ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Задание: Постройте из основных понятий и факторов отбора содержания логическую схему. Задание: Вставьте необходимые слова. Процесс обучения являет собой единство и взаимосвязь двух процессов ....... и ....... Задание: Выберите правильный ответ. Преподавание понимается в современной дидактике как: 1 .Сообщение, передача знаний. 2. Консультирование учащихся. 3.Управление учебной деятельностью. Задание: Раскройте символы в формуле дидактического процесса. ДП = М + АФ + АУ Задание: Вставьте нужные слова. Учение - это ... деятельность. В процесс учения происходит усвоение социального опыта и знаний. Усвоение протекает как процесс... , то есть перевода социального опыта во ... план, в ... новообразования, свойства ученика. ФАКТОРЫ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 1. Социальные, профессиональные, культурные требования общества к выпускнику школы. 2. Соответствие принципу научности, систематичности, последовательности и ряда других дидактических принципов 3. Содержание образования должно соответствовать психологическим возможностям и развитию школьников на разных ступенях обучения: младший, средний и старший школьный возраст. 4. Потребности личности в образовании. ДОКУМЕНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1. Образовательная программа- это документ, в котором раскрывается содержание образования по каждому предмету в каждом классе и определяется система научных знаний, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть учащийся. 2. Учебный план- это документ, который определяет состав учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, порядок изучения этих предметов по годам обучения и количество часов, отводимых на изучение каждого предмета в отдельных классах. 3. Учебник- это учебная книга, отражающая подробно содержание образования, учебную информацию, подлежащую усвоению. Функции учебника: - информационная;- обучающая; - мотивационная;- контрольная;- самообразовательная.
Тема: Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса (практическое занятие) Цель:формировать.знания о носителях содержания образования, умения видеть их отличительные особенности и определять основные функции. План 1. Носители содержания образования: образовательный стандарт, учебный план, учебная программа, учебная литература, учебник. 2. Основные нормативные документы, отражающие содержание образования. 3. Школьный учебник, его функции и структура. 4. Требования к школьному учебнику. Вопросы на закрепление изученного материала 1. Назовите Носители содержания образования. 2. Перечислите основные нормативные документы, отражающие содержание образования. 3. назовите основные функции учебника. 4. Перечислите требования к составлению учебника. Задания для самостоятельной работы 1. Анализ учебной программы начальной школы с целью определения принципа ее построения. Литература1. Краевский В.В. Общие основы педагогики. - М.,2003. 2. Сластенин В.А. Пкдагогика. - М., 2003. 3. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997. 4. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. -М.,2006. с.102. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 К приказу Гособразования СССР От 22.09.89 №751
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Тема: "Методы обучения и активизации познавательной деятельности учащихся" ПЛАН 1. Понятие о методах обучения. 2. Классификация истодов обучения. 3. Поиск путей повышения эффективности и методов обучения. 4. Условия выбора метода обучения. Вопросы на закрепление изученного материала на уроке 1. Дайте определение метода и приема обучения. Покажите различие этих категорий. 2. Какие наиболее разработанные классификации методов вы можете назвать? По каким признакам группируются методы обучения? 3. Охарактеризуйте словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные методы. 4. Чем должен руководствоваться учитель при выборе метода обучения? Вопросы и задания для самоконтроля (задания на дом) 1. Выучите новые термины и существующие классификации методов обучения. 2. Выпишите термины, характеризующие активные и интенсивные методы обучения. 3. Докажите, почему ни один метод обучения не может использоваться как универсальный. 4. Докажите, что все методы обучения в современной школе имеют воспитывающее значение. 5. Познакомьтесь с "Книгой природы" В.А. Сухомлинского и выскажите свои суждения по следующим вопросам: - какие задачи ставил В.А. Сухомлинский при проведении наблюдений? - как он подходил к выбору объектов наблюдений? - как руководил наблюдениями детей? - как вы относитесь к такой работе учителя? 6. Подумайте, какие общие пути повышения эффективности обучения известны в дидактике. Литература 1. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. - М.: Политиздат, 1999. 2. Воронов В.В. Педагогика в двух словах. - М., 2005. 3. Малькова З.А. Школа и педагогика за рубежом. - М.: Просвещение, 2003. 4. Пидкасистый П. И. Педагогика. - М., 1995. Опорный конспект СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ Источником знания является слово в виде речи учителя или печатного пособия (учебника). В практике это основной источник информации для учащегося. Рассказ учителя– сообщение знаний в виде повествования, построен с учетом целей, содержания, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Применяется в младших классах, реже в старших классах. Лекция– систематическое изложение материала (в основном для старшеклассников). Методика школьной учебной лекции требует, чтобы учитель руководил записями учеников, их работой в ходе лекции. Беседа– подача информации в виде диалога учителя с учеником по комплексу вопросов темы. Виды беседы: - вводная - по изучению нового материала - закрепляющая - контрольная Беседа может быть репродуктивной и поисковой (эвристической, сократической). Учитель ведет учеников к усвоению понятий, теорий, законов серией вопросов. Дискуссия– обсуждение проблемы в виде высказываний учащихся, руководимое учителем (обычно в старших классах). Достоинство словесных методов: - в сжатые сроки можно сообщить большой объем информации; - формируют речь, словесно-логическое мышление; - в беседе, дискуссии формируется самостоятельность, познавательная активность; Недостатки: - вербализм - засилие слова; - опасность отрыва учения от жизни, практики. НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ Источником знания является образ, наглядное представление объекта изучения в виде схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов. К наглядным методам относятся: - иллюстрация - показ и организация познавательной деятельности на основе экспонируемого объекта (статического); - демонстрация - показ динамических моделей, приборов, позволяющих наблюдать процессы, измерять их, обнаруживать их существенные свойства. Функции наглядных методов: - обеспечить восприятие предмета изучения; - сформировать представление о нем; - создать условия для освоения существенных характеристик наблюдаемого явления, не ограничиваясь внешними, несущественными чертами. ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ Источником знания является практическая деятельность учащихся. Она обеспечивает не только закрепление и применение знаний, но формирует опыт, умения, служит интеллектуальному, физическому и нравственному развитию. К практическим методам относят: упражнение - многократное выполнение учебных действий с целью отработки умений и навыков. Требование к упражнению: уяснение учеником целей, операций, результатов, исправлений в выполнении, доведение результатов до степени, гарантирующей выполнение; лабораторная работа - проведение учащимися в условиях лаборатории опытов, расчетов, экспериментов, позволяющих изучать процессы. практическая работа - выполнение заданий по обработке материалов, изготовление предметов, продуктов, работа на пришкольных участках, в мастерских и т. д. Цель практических работ - применение знаний, выработка опыта и умений деятельности, формирование организационных, хозяйственных и других навыков. Опорный конспект ТЕМА: "Методы обучения и активизация познавательной деятельности учащихся". Метод обучения- способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования. (Ю.К. Бабанский) Метод обучения- система целенаправленных действий учителя, организующих учебную деятельность учащихся, ведущую, в свою очередь, к достижению целей обучения. (И.Я. Лернер) В определении понятия "метод обучения" главное - способ деятельности, который раскрывается как система действий, ведущих к цели. Следует помнить: есть преподавание и учение. Поэтому правильней говорить о целях и действиях учителя (преподавание) и о целях и действиях ученика (учение), которые взаимосвязаны. И поэтому некоторые дидакты считают, что методам учителя соответствуют методы ученика, то есть методы имеют бинарный характер. (М. И. Махмутов) Большинство дидактов, однако, описывают метод как систему единых действий учителя и ученика. Строго научной классификации методов обучения в дидактике нет, поскольку наука пока не может найти одного основания для выделения всех методов. Поэтому есть несколько классификаций по различным основаниям. Вот наиболее разработанные из них. По источнику знаний I I | СЛОВЕСНЫЕ НАГЛЯДНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ - рассказ - демонстрация - упражнения - лекция - иллюстрация - лабор. работа - беседа - практ. работа - дискуссия
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1096)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |