Лабораторная работа № 12
Изучение способов осуществления отклонения Через побочные субдоминанты и доминанты Объем учебного времени – 2 часа
Учебная тема: Отклонения через побочные субдоминанты и доминанты. Цель: освоить навыки и приемы анализа и осуществления отклонений через побочные субдоминанты и доминанты. Подготовительная работа: изучите теоретический материал по указанной выше теме и обратите внимание на следующие понятия и гармонические закономерности: § побочные доминанты и субдоминанты как способы отклонения; хроматическая система; § отклонение: основной признак и способы осуществления; § местоположение отклонений в мажорном и минорном периоде; § голосоведение в гармонических последовательностях при введении побочных доминант, отклонениях в прерванных оборотах и каденциях; § хроматическая секвенция и отклонение: характерные гармонические обороты в звеньях хроматической секвенции и особенности их соединения; случаи применения хроматических секвенций в построении. Практические задания: Задание 1.Постройте и исполните на музыкальном инструменте следующие гармонические обороты с отклонениями из мажора и минора с одним ключевым знаком в тональности I степени родства через побочные доминанты: 1) 2/4 1T – T6 | VII7 к VI – VI | DDVII7 – DDVII56 | К46 – D76 | T ||; 2) 3/4 1T6 – T | D2 к S – S6 | DDVII6 – DD34 | К46 – D7 – T ||; 3) 2/4 T6 – D34 | T – D56 к III | III35 – II6 – DD56 | D7 – VI ||. Задание 2. Сочините, запишите и исполните период с расширением во втором предложении за счет отклонения в тональность I степени родства. Задание 3. Письменно гармонизуйте следующие мелодии с использованием отклонений и хроматических секвенций: а)
б)
в)
Задание 4. Сделайте письменный гармонический анализ приведенных ниже музыкальных фрагментов, указав в схеме: моменты отклонений (квадратными скобками сверху), тональности; функции аккордов (условными обозначениями снизу) (см. лаб. работу 1, задание 4): а)Ф. Шуберт. «Я не сержусь» из вокального цикла «Любовь поэта». Nicht zu schnell
б) А. Алябьев. Пьеса
Контрольные вопросы для самопроверки: 1. Что такое отклонение? 2. Какие аккорды называются побочными субдоминантами и доминантами? Для чего они необходимы? 3. Какие аккорды используются в качестве побочной доминанты и субдоминанты? 4. Каким образом может происходить ввод новой тональности через побочную субдоминанту? 5. Каковы основные требования к голосоведению при введении побочных доминант и субдоминант? 6. Каково местоположение отклонений в мажорном и минорном периодах? 7. В какие тональности чаще всего происходят отклонения в мажорном и минорном периоде? 8. Что такое прерванная каденция? Каким образом в ней осуществляется отклонение? 9. Что такое хроматическая система? 10. Как образуется хроматическая секвенция? В чем ее сходство с диатонической и отличие от модулирующей секвенций? 11. Каково строение звена хроматические секвенции? 12. Сколько звеньев может включать хроматическая секвенция? 13. Какое значение имеет хроматическая секвенция для осуществления отклонения в периоде? Литература: Дубовский И.И., Евсеев, С.В., Способин И.В., Соколов В.В. Учебник гармонии. М.: Музыка, 2005. С. 239–254 (темы 32, 33).
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1071)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |