Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ



2015-11-10 1096 Обсуждений (0)
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Задание: Постройте из основных понятий и факторов отбора содержания логическую схему.

Задание: Вставьте необходимые слова.

Процесс обучения являет собой единство и взаимосвязь двух процессов ....... и .......

Задание: Выберите правильный ответ.

Преподавание понимается в современной дидактике как:

1 .Сообщение, передача знаний.

2. Консультирование учащихся.

3.Управление учебной деятельностью.

Задание: Раскройте символы в формуле дидактического процесса. ДП = М + АФ + АУ

Задание: Вставьте нужные слова.

Учение - это ... деятельность. В процесс учения происходит усвоение социального опыта и знаний. Усвоение протекает как процесс... , то есть перевода социального опыта во ... план, в ... новообразования, свойства ученика.

ФАКТОРЫ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

1. Социальные, профессиональные, культурные требования общества к выпускнику школы.

2. Соответствие принципу научности, систематичности, последовательности и ряда других дидактических принципов

3. Содержание образования должно соответствовать психологическим возможностям и развитию школьников на разных ступенях обучения: младший, средний и старший школьный возраст.

4. Потребности личности в образовании.

ДОКУМЕНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Образовательная программа- это документ, в котором раскрывается содержание образования по каждому предмету в каждом классе и определяется система научных знаний, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть учащийся.

2. Учебный план- это документ, который определяет состав учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, порядок изучения этих предметов по годам обучения и количество часов, отводимых на изучение каждого предмета в отдельных классах.

3. Учебник- это учебная книга, отражающая подробно содержание образования, учебную информацию, подлежащую усвоению.

Функции учебника:

- информационная;- обучающая;

- мотивационная;- контрольная;- самообразовательная.

 

Тема: Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса (практическое занятие)

Цель:формировать.знания о носителях содержания образования, умения видеть их отличительные особенности и определять основные функции.

План

1. Носители содержания образования: образовательный стандарт, учебный план, учебная программа, учебная литература, учебник.

2. Основные нормативные документы, отражающие содержание образования.

3. Школьный учебник, его функции и структура.

4. Требования к школьному учебнику.

Вопросы на закрепление изученного материала

1. Назовите Носители содержания образования.

2. Перечислите основные нормативные документы, отражающие содержание образования.

3. назовите основные функции учебника.

4. Перечислите требования к составлению учебника.

Задания для самостоятельной работы

1. Анализ учебной программы начальной школы с целью определения принципа ее построения.

Литература1. Краевский В.В. Общие основы педагогики. - М.,2003.

2. Сластенин В.А. Пкдагогика. - М., 2003.

3. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997.

4. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. -М.,2006. с.102.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

К приказу Гособразования СССР

От 22.09.89 №751

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

 

Содержание образования Ступени обучения и классы Всего
I II III
СОЮЗНО-РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КОМПОНЕНТ Русский язык Литература народов СССР Математика Естествознание Обществознание Итого     -- --     --     --     --     --     --     --     --     --         --      
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КОМПОНЕНТ   ШКОЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ   Курсы по выбору и профильное обучение Факультативные и дополнительные занятия Итого           --               --               --               --               --               --               --                                                                            
Суммарная нагрузка учебных предметов (без факультативов)   Предельно допустимая нагрузка школьника (с факультативами)                                                                          

 


Тема: "Методы обучения и активизации познавательной деятельности учащихся"

ПЛАН

1. Понятие о методах обучения.

2. Классификация истодов обучения.

3. Поиск путей повышения эффективности и методов обучения.

4. Условия выбора метода обучения.

Вопросы на закрепление изученного материала на уроке

1. Дайте определение метода и приема обучения. Покажите различие этих категорий.

2. Какие наиболее разработанные классификации методов вы можете назвать? По каким признакам группируются методы обучения?

3. Охарактеризуйте словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные методы.

4. Чем должен руководствоваться учитель при выборе метода обучения?

Вопросы и задания для самоконтроля (задания на дом)

1. Выучите новые термины и существующие классификации методов обучения.

2. Выпишите термины, характеризующие активные и интенсивные методы обучения.

3. Докажите, почему ни один метод обучения не может использоваться как универсальный.

4. Докажите, что все методы обучения в современной школе имеют воспитывающее значение.

5. Познакомьтесь с "Книгой природы" В.А. Сухомлинского и выскажите свои суждения по следующим вопросам:

- какие задачи ставил В.А. Сухомлинский при проведении наблюдений?

- как он подходил к выбору объектов наблюдений?

- как руководил наблюдениями детей?

- как вы относитесь к такой работе учителя?

6. Подумайте, какие общие пути повышения эффективности обучения известны в дидактике.

Литература

1. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. - М.: Политиздат, 1999.

2. Воронов В.В. Педагогика в двух словах. - М., 2005.

3. Малькова З.А. Школа и педагогика за рубежом. - М.: Просвещение, 2003.

4. Пидкасистый П. И. Педагогика. - М., 1995.


Опорный конспект

СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ

Источником знания является слово в виде речи учителя или печатного пособия (учебника). В практике это основной источник информации для учащегося.

Рассказ учителя– сообщение знаний в виде повествования, построен с учетом целей, содержания, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Применяется в младших классах, реже в старших классах.

Лекция– систематическое изложение материала (в основном для старшеклассников). Методика школьной учебной лекции требует, чтобы учитель руководил записями учеников, их работой в ходе лекции.

Беседа– подача информации в виде диалога учителя с учеником по комплексу вопросов темы.

Виды беседы:

- вводная

- по изучению нового материала

- закрепляющая

- контрольная

Беседа может быть репродуктивной и поисковой (эвристической, сократической). Учитель ведет учеников к усвоению понятий, теорий, законов серией вопросов.

Дискуссия– обсуждение проблемы в виде высказываний учащихся, руководимое учителем (обычно в старших классах).

Достоинство словесных методов:

- в сжатые сроки можно сообщить большой объем информации;

- формируют речь, словесно-логическое мышление;

- в беседе, дискуссии формируется самостоятельность, познавательная активность;

Недостатки:

- вербализм - засилие слова;

- опасность отрыва учения от жизни, практики.

НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ

Источником знания является образ, наглядное представление объекта изучения в виде схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов.

К наглядным методам относятся:

- иллюстрация - показ и организация познавательной деятельности на основе экспонируемого объекта (статического);

- демонстрация - показ динамических моделей, приборов, позволяющих наблюдать процессы, измерять их, обнаруживать их существенные свойства.

Функции наглядных методов:

- обеспечить восприятие предмета изучения;

- сформировать представление о нем;

- создать условия для освоения существенных характеристик наблюдаемого явления, не ограничиваясь внешними, несущественными чертами.

ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

Источником знания является практическая деятельность учащихся. Она обеспечивает не только закрепление и применение знаний, но формирует опыт, умения, служит интеллектуальному, физическому и нравственному развитию.

К практическим методам относят:

упражнение - многократное выполнение учебных действий с целью отработки умений и навыков.

Требование к упражнению:

уяснение учеником целей, операций, результатов, исправлений в выполнении,

доведение результатов до степени, гарантирующей выполнение;

лабораторная работа - проведение учащимися в условиях лаборатории опытов, расчетов, экспериментов, позволяющих изучать процессы.

практическая работа - выполнение заданий по обработке материалов, изготовление предметов, продуктов, работа на пришкольных участках, в мастерских и т. д. Цель практических работ - применение знаний, выработка опыта и умений деятельности, формирование организационных, хозяйственных и других навыков.


Опорный конспект

ТЕМА: "Методы обучения и активизация познавательной деятельности учащихся".

Метод обучения- способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования.

(Ю.К. Бабанский)

Метод обучения- система целенаправленных действий учителя, организую­щих учебную деятельность учащихся, ведущую, в свою очередь, к достижению целей обучения.

(И.Я. Лернер)

В определении понятия "метод обучения" главное - способ деятельности, который раскрывается как система действий, ведущих к цели.

Следует помнить: есть преподавание и учение. Поэтому правильней говорить о целях и действиях учителя (преподавание) и о целях и действиях ученика (учение), которые взаимосвязаны.

И поэтому некоторые дидакты считают, что методам учителя соответствуют методы ученика, то есть методы имеют бинарный характер.

(М. И. Махмутов)

Большинство дидактов, однако, описывают метод как систему единых дейс­твий учителя и ученика.

Строго научной классификации методов обучения в дидактике нет, поскольку наука пока не может найти одного основания для выделения всех методов. Поэтому есть несколько классификаций по различным основаниям. Вот наиболее разработанные из них.

По источнику знаний

I I |

СЛОВЕСНЫЕ НАГЛЯДНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ

- рассказ - демонстрация - упражнения

- лекция - иллюстрация - лабор. работа

- беседа - практ. работа

- дискуссия



2015-11-10 1096 Обсуждений (0)
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1096)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)