Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПРИЧИНЫ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ



2015-11-10 466 Обсуждений (0)
ПРИЧИНЫ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




ИНФЛЯЦИЯ: СУЩНОСТЬ И ВИДЫ.

 

Под инфляцией понимается переполнение каналов денежного обращения избыточным количеством денег сверх реальных хозяйственных потребностей, приводящее к их обесценению. Вместе с тем, инфляция может быть не только результатом избытка денег в обращении, но и результатом сокращения товарной массы при неизменном количестве выпущенных денег.

 

Инфляция – повышение общего уровня цен, приводящее к снижению покупательной способности денег и их обесценению.

 

Проявлением инфляции являются рост цен и снижение покупательной способности денег. Покупательная способность денег – количество товаров и услуг, которые можно приобрести на одну денежную единицу.

Считается, что впервые термин «инфляция» стали употреблять в Северной Америке в период Гражданской войны 1861-1865 гг. для обозначения процесса разбухания находящейся в обращении денежной массы.

В условиях золотого и серебряного обращения инфляция была невозможна, т.к. деньги представляли собой реальное богатство, а не его символ. Необходимое в обращении количество денег регулировалось такой их функцией, как средство накопления и сбережения. Если монет было больше, чем необходимо для обслуживания торговых сделок, их излишки уходили в сокровища. При возрастании потребности в деньгах монеты изымались из накоплений и возвращались обратно в обращение.

При бумажно-денежном обращении ситуация иная. Здесь деньги лишь символ, а не реальное богатство. Выполнять функцию сокровища они не могут. Основная их избыточная масса остается в обращении, и только незначительная часть накапливается в качестве сбережений.

Инфляция представляет собой сложное и многофакторное явление. Внешне она проявляет себя в росте цен на товары и услуги, однако если цены растут в связи с реальным ростом затрат на производство товаров или улучшением их качества, то такой их рост не является инфляций. Один из признаков инфляции – массовость, т.е. повышение цен практически на все товары. Поэтому об инфляции речь может идти только когда имеет место рост общего уровня цен.

В зависимости от темпов роста цен выделяют инфляцию умеренную (ползучую), галопирующую и гиперинфляцию.

Умеренная (ползучая) инфляция проявляется в длительном, постепенном росте цен, не превышающем, как правило, 10% в год. Считается, что такой уровень инфляции не является опасным и даже полезен экономике, поскольку способен стимулировать производство, т.к. при росте цен население больше покупает, опасаясь, что в дальнейшем покупки обойдутся еще дороже. Соответственно производители начинают наращивать объемы производства. Рост производства, в свою очередь, приводит к восстановлению равновесия между товарной и денежной массами при более высоком уровне цен.

Галопирующая инфляция характеризуется скачкообразным ростом цен от 10% до 100% в год. Такой рост цен становится опасным для экономики – падает производство, снижается жизненный уровень населения, деньги ускоренно материализуются. Население не желает держать свои сбережения в денежной форме и стремится вложить их в материальные ценности (товары, недвижимость, стабильную конвертируемую валюту и др.).

Однако особенно агрессивно экономика разрушается при гиперинфляции. Для гиперинфляции характерен очень быстрый, астрономический рост цен, достигающий нескольких сотен и даже тысяч процентов в год и приводящий к резкому обесценению денег, социальному расслоению общества, расстройству платежного оборота, нарушению хозяйственных связей и другим негативным последствиям. Усиливается эффект «бегства от денег».

В зависимости от формы проявления принято различать открытую, скрытую и подавленную инфляцию.

Открытая инфляция проявляется в ничем не сдерживаемом, свободном росте цен.

Скрытая инфляция проявляется в снижении качества товаров при неизменном уровне цен.

Для административно-командной экономики с централизованным регулирование цен характерна подавленная инфляция, которая возникает вследствие стремления государства искусственно удержать цены на прежнем уровне. Обычно это проявляется в том, что государство или вообще запрещает увеличивать цены на все или ряд каких-то товаров, или устанавливает эти цены на том уровне, который само определяет. В итоге купить многие товары по фиксированным ценам становится почти невозможно. Возникает дефицит товаров. Из свободной продажи они уходят на «теневой» или «черный» рынок, где их цены растут. В краткосрочном периоде такое вмешательство государства может быть оправдано для безотлагательного решения каких-то общественных задач, но в долгосрочном периоде это ведет к деформации экономических отношений.

В зависимости от факторов возникновения различают инфляцию спроса и инфляцию издержек.

Инфляция спроса возникает в результате превышения совокупного спроса над совокупным предложением, т.е. когда возникает избыток денег по отношению к количеству предложенных рынком товаров и услуг. Суть инфляции спроса часто объясняют одной фразой: «Слишком большое количество денег охотится за слишком малым количеством товаров».

Такое положение, когда денег больше, чем товаров, может быть обусловлено тем, что производители не в состоянии ответить на избыточный спрос увеличением объема производства, поскольку все имеющиеся у них мощности полностью задействованы.

На возрастание совокупного спроса действуют:

Ø эмиссия денег, связанная с необходимостью покрытия бюджетного дефицита, когда расходы государства превышают его доходы;

Ø субсидирование государством какого-либо производства (чаще всего сельскохозяйственного) без должной товарной отдачи с его стороны;

Ø рост покупательной способности населения (например, в связи с повышением зарплаты по требованию профсоюзов, увеличением государством размера социальных выплат);

Ø другие факторы (например, увеличение государством расходов на ВПК).

Если при инфляции спроса обеспечена полная занятость и полная загрузка производственных мощностей, то для инфляции предложения (издержек) характерна обратная ситуация – неполная занятость и недозагрузка производственных мощностей.

Инфляция издержек вызывается ростом стоимости факторов производства, вследствие чего растут связанные с ним издержки, а за ними и цены на выпускаемую продукцию.

Увеличение издержек побуждает производителей:

1) либо прямо поднимать цены на свою продукцию в целях сохранения прибыли;

2) либо сокращать производство, ставшее менее прибыльным при сложившемся уровне цен, в результате чего предложение продукции сокращается, и цены на нее растут.

Толчком для роста издержек производства могут стать:

- повышение заработной платы, не связанное с ростом производительности труда;

- монопольное взвинчивание цен и тарифов на продукцию отраслей добывающей промышленности, услуги транспорта, связи, ТЭК, что раскручивает цены во всех остальных отраслях экономики;

- удорожание кредита для производителей, которые для того, чтобы выплачивать более высокий процент, поднимают товарные цены и выплачивают кредит за счет потребителей;

- повышение ставок косвенных налогов;

 

Косвенные налоги – это налоги, включаемые в цену товаров, работ или услуг и, в отличие от прямых налогов, не зависящие от величины дохода или размера имущества налогоплательщика (НДС, акцизы, таможенные пошлины). Поскольку косвенные налоги «сидят» в цене товара, то они являются инфляционным фактором: повышение их ставок увеличивает цену товара.

- рост цен на мировых рынках. В этом случае инфляция импортируется в страну, т.к. определенная часть сырья закупается за пределами национальной экономики.

Рост издержек имеет, как правило, характер цепной реакции. Например, каждое новое повышение заработной платы, не подкрепленное повышением производительности труда, а лишь компенсирующее инфляцию, вызывает (через растущие издержки) очередной виток роста цен. Возникает так называемая «инфляционная спираль»: повышается зарплата – увеличиваются издержки – растет цена товара – покупательная способность зарплаты падает, и работники или их профсоюзы требуют нового повышения зарплат и т.д. до бесконечности зарплата и цены бегают друг за другом, по спирали поднимаясь на все более высокие уровни.

В зависимости от степени сбалансированности роста цен различают сбалансированную и несбалансированную инфляцию.

При сбалансированной инфляции цены товаров относительно друг друга неизменны.

При несбалансированной – они постоянно в разных пропорциях изменяются по отношению друг к другу.

В зависимости от предсказуемости выделяют ожидаемую и неожидаемую инфляцию. Ожидаемая – инфляция, темпы роста которой прогнозируется (предсказывается) заранее. Неожидаемая инфляция характеризуется тем, что ее уровень выше ожидаемого за определенный период.

Огромную роль в развитии инфляции играют инфляционные ожидания – предположения населения и предпринимателей о возможном повышении цен в ближайшем будущем.

Ожидая возможный рост цен, население делает покупки впрок, вследствие чего резко повышается спрос на товары, и, соответственно, растут их цены. Продавцы придерживают товары в расчете на то, что завтра их можно будет продать дороже, чем сегодня. Таким образом, все участники рынка толкают цены вверх: покупатели – наращивая спрос, а продавцы – сокращая предложение. Усиленное давление на цены приводит к тому, что инфляция начинает кормить сама себя, т.е. самовоспроизводиться, еще больше усиливая инфляционные ожидания

Длительная, продолжительная инфляция может привести к стагфляции. Стагфляция сочетание стагнации и инфляции, т.е. это такое состояние экономики, при котором происходят одновременно спад производства, рост цен и безработицы.

Инфляция порождает множество негативных социальных и экономических последствий, которые выражаются в следующем:

1) снижаются реальные доходы основной массы населения, падает его жизненный уровень. В первую очередь, это касается граждан с фиксированными доходами (работников бюджетных учреждений, пенсионеров, студентов).

 

Уровень жизни – степень удовлетворения потребности населения в необходимых для жизни материальных и духовных благах. Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов населения независимо от изменения цен, в то время как реальные доходы учитывают ценовой фактор. Номинальный доход – это количество денег, заработанных или полученных гражданином или семьей в целом за определенный период времени. В него включают заработную плату, проценты, дивиденды, доход от предпринимательской деятельности, различные трансфертные платежи (пенсии, пособия по безработице, стипендии, субсидии на оплату жилья и т.д.), доходы от собственности и др. Реальный доход – номинальный доход, скорректированный с учетом индекса цен. Он определяется количеством товаров и услуг, которые можно купить на сумму номинального дохода. Необходимо отметить, что сам факт инфляции – снижение покупательной способности денег, т.е. уменьшение количества товаров и услуг, которые можно купить на 1 рубль, – не обязательно приводит к снижению реальных доходов (уровня жизни). Реальные доходы снизятся только в том случае, если номинальные доходы будут отставать от инфляции, т.е. когда уровень цен будет расти быстрее номинальных доходов.

2) углубляется социальное расслоение общества (увеличивается разрыв между богатыми и бедными), растет социальное напряжение ввиду того, что происходит инфляционное перераспределение доходов пользу граждан с нефиксированными доходами;

3) обесцениваются сбережения граждан (например, из-за того, что выплачиваемые банками проценты по вкладам, как правило, отстают от темпов инфляции, вследствие чего уменьшается реальная стоимость вкладов);

4) деформируется потребительский спрос, т.к. начинается «бегство от денег» к любым товарам независимо от реальной потребности в них;

5) происходит переход от денежной к натуральной форме оплаты труда;

6) сокращается производство, т.к.при сложившемся уровне цен предприятия не могут перекрыть ценой рост издержек, их прибыль снижается, производство становится невыгодным и его объемы сокращаются. Кроме того, дороговизна кредитов из-за высоких % ставок не позволяет предприятиям поддерживать и развивать производство, что также ведет к его сокращению;

7) нарушаются хозяйственные связи, поскольку при высоком уровне инфляции деньги перестают выполнять роль платежного средства, расчеты начинают осуществляться на основе бартера, который ограничивает круг хозяйственных связей, т.к. у производителя не всегда есть именно тот товар, который устраивает партнера по сделке. Поэтому сделка может не состояться. Хозяйственные связи рвутся, вызывая спад производства. Совокупное предложение уменьшается, что еще больше подхлестывает инфляцию;

8) тормозится инвестиционный процесс, т.к. теряются стимулы к инвестированию (т.к. доходы от инвестиций будут получены лишь спустя несколько месяцев или лет, за которые они успеют обесцениться) и растут связанные с ним риски (особенно это касается долгосрочных проектов);

9) капитал из производства уходит в более прибыльные сферу обращения и на финансовый рынок.

Однако инфляция не для всех субъектов экономики несет с собой отрицательные последствия. От нее выигрывают:

· предприятия-монополисты, поднимающие цены и тарифы на свою продукцию и услуги и присваивающие повышенные доходы;

· заемщики, возвращающие долги кредиторам обесцененными деньгами (при неожидаемой инфляции);

· производители, если цены на продукцию растут быстрее цен на потребляемые в производстве ресурсы (соответственно их денежные поступления будут расти быстрее издержек, и прибыль будет обгонять инфляцию).

 

 

Основные причины инфляции:

- чрезмерная эмиссия денег, вызванная необходимостью покрытия бюджетного дефицита;

- рост военных расходов государства;

- монополизация рынков и монополистическое ценообразование;

- чрезмерная кредитная экспансия;

 

Кредитная экспансия – расширение банками масштабов кредитования.

 

- рост цен на импортируемые товары (соответственно повышаются издержки предприятий, если речи идет о средствах производства; дорожает потребительская корзина, если речь идет о предметах потребления);

- приток иностранной валюты;

- девальвация национальной валюты, вызывающая рост цен не только на импортируемые товары, но и на товары отечественного производства;

- высокий уровень налогообложения, особенно это относится к косвенным налогам;

- высокие инфляционные ожидания, вынуждающие население и предприятия наращивать текущий спрос в ущерб накоплениям и тем самым стимулировать рост цен.

Основными методами борьбы с инфляцией являются денежная реформа и проведение антиинфляционной политики.

Под денежной реформойпонимается преобразование денежной системы, проводимое государством с целью стабилизации денежного обращения страны.

Денежные реформымогут сопровождаться изъ­ятием из обращения всех или части обесцененных бумажных денежных знаков и замены их новыми деньгами, изменением золотого содержания денежной единицы или ее валютного курса, изменение порядка эмиссии денег и ее обеспече­ния.

Методы проведения денежной реформы:

Ø нулификация – объявление об аннулировании обесценившейся денежной единицы и введение новой;

Ø деноминация (метод зачеркивания нулей) – укрупнение денежной единицы и обмен по установленному соотношению старых денежных знаков но новые. В таком же соотношении пересчитываются цены, тарифы, зарплата, остатки денег на счетах, балансы предприятий;

Ø девальвацияпри золотом стандарте означает уменьшение золотого содер­жания денежной единицы, с прекращением размена бумажных и кредитных денег на золото – снижение курса национальной валюты по отношению к иностранной валюте;

Ø ревальвация(реставрация) – повышение золотого содержания денежной единицы или курса национальной валюты по отношению к иностранной валюте. С отменой золотого содержания валют в середине 1970-х годов ревальвация стала означать только повышение рыночного курса национальной валюты.

Антиинфляционная политика – комплекс проводимых государством мер, направленных на регулирование уровня инфляции и минимизацию ее негативных социально-экономических последствий.

Основными методами антиифляционной политики являются:

1) ужесточение денежной эмиссии;

2) снижение государственных расходов;

3) ограничение кредитной экспансии (с помощью ставки рефинансирования, операций на открытом рынке, обязательных резервов, таргетирования денежной массы);

4) регулирование денежного спроса через бюджетный и налоговый механизм;

5) регулирование цен и зарплаты путем их замораживания или установления пределов роста.

Для количественной оценки и анализа инфляционных процессов используют специальные показатели. Одними из широко применяемых показателей инфляции являются индексы цен. Индекс – показатель, выражающий (обычно в %) последовательные изменения какого-либо экономического явления.

Индексы цен могут иметь три численных значения:

1) ИЦ равен 100% - значит, цены не изменились;

2) ИЦ выше 100% - значит, произошла инфляция;

3) ИЦ ниже 100% - значит, имеет место дефляция – снижение общего уровня цен.

В общем виде индексы цен рассчитываются по формуле:

ИЦ = Цены текущего периода ´ 100%
Цены базисного периода

Индивидуальный индекс цен характеризует изменение цены на отдельный товар:

ИИЦ = Цена товара в текущем периоде ´ 100%
Цена товара в базисном периоде

Индекс потребительских цен и тарифов на товары и услуги (ИПЦ) является одним из важнейших показателей, характеризующих инфляционные процессы в стране, и используется в целях осуществления государственной финансовой и денежно-кредитной политики, анализа и прогноза ценовых процессов в экономике, пересмотра минимальных социальных гарантий населению, решения отдельных правовых споров и т.д.

ИПЦ характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Он рассчитывается помесячно или поквартально и измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг (потребительской корзины) в ценах текущего периода к его стоимости в ценах предыдущего (базисного) периода:

ИПЦ = Цена потребительской корзины текущего периода ´ 100%
Цена потребительской корзины базисного периода

Потребительский набор товаров и услуг, на основании которого осуществляется наблюдение за ценами и рассчитывается ИПЦ, представляет собой единую для всех субъектов РФ репрезентативную выборку групп товаров и платных услуг, наиболее часто потребляемых населением. Данный набор разрабатывается ФСГС (Росстатом) и состоит из трех крупных групп: продовольственные товары, непродовольственные товары и платные услуги населению.

Для характеристики инфляционного процесса рассчитывают также:

· индекс стоимости жизни;

· индекс цен производителей;

· уровень инфляции;

· др. показатели.

Под индексом стоимости жизни (ИСЖ) подразумевается показатель, измеряющий относительную стоимость набора товаров и услуг в отдельных городах по сравнению с ее среднероссийским значением. Результат сопоставления этих показателей дает возможность рассчитывать, на сколько дороже (или дешевле) будет обходиться один и тот же определенный набор потребительских товаров и услуг с едиными объемами их потребления в различных городах России, т.е. позволяет измерить соотношение стоимости жизни в этих городах с ее среднероссийским значением.

Индекс цен производителей – показатель динамики оптовых цен производителей. Он измеряет уровень цен на стадии производства или оптовой торговли и широко применяется в деловой практике.

Уровень инфляции – выраженный в процентах темп прироста общего уровня цен. Он показывает, на сколько процентов выросли цены за определенный период времени:

 

УИ = ИЦ текущего периода – ИЦ предыдущего периода ´ 100%
ИЦ предыдущего периода

 

 



2015-11-10 466 Обсуждений (0)
ПРИЧИНЫ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПРИЧИНЫ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (466)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)