IV. Уровни развития психики
РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ОНТОГЕНЕЗЕ. I. Проблема развития психики. Эта проблема рассматривается в двух аспектах: - на каком уровне развития материи могла возникнуть психика, - в какой первоначальной форме проявляется психическое или что считать критерием психического. Уровень развития материи. Существует несколько точек зрения: Панпсихизм: психикой обладают все. Антропопсихизм: психика есть только у человека. Биопсихизм: психикой обладает вся живая материя. Фитопсихизм: психика есть у растений и у всего живого. Нейропсихизм: психика есть у тех, кто имеет нервную систему. Анималпсихизм: все животные обладают психикой. Критерии психики у растений: электрические явления в росте и способность двигаться. Выделают следующие типы движений растений: тропизм — движение растения, которое обращено в сторону действия на него (e.g. движение листа к свету); настия — движение растения не совпадает с действием на него фактора. Различают термонастию (тюльпан раскрывается в тепле), сейсмонастию (от ударов, вибрации мимоза складывает лист, хемонастию (росянка реагирует на белковую природу). Проблема критерия психического. Проблему критерия психики необходимо рассматривать в эволюции. Леонтьев: критерием психики является ощущение воздействия, не имеющего для существа биологического значения. Такие ощущения — сигналы, сообщающие о появлении важного биологического объекта (например, сигнал о приближении хищника для актиний — вибрация, для улитки — колебание воды, для других животных — звук, запах и т. д. ). II. Онтогенез поведения и психики животных. Онтогенез включает период развития организма с момента дробления оплодотворенной яйцеклетки и до смерти. До сих пор не выяснены закономерности онтогенеза, присущие всем животным. Во-первых, у всех животных очень различается продолжительность жизни. Во-вторых, некоторым животным свойственны метаморфозы, другим нет. Среди высших позвоночных есть зрелорождающиеся и не зрелорождающиеся. У беспозвоночных в онтогенезе преобладает процесс созревания поведения, и отдельные поведенческие акты у них появляются, и лишь незначительную роль играет облигатное поведение (достройка к условиям жизни вида). Факультативное поведение играет значительно меньшую роль. Повлиять на протекание онтогенеза у беспозвоночных практически невозможно. III. Онтогенез позвоночных животных. Периодизация (продолжительность всех периодов у разных видов разная): 1. Эмбриональный (пренатальный) — с момента дробления оплодотворенной клетки и до рождения 2. Постэмбриональный (постнатальный) — с рождения - ранний постнатальный (особенно продолжителен у не зрелорождающихся животных). Его окончание — прозревание. - ювенильный (игровой) заканчивается с началом полового созревания - половое созревание - зрелость - старческий период В эволюции наблюдается увеличение длительности онтогенеза. В этом усматривается условие, позволяющее животным достичь высокого уровня психического развития. Это дает возможности для изучения окружающего мира. Животное учится отражать мир предметов и других животных с помощью своих сенсорных возможностей. Продолжительный период о позволяет животным осваивать опыт своего вида как путем облигатного научения (практика), так и путем факультативного поведения, подражая взрослым животным (наблюдение). Благодаря продолжительному онтогенезу оказывается возможным путем факультативного имитационного поведения овладеть теми способами взаимодействия со средой, которые свойственны данной популяции, стае, семье, а некоторые из этих традиций очень сложны. Кроме того, появляется возможность познавать окружающий мир через игру, которая появляется только у высших животных. IV. Уровни развития психики. У животных уровень развития психики связан с уровнем их отношений с окружающей средой. Выделяют следующие типы взаимосвязей животного с средой: 1. Взаимосвязи с территорией (главная сфера): - территория проживания и ее состав; - по каким признакам животное ориентируется; - функциональные зоны (где питается, охотится, пережидает опасность. Некоторые виды способны подстраивать местность под себя, некоторые виды могут замечать новое в местности. 2. Взаимосвязи в сфере питания: - сведения о рационе животного. 3. Взаимосвязи в репродуктивной сфере: - как образуется пара; - как животное устраивает место рождения потомства; - забота о детенышах и взаимосвязи с ними. 4. Взаимосвязи в сфере общения с сородичами: - образ жизни (одиночный, семейный, стадный); - структура группы, иерархия; - организация отношений между животными (функциональное деление в стае, не иерархия); - язык животных. 5. Взаимосвязи в сфере общения с человеком: - способность животного устанавливать контакт с человеком, отвечает ли оно на попытки человека контактировать и каким образом; - способность животного освоить чуждый ему язык, научиться тому, что выходит за рамки его видотипичного поведения (эта способность является показателем уровня развития психики животного). Схема определения уровня развития психики: - Животное. - Его вид, структура, особенности строения, нервная система. - Его взаимодействие со средой и другими животными. - Пластичность поведения в естественной среде, способность приспосабливаться к изменениям. - Как животное проявляет себя в экспериментах. У животных уровень развития психики связан с уровнем их отношения с окружающей средой.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1348)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |