Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Исламский фундаментализм





Исламский фундаментализм (по-арабски, салафизм) означает «возвращение к праведным предкам». Салафитское движение аналогично европейской Реформации. Западноевропейская Реформация (по Кальвину) опиралась на духовное водительство и народовластие.
Реформация ислама, означающая возвращение на «дорогу к Мекке» или к «праведным предкам», пошла по двум направлениям. Сложилось два основных направления учения. Реформатор из Западной Аравии (Хиджаза) Мухаммед аль-Ваххаб (1703 – 1787) призывал к полной изоляции от Запада. Сторонники другого направления были за возрождение того ислама, который позволил средневековому Востоку в культурном отношении быть впереди Европы времен крестовых походов. Они предлагали преобразовать ислам, чтобы добиться аналогичных достижений мусульманского Востока с опорой на духовную силу, когда интуиция доминирует над рационализмом. Реформаторское движение в исламе бросило Западу вызов на главном фронте, проходящем через души людей. Вместо присущего западному человеку «чего я хочу?» было противопоставлено «чего хочет Бог?».
В XX веке на исламский Восток пришло увлечение социализмом, когда большинство арабских государств объявило себя его сторонниками. Это стало возможным и благодаря тому, что на арабском языке тождественны слова социалист и общественная солидарность. Но и этот путь оказался тупиковым. Новые государственные лидеры, преимущественно военные, присваивали привилегии предыдущей власти, а процветания не наступало. Но есть и исключения. Находящийся в экономической блокаде Ирак продолжает строить арабский социализм, сочетающий идею всеобщего равенства и государственной экономики с элементами частнопредпринимательской деятельности в розничной торговле. Уровень социальной защищенности населения в блокадном Ираке, строящим арабский социализм, многократно выше, чем, например, в Украине, сделавший свой «европейский выбор».
Неудавшиеся эксперименты «догоняющего развития» и вестернизации послужили толчком к возвращению к истокам ислама, когда якобы царило коллективное счастье. Начал набирать силу фундаментализм, сторонники которого всегда выступали в мусульманском мире против европейских и американских заимствований, убежденные, что ислам в состоянии сам разрешить политические и социальные проблемы.
Термин «фундаментализм» первоначально использовался для обозначения в христианском протестантизме ортодоксального течения, зародившегося в начале ХХ века в США. Американские фундаменталисты, именующие себя евангелистами, выступают за сохранение основы христианства — веры в непорочное зачатие и воскрешение Иисуса Христа. Со временем фундаментализм вышел за рамки религиозного течения и превратился в одно из направлений общественно-политической мысли. В отличие от христианского исламский фундаментализм возник как результат столкновения западной и традиционных культур.
Исламский фундаментализм представляет лишь одно из течений мировой религии, стремящееся привести нормы общественной и личной жизни в соответствии с предписаниями Корана и шариата. В области экономики фундаментализм нацелен на особый путь развития, обусловленный шариатскими нормами владения собственностью, предписаниями Корана относительно торговли, финансов и запрета на ростовщичество или ссудный процент. Фундаментализм, напоминающий социалистическую модель социальной справедливости, противопоставляет духовные ценности Востока империализму западно-христианской цивилизации. Как политическая идеология исламский фундаментализм опирается на антикапиталистически настроенных социальных маргиналов и других слоев общества, пострадавших от попыток модернизации (вестернизации). Фундаменталистский проект реализован в Иране, Судане и большей части Афганистана, имеет сильные позиции в Египте, Йемене и Иордании. Пока фундаменталистская идея превратила ряд стран в маргиналов мирового сообщества.
Исламский фундаментализм на Северном Кавказе обусловлен неприятием горцами чуждых цивилизационных установок, безработицей, обострением национальных, этнических и клановых противоречий. На Северном Кавказе сторонники «чистого ислама» называют себя ваххабитами (по аналогии с религиозно-политическим движением в арабском мире). Местные ваххабиты непримиримы к проявлениям «народного ислама», устоявшихся на Кавказе традиций и поведения мусульман.



В современном мире усилилась опасность вестернизации мусульманских стран-нефтеэкспортеров, особенно в связи с ростом доходов. Начала крепнуть, стремящаяся жить по евростандартам, компрадорская буржуазия. Происходящая общественная трансформация усилила противоречие между заимствованиями технических достижений и основанных на исламе духовных традиций. Появилось новое поколение реформаторов ислама.
Среди иранских реформаторов выделялся Мешхед Али Шариати (1933 — 1977). Этот «мусульманский Лютер» призывал должным образом прочесть Коран, где, по его мнению, свобода плещет крыльями между строк священного писания: «Молитва несознательного индивида, лишенного способности к бунту наподобие животного, не достигнет своей цели». Освободить человека из заключения в самом себе может только духовенство. Это учение зародилось в шиизме, наиболее близкой к христианству ветви ислама, пронизанного чувственным побуждением сердца. Сунниты, представляющие основную и самую многочисленную ветвь ислама, в больше степени рационалисты, отдающие предпочтение уму над чувствами.
Согласно взглядам Али Шариати, избрание духовного лица правоверных (имама) не может зависеть от чьего-то выбора. Здесь демократические процедуры, основанные на западных принципах народного волеизлияния, имеют ограниченное применение. Самым демократическим путем нельзя избрать гения. Об это свидетельствует и западная традиция, считающая, что «демократия есть власть посредственности». Духовным лидером может стать только тот, у кого есть соответствующие качества, а они зависят не от чьего-то выбора, а от признания. Восточная мудрость говорит, что после смерти тигра остается шкура, а после смерти человека — его имя.
В классической европейской философии различаются (по Канту) логическое и интуитивное знание. Логическое знание получается с помощью образования понятий, а интуитивное (эстетическое, чувственное) — с помощью видения. Не случайно, великий философ Кант мог мыслить так, чтобы «видеть» без непосредственного контакта с объектом.
На Западе могут определить качество правителя (президента) с помощью рационалистической процедуры, например, индекса интеллектуального развития. На мусульманском Востоке скажут, что это невозможно. Рационалистический подход характерен для Запада, а интуитивный (чувственный) — для мусульманского Востока. Если на Западе считают, что правителя (президента) можно избрать на основе демократической процедуры, то на Востоке в этом стали сомневаться, после многочисленных экспериментов с вестернизацией или выбора социалистического пути.

Реформация ислама воплотилась в Иранской революции 1979 года, заявившей о себе как мировая. Но, несмотря на это, революция прошла незаметно для христианского мира. Для изучающих мировую историю с позиций евроцентризма, куда ближе, породившая терроризм, Великая Французская революция или Великий Октябрь, открывший дорогу красному и белому террору.
Лидер Иранской революции аятолла Хомейни был признан и призван национальной интеллигенцией и подавляющей массой народа. Иран прошел через тяжелые испытания, но авторитет человека, предъявившего «верительные грамоты от Бога», остался незыблемым. Иранская революция прошла через неизбежные крайности, в том числе средневекового экстремизма. Но постепенно победили сторонники «просвещенного ислама», включая сферу свободного предпринимательства. Страна исламского фундаментализма Иран является членом Организации Объединенных Наций.

Мусульманскому миру нет никакого дела до процедуры демократического избрания американского президента, воли другого народа избирать себе лидера. Но этот мир против того, чтобы избранный американский президент считал возможным учить другие народы и дарить им западные ценности.
Мусульманские страны выступают за идею межцивилизационного диалога. Ислам выступает движущей национально-патриотической силой создания единой мусульманской нации и государства. Для исламского интегризма характерны личное самоограничение и общественная солидарность. Под покровом исламской государственности на этнополитических рубежах ЕВРАМАРа в средневековье была выработана модель поликонфессиональной и полиэтнической терпимости, что способствовало расцвету коммуникационных функций свободной торговли и межцивилизационному диалогу.

Черный ангел смерти

Корни исламского терроризма необходимо искать в зоне Персидского залива, являющейся так же «зоной жизненных интересов» Соединенных Штатов. В начале 80-х годов Ирак взял на себя роль коллективного защитника против экспансии Иранской исламской революции, представляющей угрозу для арабских стран Ближнего Востока. Но в кровопролитном конфликте с Тегераном Багдад не получил их поддержку. Кувейт, который в прошлом был исторической «17-ой провинцией» Ирака, спровоцировал убийственное для послевоенного Багдада падение цен на нефть. В дальнейшем при проведении операции «Буря в пустыне» Саудовская Аравия согласилась быть союзником США при выполнении следующих условий. После освобождения Кувейта от иракских войск Америка должна была приступить к решению израильско-палестинского конфликта. Однако медлительность привела к обострению обстановки, а не к созданию независимого Палестинского государства в границах 1948 года. После завершения операции «Буря в пустыне» американские войска должны были покинуть Саудовскую Аравию. Этого не произошло.
Соединенные Штаты ведут политику двойных стандартов в арабском мире, пытаясь сохранить зону своих «жизненных интересов». То поддерживают талибов и бен Ладана в их борьбе с советскими войсками в Афганистане и Ирак в войне с Ираном. То объявляют злейшими врагами Иран, Ирак и Талибан. И одновременно, Саудовская Аравия, где сильны позиции ваххабизма, является главным стратегическим партером США в зоне Персидского залива. Америка, являясь родиной фундаментализма христианского (евангелисты), вдруг объявила себя праведным борцом с исламским фундаментализмом.

Джихад(или газават) — война за веру, священная война. Выделяется большой (великий) и малый джихад. Священная война против «неверных», не имеющая границ, получила название большой джихад. Многие арабы считают войну в Афганистане именно таким джихадом. Войну «новых варваров» или исламского «Зеленого интернационала» против цивилизации «золотого миллиарда» ведется на полное уничтожение последней. В отличие от христианского крестового похода малый джихад означает, прежде всего, защиту исламских земель от неверных. Каран призывает не переступать границ дозволенного. В традиционном Исламе джихад означает «слово правды» против несправедливости, проявляющейся в разных формах, включающих бедность и коррупцию.
Политизированный радикальный ислам победил в Иране, выступает против правящих элит в Алжире, Египте и Иордании. Судан и Афганистан не вышли из фазы гражданской войны. Революционные арабские режимы (Ирак, Сирия, Йемен, Ливия) оказывают организационную и финансовую помощь исламистам. В конце ХХ века политический исламизм активизировался на исторических цивилизационных рубежах (Ливан, Косово, Чечня, Израиль, Палестина, Иран и Афганистан), где вскрылись геополитические границы бывших империй.

Современный терроризм продемонстрировал уязвимость человечества. Технологически невозможно выявить психологическую готовность экстремиста к самопожертвованию. Исламский экстремизм эксплуатирует традиционную для Востока преданность семье и заниженную оценку человеческой жизни. Шахид — рыцарь ислама, погибший за веру. Лидеры террористических организаций выплачивают семье «погибшего за веру» значительные финансовые компенсации. Но ошибочным является утверждение, что терроризм рекрутирует своих сторонников из бедных слоев мусульманского населения. Террорист может быть привилегированного происхождения, блестяще образованным интеллектуалом.
Среди экстремистских религиозно-политических движений особое место занимает Талибан, поддержанное Центрально-Разведывательным Управлением США и военной разведкой Пакистана. Руководство движения составляют бывшие студенты медресе из лагерей афганских беженцев в Пакистане. Движение талибов (т.е. студентов) возникло в 1994 г., а в 1996 г. они захватили власть в Афганистане. Талибы являются преимущественно выходцами из пуштунских племен. Пуштуны — самый многочисленный афганский народ и без их участия невозможно создать устойчивую власть в стране. Любая попытка назначить афганского лидера из вне обречена на провал. Правитель афганского народа может быть только «призван и признан». «Талибан» объявил джихад (священную войну) Соединенных Штатам.
Как, правило, пропаганда Соединенных Штатов под воздействием примитивной массовой культуры персонифицирует образ внешнего врага и раздувает его до мифических размеров. В качестве таких врагов объявлялись иранский духовный лидер имам Хомейни, кубинский лидер Фидель Кастро, президент Ирака Саддам Хусейн, президент Югославии Милошович, очередным врагом стал Осама бен Ладен.

Осама бен Ладен — арабский миллионер из Саудовской Аравии, лидер мусульманской фундаменталистской организации «Аль-Каида». В 1979 году отправился в Афганистан сражаться против советских войск вместе с душманами (моджахедами). Оказывал им финансовую помощь и создал организацию «Аль-Каида» (Основа). Американцы оказывали Осаму бен Ладену, ставшему по некоторым источникам агентом ЦРУ, помощь в борьбе с советскими войсками в Афганистане. После вывода советских войск занимался бизнесов в Саудовской Аравии и выступал против вывода американских войск с Аравийского полуострова. В 1991 году был вынужден выехать в Судан, откуда был изгнан и в 1996 году перебрался в Афганистан по приглашению духовного лидера «Талибана». Объявил джихад Соединенным Штатам и призывал мусульман убивать американских граждан. Организовал в Афганистане сеть лагерей по подготовке террористов. США обвиняют бен Ладена в причастности к террактам в Нью-Йорке (1993, 2001, Международный торговый центр), Танзании и Кении (взрыв в 1998 г. американских посольства), Йемене (взрыв в 2000 г. американского эсминца). Американская администрация объявила бен Ладена преступником, и фактически приговорили к смертной казни без предъявления убедительных доказательств его причастности к событиям 11 сентября 2001 года.

Еще падали на афганскую землю «справедливые» бомбы, ракеты и гуманитарные пакеты с бисквитным печеньем и джемом, а Запад уже был озабочен будущем «демократическим» устройством Афганистана. Однако после вакуумных бомб, сброшенных на Афганистан, ненависть мусульман затаилась и опасно накапливается. Не в пользу Америки общее настроение в мусульманском мире, выступающем против «крестового похода» Джорджа Буша.
Благодаря американской превентивной доктрине национальной безопасности, Ирак был отнесен к геополитической «оси зла». Страна на Ближнем Востоке оказалась в центре международной политики. Ирак По американской традиции враг персонифицировался личностью Саддама Хусейна (р.1937) — президента и премьер-министра Иракской Республики (1979—2003). Ирак обладает крупными запасами высококачественной нефти, что стало одной из причин американской агрессии 2003 года. По этноконфессиональному и этнонациональному признакам в Ираке выделяются суннитский центр, шиитский юг и курдский север. У власти в Багдаде до американской агрессии находилось суннитское меньшинство. Шииты (проирански настроенные) проживают на юге Ирака. Их восстание во время войны 1991 г. было жестоко подавлено иракской властью, погибло 30 тыс. повстанцев. Американцы рассчитывали во время агрессии против Ирака в 2003 г. на поддержку шиитов, но этого не произошло. На севере Ирака проживают курды, имеющие относительную автономию и выступающие за создание независимого государства. После американской «победы» над диктаторским режимом Ирак превратился в крупнейший центр терроризма на Ближнем Востоке.
Традиционные вооруженные силы оказались неэффективными в борьбе с терроризмом. Это относится и к таким политическим инструментам как практика экономических санкций и территориальная блокада, приводящих к созданию новых мировых и региональных центров криминального бизнеса.
***
Исламская цивилизация предложила человечеству модель мирового порядка, основанную на трансцендентной воле, подчиняемой человека. Коллективистская ценность общественной солидарности и индивидуальное самоограничение здесь ставятся выше прав и интересов отдельной личности. В исламском мире религия приобретает государственный статус (теократия), а Запад стремится дистанцировать церковь от светского государства. На мусульманском Востоке интуитивное (чувственное) восприятие мира доминирует над рационалистическим европейским подходом. Если на Западе президента избирают на основе демократической процедуры, тона мусульманском Востоке считают, что правителем может быть избран тот, кто признан и призван народным волеизлиянием.

Резюме
Исламская цивилизация основана на трансцендентной воле, подчиняемой человека. Здесь общественная солидарность и индивидуальное самоограничение ставятся выше прав и интересов отдельной личности. Чувственное восприятие мира доминирует над рационалистическим подходом, характерным для Запада.
Под покровом исламской государственности на этнополитических рубежах евразийских цивилизаций в средневековье была выработана модель поликонфессиональной и полиэтнической терпимости, что способствовало расцвету коммуникационных функций свободной торговли и межцивилизационному диалогу.
Ислам выступает движущей национально-патриотической силой создания единой мусульманской нации и государства. Для исламского интегризма характерны личное самоограничение и общественная солидарность.
Исламский фундаментализм («возвращение к праведным предкам») является восточным аналогом европейской Реформации (опора на духовное водительство и народовластие). Как политическая идеология опирается на антикапиталистические настроения социальных маргиналов и других слоев общества, пострадавших от попыток модернизации (вестернизации).





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (544)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)