Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В КИЕВСКОЙ РУСИ И РУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ (X-XVII ВВ.)



2015-11-10 1760 Обсуждений (0)
ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В КИЕВСКОЙ РУСИ И РУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ (X-XVII ВВ.) 0.00 из 5.00 0 оценок




В истории педагогики принято выделять два этапа развития воспитания в России до эпохи Петра Великого:

- киевский (X—XIII вв.);

- московский (XIV—XVII вв.).

На рубеже VIII—IX вв. возникло раннефеодальное государ­ство с центром в Киеве, просуществовавшее до монголо-татар­ского нашествия (XIII—XV вв.). Был образован мощный политический союз, объединивший под властью киевских князей мно­гочисленные славянские племена от Карпат до Урала, между Черным и Белым морями.

В Древней Руси система образования имела свои особенности. В киевский период произошло становление древнерусской народности и государственности, в качестве официальной рели­гии принимается православие (988), что наложило свой отпечаток на воспитание и образование. Выбор веры в пользу православия определил и выбор характера образования. Византийское влия­ние способствовало расцвету школьного дела в Киевской Руси, хотя Русь переняла от Византии образец монастырской образо­ванности, негативно относящейся к светским знаниям. И так как то был период расцвета Византии, то смешение славянской языческой культуры со зрелым восточным христианством дало любопытный сплав древнерусского православия с оригиналь­ной концепцией воспитания человека.

Разделение Церкви на православную и католическую (1054) способствовало росту враждебного, настороженного отношения к католицизму, перенесенного и на западноевропейскую культуру. Как следствие, в Московской Руси она оказалась невос­требованной. Позже, когда Византийская империя заключила унию с Католической церковью (1439), это отношение распро­странилось и на позднюю византийскую культуру. В результате на Руси оформился особый, замкнутый культурный мир, отли­чающийся языковой изолированностью и религиозной нетер­пимостью. Латинский и греческий языки не получили развития в качестве языков богослужения и науки. Древнерусское госу­дарство не унаследовало ни традиций античного образования, ни систему светского воспитания, сложившуюся в Византии.

Главным очагом воспитания и обучения была семья. Воспи­тание осуществлялось с раннего детства в соответствии со сло­жившимися в каждом сословии традициями. Начальное образо­вание получали либо в семье, либо обучаясь индивидуально у грамотного лица. Церковь контролировала домашнее воспита­ние. Как правило, в богатые семьи в качестве домашних учите­лей приглашались священники. Важнейшей стороной воспитания ребенка было его приобщение к православию. Основы христи­анского вероучения распространялись в народе устным путем или через деятельность духовенства. Родители должны были воспитывать детей в строгости и «страхе Божием». Дети с ранних лет участвовали в церковных обрядах. Педагогические усилия направлялись на нравственное и духовное совершенствование человека. Дети простых людей в семье приучались к сельскохо­зяйственному труду, работе по дому. Их отдавали к мастерам учиться ремеслу. Нередко наряду с ремеслом их обучали чте­нию, письму, церковному пению.

Начальное обучение осуществляли также мастера грамоты, которые занимались обучением детей, часто совмещая педаго­гическую деятельность с другой профессией. Учителями грамоты были монахи, принадлежащие к низшему духовенству (дьячки, певчие), а также светские лица. Грамоте обучали следующим образом: сначала учили писать и произносить буквы, затем чи­тать молитвы по Псалтырю. Тексты псалмов и молитв не толь­ко читались, но заучивались наизусть и пелись. На занятиях по математике изучали нумерацию, удвоение, раздвоение и четыре арифметических действия. Мастера грамоты появились в Киев­ском государстве в XII в., однако наибольшее распространение данная практика обучения получила в XIII—XIV вв. Церковь настороженно относилась к мастерам грамоты, однако была вы­нуждена мириться с этим явлением.

Вторая ступень обучения на Руси традиционно называлась «школы учения книжного». В XI—XIII вв. они открываются по всей Руси при княжеских дворах, церквах, монастырях, как мужских, так и женских. Их основная задача — «освоение книжной мудрости». Наряду с чтением, письмом, счетом учени­кам сообщались сведения из истории различных стран и окру­жающей природы.

Образование повышенного типа можно было получить само­стоятельно, через чтение и беседы с духовными наставниками. Монастыри в своих стенах нередко имели собрания рукописей, включавших сочинения отцов Церкви, иногда светские произ­ведения. Они привлекали книжников — лиц духовного звания, занимавшихся перепиской и исправлением книг, переводами [15, с. 383].

В X—XI вв. в Киевской Руси появляется ряд рукописных сборников как переводных, так и оригинальных, включавших и тексты педагогического содержания. В педагогической лите­ратуре того времени содержались советы по воспитанию у детей таких качеств, как послушание, благочестие, почитание старших. Одной из наиболее известных книг, дошедших до нас, является

«Изборник Святослава» (1073), который содержал элементы зна­ний, входивших в курс семи свободных искусств, а также круг христианских идей и представлений. Материал, изложенный в ясной и доступной форме, помогал овладеть знаниями в духе византийской образованности.

Оригинальным педагогическим памятником XII в. считается «Поучение князя Владимира Мономаха детям», которое пред­ставляет собой своеобразный кодекс, свод правил нравственно­го воспитания того времени. Князь дает советы своим детям, как жить, призывает любить родину, защищать ее, быть гуман­ными и справедливыми к людям, защитниками сирот и вдов, воспитывать в себе отвагу, мужество.

Развитие культуры славян в ХШ-XIV вв. затормозилось из-за феодальной раздробленности и монголо-татарского нашествия. Лишь монастыри продолжали оставаться центрами книжности и образованности, поскольку были освобождены от повинностей и уплаты дани ордынцам, а также земли, не подвергшиеся на­шествию либо не слишком разоренные (Новгородская земля, Московское княжество, Владимирское княжество). В Новгоро­де была развита переписка книг, а профессия «книжника» ста­новится чрезвычайно популярной у новгородских ремесленни­ков. Рукописные книги покупали не только состоятельные нов­городцы, но и простые люди. Об уровне грамотности населения свидетельствуют многочисленные берестяные грамоты, обнару­женные в ходе археологических раскопок. На них велась част­ная и деловая переписка новгородцев.

Педагогическая мысль средневековой Руси была направлена на проблемы воспитания. Сведения о воспитании, его направ­ленности и средствах содержатся в ряде письменных памятников XIV—XVI вв. — «Пчела», «Домострой», «Послание Геннадия».

В «Пчеле» в виде афоризмов собраны морально-этические правила жизни: «Учение имеет корень горький, а плод слад­кий», «Всем угождать — зло» и пр.

В «Домострое», содержащем советы относительно устройст­ва жизни семьи и семейного воспитания, ряд разделов посвя­щен воспитанию детей.

В 1574 г. появляется первая печатная «Азбука», созданная печатником Иваном Федоровым. Эта книга содержала усовер­шенствованную систему обучения грамоте и элементарную грам­матику. Автор подобрал ряд текстов для закрепления и развития навыков чтения и письма, поместил в книге молитвы и настав­ления о том, как учить детей.

К XVI в. в Древней Руси сложилась своеобразная система обу­чения и воспитания, в которой регулярная школа не имела харак­тера стабильного государственного или церковного института.

Грамотность рассматривалась как элемент профессиональ­ной подготовки.

Обучение было сословным по целям и содержанию. Госу­дарственные и церковные институты были слабо развиты и не испытывали потребности в подготовке специалистов. Как след­ствие, общий уровень образованности в Московском государстве был весьма низким, почти половина церковнослужителей — не­грамотными.

В XVI—XVII вв. образование в России выходит на новый уровень развития. В этот период закладывается фундамент новой школы, которая войдет в историю как школа эпохи Просвещения.

Основные предпосылки развития образования в стране:

совершенствование системы государственного управления,

изменение социальной роли дворянства,

повышение статуса образования,

вовлечение страны в орбиту европейской политики и как следствие расширение дипломатических и торгово-экономиче­ских связей с зарубежными странами.

Все это порождало по­требность в грамотных людях, знающих иностранные языки и западноевропейскую культуру, освоивших передовые образцы военного искусства и техники.

В рассматриваемый период активизируется деятельность православной церкви, направленная на укрепление своих пози­ций и подавление инакомыслия. Расширяется сеть подконтроль­ных школ и иных форм получения грамотности при монастырях и церквях.

