Признаки личностно-ориентированного обучения
В зависимости от философско-педагогических основ, целей На основании собственного и известного нам педагогического опыта учителей и ученых можно сформулировать следующие при-знаки личностно-ориентированного обучения. 1. Признание уникальности и индивидуальной самоценности каждого ученика как самобытного человека, имеющего собственную предопределенность, генетически заложенную «программу» образования, реализуемую в форме его индивидуальной траектории по отношению к общему образованию. Не следует путать личностную ориентацию с эгоцентризмом, потаканием прихотям ученика. 2. Признание каждым учеником и педагогом уникальности и индивидуальной самоценности любого другого человека. То есть системa образовательных координат может и должна выстраиваться относительно каждого ученика, который в обязательном порядке признает существование аналогичных систем у каждого из других учеников. Признавать право других быть другими – не единственное условие личностно-ориентированного обучения. 3. Каждый ученик, признавая уникальность другого человека, обязан уметь взаимодействовать с ним на гуманных основаниях, т.е. обладать коммуникативной компетенцией, быть толерантным. Коммуникативность – универсальная компетенция личности, а толерантность – одна из важнейших характеристик коммуникативности. То есть ученик должен уметь понимать другую точку зрения или мотивы деятельности другого человека, реализуя тем самым свою социальную роль и предназначенность. Умение личности взаимодействовать относится не только к другим отдельным ученикам, но и к группам, коллективам, обществам, а также к самому себе (рефлексивно). Взаимодействие ученика с другими субъектами предполагает наличие, сохранение или изменение его первоначальной позиции. Таким образом, коммуникативная деятельность обеспечивает развитие ученика, создание им новых образовательных результатов, обогащенных, знанием, пониманием, диалогом с результатами других его современников. 4. Личная или коллективно создаваемая образовательная продукция ученика не отрицает, а сопоставляется с культурно-историческими достижениями. Знакомство и выстраивание учеником отношений с общечеловеческими достижениями происходит не изначально, а лишь после личностной проявленности его собственного понимания сути изучаемых вещей. Процедура взаимодействия ученика с культурно-историческими аналогами технологически похожа на его коммуникацию с другими субъектами обучения. Получаемые учеником образовательные результаты рефлексивно выявляются и оцениваются как им самим, так и учителем по отношению к индивидуально формулируемым целям ученика, соотносящимся с общеобразовательными целями. Таким образом, результативность личностно-ориентироваиного обучения характеризуется, прежде всего личностным приращением ученика, лишь во вторую очередь сопоставляемым с общеобразовательными требованиями и стандартами. Личностно-ориентированное обучение нельзя отождествлять с индивидуализацией обучения. Под индивидуализацией понимается такой тип построения образовательного процесса, при котором сохраняются и усиливаются различия в обучении учеников и происходит развитие любых сторон (черт, свойств, качеств) индивидуального опыта.
Главным отличием личностно-ориентированного образования от индивидуализации являются следующие позиции: - целенаправленное развитие личности; - индивидуализация через средства учения, а не только обучения; - обеспечение широкого спектра позиций и ролей в ходе познания внутреннего и внешнего миров; - передача управления учением «в руки ученика»; - многоуровневая рефлексия (введено автором) учеником его опыта, в особенности познавательных стратегий, а не отдельных учебных действий и результатов; - развитие и оптимизация познавательных стратегий ученика; - самообучение, саморазвитие, самореализация; - внутрисубъектность образовательных технологий. Индивидуализация обучения и личностно-ориентированное образование взаимно проникают друг в друга, но все же являются не тождественными понятиями. Индивидуализация обучения выступает фундаментом построения личностно-ориентированного образования. Если рассмотреть основную дидактическую схему личностно-ориентированного обучения «деятельность учителя – деятельность ученика», важно отметить, что не всякое взаимодействие является субъект - субъектным. Субъекта в деятельности отличают следующие критерии: - самостоятельное выдвижение цели и критериев ее реализации; - возможность выбирать средства деятельности и планировать ход ее осуществления; - самостоятельность осуществления деятельности; - возможность корректировки деятельности; - получение индивидуального (а нередко и авторского) результата деятельности.
Литература: Кабардин, О.Ф. Личностно-ориентированные основы развития познавательных способностей учащихся в современной школе [Электронный ресурс] / О.Ф. Кабардин, С.И. Кабардина, Г.В. Любимова // Личностно-ориентированный учебник физики для общеобразовательной школы: коллектив. монография. – М.: ИНИМ РАО, 2010. – Ч. III. – 4 п.л. (рукопись). – URL:http://inim-rao.ru. Толстых, Н.Н. Формирование личности как становление субъекта развития [Текст] // Вопросы психологии. – 2008. – № 5. Якиманская, И.С. Разработка технологии личностно-ориентиро-ванного обучения [Текст] Вопросы психологии. – 1995. – № 2. Якиманская, И.С. Технология личностно-ориентированного образования [Текст] / И.С. Якиманская. – М. : Сентябрь, 2000. – 453 с. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе [Текст] / И.С. Якиманская. – М. : Просвещение, 1996. – 352 с. Якиманская, И.С. Развивающее обучение [Текст] / И.С. Якиманская. – М.: Педагогика, 1979. – 144 с.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1647)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |