Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Научные подходы к инновационной деятельности



2015-11-10 887 Обсуждений (0)
Научные подходы к инновационной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




Эффективность управления инновационными процессами определяется, прежде всего, обоснованностью методологии решения проблем.

Анализ теории и практики экономического управления различными объектами позволил установить необходимость использования в управлении тринадцати научных подходов: системный подход; маркетинговый подход; функциональный подход; воспроизводственный; нормативный; комплексный; интеграционный; динамический; процессный; оптимизационный; директивный; поведенческий; ситуационный подход. Однако в настоящее время применяются только некоторые подходы, такие как воспроизводственный, нормативный, функциональный сегодня не используются вообще.

Системный подход – это методология исследования объектов как систем. Система состоит из двух составляющих:

1) внешнее окружение, включающее в себя вход, выход системы, связь с внешней средой;

2) внутренняя структура- совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия субъекта управления на объект, переработку входа в выход и достижение целей системы.

Таким образом, система- это целостный комплекс взаимосвязанных компонентов, имеющих особое единство с внешней средой и представляющий собой подсистему системы более высокого порядка (глобальной системы).

Вход системы представляет собой компоненты, поступающие в систему, это сырье, материалы комплектующие изделия, различные виды энергии, новое оборудование, кадры, документы, информация и т.п.

Выход системы: выпускаемый системой в соответствии с планом товар (продукция, услуги, новшества и т.п.)

Содержание системы: вещественный субстрат системы, совокупность людей, средств производства и предметов труда. Люди и орудия труда, новшества, собственная информация. Предметы труда, все то, что проходит обработку внутри системы.

Внешняя среда включает в себя ряд факторов, которые делятся на факторы прямого воздействия (поставщики - материалов, капитала, трудовых ресурсов; потребители; конкуренты; законы и государственные органы) и факторы косвенного воздействия (технология; состояние экономики; социокультурные факторы; политические факторы), а так же международное окружение.

Связь системы с внешней средой: информационные и документальные потоки в системе между ее компонентами для принятия и координации управленческих решений. Информация должна быть необходимого качества, объема, в нужном месте и в нужное время.

Обратная связь: требования, рекламации потребителей, предложения потребителей по внедрению новшеств и др. информация из сферы потребления изготовителей.

Процесс создания новшества можно рассматривать как искусственно созданную систему, входом которой является разработка, материализованная в конкретном объекте. В этом процессе можно выделить три различные по функциональному назначению составляющие: основную связь, преобразующую вход в выход (выведение товара на рынок); обратную связь, обеспечивающую соответствие между фактическим и желаемым выходом путем изменения входа; ограничения, обеспечивающие соответствие между выходом системы и требованиями к нему как к входу в последующую систему, являющуюся потребителем этого входа.

Исследование взаимодействия изучаемой системы с внешней средой позволяет выявить специфические особенности процесса создания со стороны входа и выхода. Особенность выхода модели процесса создания новшества состоит в том, что его составляющие поступают в подсистему обратной связи, где выполняют следующие операции: сравнение с моделью начала инновационного процесса, определение качественно-количественных параметров проектируемой системы и соответствующих решений по их проектированию.

Маркетинговый подход.Предусматривает ориентацию управляющей подсистемы на потребителя, при решении любых задач. Например, выбор стратегии фирмы должен осуществляться на основе анализа существующих и прогнозирования будущих стратегических потребностей в данном виде товара, услуг, прогнозирование жизненных циклов товаров и товаров конкурентов, прогнозирование их конкурентных преимуществ.

При использовании маркетингового подхода, важно учитывать следующие моменты:

1) повышение качества объекта (выхода системы), в соответствии с нуждами потребителя,

2) экономия ресурсов у потребителя за счет повышения качества объекта, качества сервиса и других факторов,

3) экономия ресурсов в производстве объекта, за счет реализации масштаба, научно-технического прогресса.

Ситуационный подход.Определяется тем, что пригодность различных методов управления, характеризуется конкретной ситуацией, так как существует множество факторов, как в самой организации, так и во внешней среде, не существует единого способа управлять объектом. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации, максимально адаптированной. Ситуация-это совокупность значений факторов, влияющих на функционирование инновационного предприятия или развития отдельного определенного объекта, в конкретный период времени.

Применение ситуационного подхода основано на альтернативности достижения одной и той же цели во времени принятия или реализации управленческого решения (планов и т.д.), учете непредвиденных обстоятельств.

Конкретные ситуации можно изменять по следующим признакам: содержанию (технические, экономические, политические, организационные, психологические и т.д.); виду управленческих решений во времени (стратегические, тактические, оперативные); ресурсам и способам обеспечения реализации управленческих решений; методам реализации управленческого решения

Нормативный подход. Его сущность заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам менеджмента. Нормативы должны устанавливаться по всем подсистемам системы менеджмента. Нормативами функционирования компонентов внешней среды системы менеджмента фирма не управляет, но она должна иметь банк этих нормативов, строго соблюдать и принимать участие в развитии системы нормативов внешней среды фирмы.

Нормирование- это процесс анализа использования оборотных средств, разработки, согласования и утверждения нормативов и норм расхода элементов оборотных средств или других объектов. Норма расхода - это максимально допустимое плановое количество сырья, материалов и других элементов оборотных средств на производство единицы продукции (работы) установленного качества в планируемых условиях производства.

Нормативы – это поэлементные составляющие норм, характеризующие:

удельный расход элемента нормирования на единицу массы, площади, объема, производительности, мощности, численности и т.п. при выполнении производственных процессов; размеры отчислений от прибыли - экономические нормативы; размеры технологических отходов и потерь по видам производственных процессов; состав и структуру социальных потребностей работающих – социальные нормативы

Комплексный подход.При применении данного подхода должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, при необходимости и другие аспекты менеджмента (например, политические, демографические и др.) К сожалению не всегда учитываются все аспекты, а если упустить один, то проблема полностью решена не будет. Например, при строительстве новых предприятий социальные вопросы иногда откладываются «на потом», из-за чего новый объект либо совсем не используется, либо используется частично. При проектировании новых орудий труда показателям экологичности и эргономичности иногда уделяется второстепенное внимание, поэтому они сразу становятся неконкурентоспособными.

Интеграционный подход нацелен исследование усилий взаимосвязей:

а) между отдельными подсистемами и компонентами системы инновационного менеджмента;

б) между стадиями жизненного цикла объекта управления (стратегический маркетинг, НИОКР, организационно-технологическая подготовка производства, производство и т.д.);

в) между уровнями управления по вертикали (страна, регион, фирма и ее подразделения);

г) между субъектами управления по горизонтали.

 

       
   
Сохранение экосистемы
 
Экономика и политика
 


           
     
 
 

 

 


Рисунок 2.1 - Схема применения к менеджменту комплексного подхода

Термин «интеграция» означает углубление сотрудничества объектов управления, их объединение, углубление взаимодействие между компонентами системы управления. При применении динамического подхода объект управления рассматривается в диалектическом развитии, в причинно-следственной связях и соподчиненности, проводится ретроспективный анализ поведения аналогичных объектов (например, за 10 лет) и прогноз его развития (например, на 5 лет).

Процессный подход рассматривает функции управления инновационной деятельностью как взаимосвязанные. Процесс управления является цепью непрерывных взаимосвязанных действий по стратегическому маркетингу, планированию, организации процессов, учету и контролю, мотивации, регулированию (рис.2.2 ), в центре круга – координация работ.

 

           
 
 
   
Учет и контроль
 
Организация процессов

 

 

 


Рисунок 2.2 - Цикл функций управления инновационной деятельностью

Сущностьоптимизационного подхода заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи инженерных расчетов, математических и статистических методов, экспертных оценок, системы баллов и др.

В основе директивного подхода лежат административные методы менеджмента, которые опираются на:

1) систему законодательных актов страны и региона;

2)систему нормативно-директивных и методических документов фирмы и вышестоящей организации;

3) систему налогов, программ, заданий;

4) систему оперативного руководства, граничащую с психологическими аспектами.

Целью поведенческого подхода является оказание помощи работнику в осознании своих собственных возможностей, творческих способностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению фирмой. Основной целью данного подхода является повышение эффективности фирмы за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Чтобы эффективно двигаться навстречу цели, руководитель должен координировать работу заставлять или стимулировать людей выполнять ее. Руководители воплощают свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации. Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей фирмы и личных целей.

 



2015-11-10 887 Обсуждений (0)
Научные подходы к инновационной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Научные подходы к инновационной деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (887)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)