновления. – Вып. 1. – М., 2004.

[15] Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: теория и практике. – М., 2003.

[16] Тубельский А.Н., Кукушкин М.Е., Старостенкова М.В. Новая модель образования старшеклассников: опыт создания. – М., 2001.

 

[17] Гобова Е.С. Понимать детей - дело интересное. – М., 1997, Гобова Е.С. Чтение, словесность, письменность. – М., 1997.

 

[18] Гольдберг В.А. Гуманистическая воспитательная система школы: становление и развитие. – М.: Новая школа, 2001. – с.122-140.

 

[19] Осмоловская И.М. Как организовать дифференцированное обучение. – М.: Сентябрь, 2002. – С.122-127.

[20] Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. – М., 1999.

[21] Бондаревская Е.В.Теория и практика личностно-ориентированного образования. – Ростов-на-Дону, 2000.

[22] Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 2000.

[23] Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 2000. – с. 99.

 

[24] Философский энциклопедический словарь. – М., 1989. – С.642.

[25] Российская педагогическая энциклопедия. – т.2. – М., 1999. – С. 420.

[26] Выготский Л.С. Воображение и творчество. – М., 1991.- С.5.

[27] Пономарев Я.А. Фазы творческого процесса // Исследование проблем психологии творчества. – М., 1983. – С.3.

[28] Современная дидактика: теория практике. – М., 1993. – С.140, 141.

[29] Махмутов М.И. Проблемное обучение. – М., 1975. – С.11.

[30] Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М., 1972. – С.19.

[31] Семенова И.В. Новые подходы к изучению словесно-художественного образа // Гольдберг В.А. Гуманистическая воспитательная система школы: становление и развитие. – М., 2001.

[32] Третьяков П.И.Практика управления современной школой. – М., 1995.

[33] Симонов В.П. Педагогический менеджмент. – М., 1997.

[34] Лазарев В.С. Системное развитие школы. – М.,2003.

[35] Сериков В.В. Образование и личность. – Теория и практика проектирования педагогических систем. – М., 1999.

 

[36] Потемкина О.Ф. Способ составления психологического портрета и автопортрета. – М., 1993.

[37] Иванова Е.О. Вариативность как свойство личностно-ориентированного содержания образования // Модернизация современного образования: теория и практика. – М., 2004. – с. 189- 198.

[38] Цырлина Т.В. Авторская школа: варианты эффективного управления. – М., 1999.

[39] Тубельский А.Н. Формирование опыта демократического поведения у школьников и учителей – М., 2001.

[40] Ахмаваора Улла Обучение письму и чтению в штайнеровских школах (пер. с фин.) // Частная школа. – 1995. - №6.

[41] Осмоловская И.М. Страна, где правят дети. // Семья и школа. – 1997. – № 2. – С. 3-5.

[42] Ковалева Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. – М.:Воронеж, 2003.

[43] Гольдберг В.А. Гуманистическая воспитательная система школы: становление и развитие. – М.,2001.

[44] Ковалева Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. – М.: Воронеж, 2003.

[45] Хомутовская Н.М. Как не потеряться в мире правил // Гольдберг В.А. Гуманистическая воспитательная система школы: становление и развитие. – М., 2001.

[46] Ковалева Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. – М., 2003. – С.184.

[47] Ковалева Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. – М.: Воронеж, 2003.

[48] Ковалева Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. – М.: Воронеж, 2003.

[49] Ямбург Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель: (Теоретические основы и практическая реализация). – М., 1996. – С.269, 271.

[50] Школа самоопределения. Шаг второй. – М., 1994. – С. 324.



2015-11-10 1195 Обсуждений (0)
Основные формы дифференциации, реализуемые в школе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные формы дифференциации, реализуемые в школе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1195)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.532 сек.)