Во второй половине XVII века в Москве открываются греко-латинские школы. Как правило, они создавались при монастырях по инициативе просвещенных людей. Так, при Чудовом мона­стыре под руководством Епифания Славинецкого (1600—1675) в 1653 г. была открыта греческая школа, при Андреевском мо­настыре боярином Ф.М. Ртищевым (1626—1673) открыта греко-латинская школа, при Спасском монастыре по инициативе Симеона Полоцкого (1629—1680) в 60-е гг. XVII в. была организована школа повышенного типа. Поскольку существовала потребность в людях, знающих языки, при Приказе тайных дел, Посольском приказе, Печатном дворе открывались греческие школы, учи­лища переводчиков.

С возникновением школ формируется учительство как особая социально-профессиональная группа (уже к XVII в. обучение грамоте становится ремеслом), появляются сочинения, отра­жающие философско-педагогические представления о человеке, его месте, о способах воспитания. В этот период создается боль­шое число рукописных книг — азбуковников, в которых помеща­лись сведения по грамматике, арифметике, религиозно-нравст­венные поучения. Среди рукописных учебных книг особое место занимали азбуки, азбуки-прописи, часословы и псалтыри учеб­ные, словари, пособия по практической арифметике и геомет­рии, «лексисы».

Одним из просветительских и научных центров восточно­славянских народов стала созданная по инициативе киевского митрополита Петра Могилы Киево-Могилянская академия (1632). В академии было 8 классов, сгруппированных в три отделения: младшее, среднее, старшее. В младших преподавались языки (греческий, латинский, славянский, польский, немецкий и др.), арифметика, молитвы, катехизис, музыка и пение, в средних — поэтика и риторика, в старших — философия и богословие. В академии проводились публичные диспуты, ставились спек­такли нравственного и религиозного содержания. Из ее стен вы­шли многие деятели в области просвещения (Е. Славинецкий, С. Полоцкий и др.), она служила образцом, по которому откры­вались другие учебные заведения.

В 1687 г. в Москве было создано первое в России высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия. Ини­циатором ее открытия был известный просветитель Симеон Полоцкий.

Российская, традиция становления высшего образования об­ладала своей спецификой, которая проявилась в соединении духовной и светской ориентации. Согласно уставу, академия должна была готовить православных священников, государст­венных служащих, преподавателей. Однако только одна чет­верть учащихся получала подготовку, необходимую для приня­тия сана. Большинство слушателей обучалось широкому спек­тру светских и теологических дисциплин [12, с. 220].

В академию принимались «всякого чину люди», среди ее учеников были выходцы с территории Украины и Польши.

Сословные ограничения были несущественными. Устав акаде­мии, разработанный С. Полоцким и С. Медведевым и подписан­ный царем Федором Алексеевичем, предусматривал открытие учебного заведения, ориентированного на программу европей­ского университета с изучением «семи свободных искусств», древних языков, богословия. Большую роль в становлении ака­демии сыграли два ученых греческих монаха — братья Иоанни-кий и Софроний Лихуды, имевшие степень доктора Падуанско-го университета. Они подбирали учителей для академии, вели риторику и философию, писали учебники по грамматике и ри­торике, ориентируясь на образцы учебных книг западноевро­пейских университетов. Вместе с тем учебный материал препод­носился в духе канонов православного учения.

Академия была одним из крупнейших центров русской культуры и просвещения. Среди ее выпускников были зодчий В.И. Баженов, академик М.В. Ломоносов, поэт А.Д. Кантемир, известные деятели русской православной церкви, дипломаты.

В России XVII в. границы между средними и высшими школами были размыты. Современные российские историки (А.Н. Джуринский, А.И. Пискунов и др.) выделяют три подхода к воспитанию, обучению и образованию во второй половине XVII в.: латинское направление (С. Полоцкий, С. Медведев), грекофильское (Е. Славинецкий, Ф. Ртищев), старообрядческое (протопоп Аввакум и его последователи). В целом преобладала ориентация на греческую школу, византийскую систему образо­вания. Однако со второй половины XVII в. распространяется изучение латыни и греческого. Западная, греко-римская тради­ция пускает корни в среде высшей знати и служащих Посоль­ского приказа. Своеобразным мостом к культуре Западной Ев­ропы выступала польская культура.

 



2015-11-10 1760 Обсуждений (0)
ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В КИЕВСКОЙ РУСИ И РУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ (X-XVII ВВ.) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В КИЕВСКОЙ РУСИ И РУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ (X-XVII ВВ.)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1760)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)