Лабораторная работа № 13
Способы применения модуляционного оборота при переходе в тональности I степени родства в решении гармонических задач Объем учебного времени – 4 часа
Учебная тема: Функциональная модуляция в тональности 1 степени родства. Цель: овладеть навыками и умениями анализа и практического применения гармонических модуляций в тональности I степени родства. Подготовительная работа: изучите теоретический материал по указанной выше теме и обратите внимание на следующие понятия и гармонические закономерности: § модуляция и ее роль в развитии музыки; § функциональная связь тональностей, или функции высшего порядка; § тональности первой степени родства: общий аккорд, число посредствующих аккордов, модулирующий аккорд, каденции в модуляции; § основные моменты процесса модулирования, модуляция в тональности доминанты и субдоминанты (посредствующий и модулирующий аккорды, отклонение в тональность общего аккорда). Практические задания: Задание 1. Приведенную ниже аккордовую последовательность: гармонизуйте в тональности g-moll; сочините к ней и гармонизуйте несколько вариантов второго предложения с различными модуляционными окончаниями (в B-dur, F-dur, Es-dur, D-dur): 3/4 t – D34 – t6 | s – s6 |II56– DD56 | К46 – D – D2||. Задание 2. Постройте и исполните на музыкальном инструменте два модулирующих периода: из F-dur – в тональность натуральной субдоминанты; из d-moll – в тональность натуральной доминанты. Задание 3.Письменно гармонизуйте следующие мелодии с использованием модуляций в тональности 1 степени родства: а)
б)
в)
г)
д) Задание 4. Сделайте письменный гармонический анализ следующих музыкальных фрагментов (см. лаб. работу 1, задание 4): а) Р. Шуман. «Грезы» Moderato
б) Л. Бетховен. Соната № 2 для фортепиано, cis-moll, ор.27, ч. I Adagio sostenuto
Контрольные вопросы для самопроверки: 1. В чем основное отличие модуляции от отклонения? 2. Каково значение модуляции как способа развития музыкального материала? 3. Что такое функции высшего порядка? 4. Сколько посредствующих (общих) аккордов имеется между аккордами I степени родства? 5. Что такое модулирующий аккорд, и какие гармонические функции используются в этом качестве? 6. Перечислите последовательно четыре основных этапа модуляции в тональности I степени родства. 7. Назовите тональности I степени родства в мажоре и миноре, тонические трезвучия которых по отношению к главной тональности являются аккордами доминантовой группы. 8. Какой гармонической функцией может быть представлен посредствующий аккорд (в предыдущей и последующей тональностях) и модулирующий аккорд при модуляции в доминантовую тональность? 9. Назовите тональности I степени родства в мажоре и миноре, тонические трезвучия которых по отношению к главной тональности являются аккордами субдоминантовой группы. 10. Какой гармонической функцией может быть представлен посредствующий аккорд (в предыдущей и последующей тональностях) и модулирующий аккорд при модуляции в субдоминантовую тональность? 11. Возможно ли отклонение в тональность общего аккорда? Каким образом оно осуществляется? 12. Какие аккорды используются в качестве общих (посредствующих) при модуляции в натуральный минор? Литература: Дубовский И.И., Евсеев, С.В., Способин И.В., Соколов В.В. Учебник гармонии, М.: Музыка, 2005. С. 254–274 (темы 34, 35).
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (796)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |