Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Кеттел вошел в историю ДП как один из первых разработчиков методики оценки свойств личности. Тест Кеттела успешно используют и в настоящее время



2015-11-10 749 Обсуждений (0)
Кеттел вошел в историю ДП как один из первых разработчиков методики оценки свойств личности. Тест Кеттела успешно используют и в настоящее время 0.00 из 5.00 0 оценок




ЛЕКЦИЯ № 1

Тема. Введение в психофизиологию индивидуальных различий.

1. Краткий исторический очерк развития дифференциальной психофизиологии.

2. Цель, современное состояние и методология ДПФ.

 

Дифференциальная психофизиология это направление, исследующее индивидуальные психофизиологические различия между людьми. Направление в психологии, Термин введен В. Д. Небылицыным (1963). В дифференциальной психофизиологии используются два методических подхода: сопоставление физиологических и психологических параметров, полученных в независимых экспериментах, и изучение изменений физиологических функций во время реализации той или иной деятельности. Основной системой взглядов в дифференциальной психофизиологии является концепция свойств нервной системы, развитая применительно к человеку Б. М. Тепловым и В. Д. Небылицыным и берущая свое начало от работ И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности.

 

Для дифференциальной психофизиологии характерны исследование отдельных свойств нервной системы, а не типов в целом; признание у одного и того же свойства многих проявлений, образующих синдром, выделение в синдроме основного показателя, соответствующего определению данного свойства, отказ от оценочного подхода. Психологически свойства нервной системы проявляются, согласно Б. М. Теплову, в формально-динамических характеристиках поведения, прежде всего в особенностях темперамента. Обычно в дифференциальной психофизиологии, исходя из представления о первичности нейрофизиологического уровня, свойства нервной системы рассматриваются как независимая переменная, психологические — как зависимая. Однако имеются данные, свидетельствующие и о возможности обратных влияний.

 

Термин ДП был введен в научный обиход немецким психологом Штерном в 1900 году.В переводе с латинского термин differentic означает различие. Отсюда и одна из отраслей биологической науки - дифференциальная психофизиология. Цель ДПФ заключается в изучении индивидуально-психологических особенностей человека, профессиональных, социальных и этнических групп населения. (пример с музыкантами, горноспасателями, редакторами). Эти примеры достаточно хорошо иллюстрируют прикладную значимость ДПФ для решения проблем профотбора, ориентации и адаптации человека к природным и социальным факторам.

Как и все научные дисциплины, ДПФ формировалась под непосредственным воздействием запросов производства и сферы обслуживания военного дела, педагогики, медицины и прочих отраслей человеческой жизнедеятельности.

Основоположником ДП считают английского антрополога и психолога Френсиса Гальтона. Он первый использовал для диагностики индивидуальных психологических различий близнецовый метод, методы изучения образной памяти у детей, а также ряд других, в частности, математических, методов. Опираясь на теорию Дарвина и отталкиваясь от генетических факторов Ф.Гальтон разработал передовую для того времени теорию индивидуальных различий.На базе этой концепции впоследствии сформировалась "евгеника", предусматривающая совершенствование человека путем генетического отбора и полностью игнорирующая роль социальных факторов в развитии индивида. Естественно, такой односторонний подход в последствии был опровергнут жизнью.

Существенный вклад в развитие ДП внесли представители научной школы Штерна: А.Бине, А.Ф.Лазурский, Дж.Кеттел и ряд других ученых.

А.Бине занимался вопросами патологии познания и памяти, изучал проблемы гипнотерапии.

А.Ф.Лазурский выдвинул концепцию психологической индивидуальности, обусловленную особенностями нервной организации личности. Весь спектр психических реакций Лазурский разделил на эндо- и экзопсихику: к эндогенным (внутренним) он отнес темперамент, характер и эмоциональные свойства личности; к экзогенным (внешним) – отношение личности к социуму. Отношение этих свойств он положил в основу разработанной им классификации личности.

Кеттел вошел в историю ДП как один из первых разработчиков методики оценки свойств личности. Тест Кеттела успешно используют и в настоящее время.

Сам Вильям Штерн разработал методику для оценки умственных способностей детей – так называемый коэффициент IQ – отношение "интеллектуального возраста" к истинному, биологическому. При этом он исходил из принципа конвергенции (взаимопроникновения) генетических и средовых факторов.Несмотря на принципиально верные методологические принципы, методика IQ в советской психологии была практически запрещена, так как противоречила идеологическим установкам общества. Считалось, что социум полностью определяет процессы развития индивидуума, а генетика и кибернетика – продажные девки империализма.

В изучении индивидуальных различий между людьми исторически наметилось два подхода: первый (психологический), условно названный "содержательно-смысловым", направлен на познание индивидуальной психики человека – знаний, умений, способностей, переживаний, интересов, целей и мотивов; второй, поведенческий или психофизиологический, базируется на регистрации и последующем анализе объективных показателей индивидуального поведения – от биохимических, вегетативных, психодинамических до сложных двигательных актов.Возникновение этих двух подходов детерминировано рядом объективных и субъективных причин: психологов интересуют не механизмы психической деятельности, а их продукты в виде интеллекта, мышления, восприятия, ощущения и т.п. Отсюда и задачи ДП, особенно на первом этапе ее развития – создание стандартизированных методик для оценки индивидуально-психологических различий. При всей практической полезности, такой подход бесперспективен, так как не имеет серьезной теоретической основы, которая бы удовлетворительно объясняла генезис индивидуальных различий.

Дифференциальная психофизиология и призвана изучать биологические основания возникновения устойчивых индивидуальных структур психики, не игнорирую при этом личностные индивидуально-неустойчивые структуры (потребности, мотивы, цели и т.д.).

Длительной время эти два подхода развивались параллельно и только последние 20 лет благодаря некоторым открытиям в области нейрофизиологии сблизились.

 

Современные варианты решения психофизиологической проблемы можно систематизировать следующим образом:

1. Психическое тождественно физиологическому, представляя собой не что иное, как физиологическую деятельность мозга. В настоящее время эта точка зрения формулируется как тождественность психического не любой физиологической деятельности, но только процессам высшей нервной деятельности. В этой логике психическое выступает как особая сторона, свойство физиологических процессов мозга или процессов высшей нервной деятельности

2. Психическое — это особый (высший) класс или вид нервных процессов, обладающий свойствами, не присущими всем остальным процессам в нервной системе, в том числе процессам ВНД. Психическое — это такие особые (психонервные) процессы, которые связаны с отражением объективной реальности и отличаются субъективным компонентом (наличием внутренних образов и их переживанием).

3. Психическое, хотя и обусловлено физиологической (высшей нервной) деятельностью мозга, тем не менее НЕ ТОЖДЕСТВЕННО ей. Психическое не сводимо к физиологическому как идеальное к материальному или как социальное к биологическому. (Марютина)

 

Параллелизм в подходах к изучению индивидуальных особенностей личности породил огромное количество тестов и различных методик. В настоящее время все эти тесты и методики интегрированы в три группы методов: 1) психогенетические, 2) методы тестирования, 3) методы математической статистики.

Психогенетические включают в себя: 1) близнецовый метод, основанный на идентичности монозиготных (однояйцовых) и различиях дизиготных (двухяйцовых) близнецов. Сопоставление внутрипарного сходства у МЗ и ДЗ близнецов дает возможность определить роль среды и генотипа в детерминации изучаемого признака. Превалирующее влияние генотипа выражается в большем сходстве у МЗ близнецов, в сравнении с ДЗ. Важным условием метода является идентичность средовых влияний на МЗ и ДЗ. На практике это условие выполнить трудно, поэтому в дополнение к близнецовому методу используют генетический. Метод позволяет установить сходство между родственниками разных поколений. 3) метод приемных детей. Основан на сопоставлении сходства и различия между ребенком, с одной стороны – родителями и усыновителями – с другой.

Методы тестирования. Тест – это измерение способностей, психофизиологических свойств или состояний человека посредством различных стандартизированных заданий, функциональных проб, опросников. Существуют тысячи различных способов измерений. Важно, чтобы все эти методики базировались на теории тестов и оценок и соответствовали требованиям метрологии.

В настоящее время тесты, в основном, используют по трем направлениям:

- 1) в сфере образования – в связи с увеличением патологии у детей и усложнением учебных программ;

- 2) в профориентаци, профотборе и профессиональной подготовке (запросы производства, дифференциация профессий, затраты на переподготовку кадров);

- 3) психологического консультирования – в связи с существенным увеличением количества негативных психических состояний – ситуативной тревожности, депрессий, психостений, астенических реакций и т.п. Причина заключается в резком переходе от одной социально-экономической формации к другой, прямо противоположной первой.

В ДП тесты условно делят на:

- тесты-достижения – направлены на оценку степени овладения навыками, умениями и знаниями.

- тесты интеллекта – для измерения умственных способностей индивида.

- тесты креативности ("сотворения", творчества) – методики для оценки творческих способностей.

- тесты критериально-ориентированные – применяют в основном с целью профориентации и профотбора (пример: техническое мышление).

- диагностические – самый широкий спектр методик для оценки всех, от биологических до социально детерминированных, свойств и признаков индивидуума.

- проективные(Роршаха, Люшера и др.) – считают, что эти методики позволяют дать оценку направленности личности и ее эмоциональному состоянию путем проектирования (интерпретации) результатов прежних исследований на оперативный статус человека. Преимущество – интегральная оценка личности и психоэмоционального статуса, включаю невротические реакции; недостатки – трудность интерпретации в связи с необходимостью иметь значительный набор определенных стандартов для каждого человека в определенном психическом состоянии.

Третью группу методов составляют математические (статистические) методы исследований. К ним относят различные виды корреляционного, регрессионного анализа: дисперсионный, факторный, дискриминантный анализ; метод учета главных аргументов; последовательная диагностическая процедура и ряд других достаточно сложных математических процедур.Более детально эти процедуры рассматриваются в курсе "Методы в психологии".

А сейчас кратко остановимся на некоторых из этих методов применительно к ДП.

Корреляционный анализпозволяет установить степень взаимосвязи изучаемых признаков у родителей и детей, МЗ и ДЗ близнецов и т.д. С помощью регрессионного анализа можно моделировать какие-либо признаки на основании существующих корреляций. Пример: названия регрессии (отцы гениальные – дети посредственные). Факторный анализ основан на интегрировании значительного количества переменных в несколько факторов с определением их статистической значимости и последующей психофизиологической интерпретацией. В этой интерпретации и заключается вся трудность анализа (ссылка на статьи).

В целом, любые методы матстатистики – всего лишь более или менее совершенный инструмент для познания определенных закономерностей. Задача исследователя – подобрать наиболее приемлемый для решения конкретной задачи метод и дать верную интерпретацию полученных результатов исследований.

 



2015-11-10 749 Обсуждений (0)
Кеттел вошел в историю ДП как один из первых разработчиков методики оценки свойств личности. Тест Кеттела успешно используют и в настоящее время 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Кеттел вошел в историю ДП как один из первых разработчиков методики оценки свойств личности. Тест Кеттела успешно используют и в настоящее время

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (749)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)