Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Цивилизационный подход



2015-11-10 976 Обсуждений (0)
Цивилизационный подход 0.00 из 5.00 0 оценок




В основе каждой общественно-экономической формации лежит свой способ производства материальных благ.

Отношения между классами антагонистические (антагонизм – непримиримое противоречие).

Ученики Маркса Карл Каутский и Эдуард Бернштейн (впоследствии названные ревизионистами) выступили с предложением пересмотреть теорию Маркса, предъявив ряд претензий:

1) Под сомнение ставился факт неизбежной гибели капитализма.

2) Не всегда общественно-экономические формации закономерно сменяют друг друга (у восточных славян не было рабовладельческой ступени развития).

3) Не всегда базис и надстройка соответствуют друг другу (Древняя Греция; чуть позже остановимся подробнее)

Источники марксизма:

Немецкая классическая философия: Гегель, Фейербах.

Диалектику Гегеля Маркс распространил на человеческое общество [диалектический идеализм Гегеля Маркс превратил в диалектический материализм]

 

2) Английская политическая экономия: Адам Смит, Давид Рикардо(трудовая теория стоимости).

На базе трудовойтеории стоимости Маркс создал теорию прибавочнойстоимости, вскрыв сущность капиталистической эксплуатации.

I путь увеличения прибавочной стоимости: путем увеличения продолжительности рабочего дня (мог существовать лишь на ранних этапах зарождения капитализма, пока работники не научились бороться за свои права).

II путь увеличения прибавочной стоимости:путем увеличения интенсивности труда.

[в обоих случаях за отрезок в 2 часа работодатель не платит вообще]

 

3) Французский утопический социализм: Анри де Сен-Симон, Шарль Фурье, Роберт Оуэн.

Роберт Оуэн вложил свои средства в «эксперимент»: основал в Америке колонию (фаланстер) «Новая гармония», где реализовал принципы имущественного эгалитаризма и коммунизма. Колония существовала, пока у Оуэна не кончились средства.

Маркс на основе этого источника создает:

а) теорию классовой борьбы;

б) социалистической революции;

в) установления диктатуры пролетариата;

г) построения социализма.

 

Эгалитаризм = «уравнение», «принцип уравнительности».

 

Социал-дарвинизм – получил популярность на рубеже 19-20 вв. Теоретическая основа: труды Дарвина. Идея борьбы за существование между биологическими организмами, в ходе которой выживает сильнейший, наиболее совершенный. Между человеческими обществами идет аналогичная борьба.

 

Цивилизационный подход

 

В начале 20 века немецкий философ Освальд Шпенглер в своем труде «Закат Европы» разделил и противопоставил понятия «цивилизация» и «культура».

Цивилизация – высшая стадия культуры. на которой происходит ее окончательный упадок.

Культура – это цивилизация, не достигшая своей зрелости и не обеспечившая своего роста.

Считал, что цивилизации замкнуты и неспособны понять друг друга.

 

Н. Я. Данилевский в труде «Россия и Европа» выдвинул теорию культурно-исторических типов. Основой КИТ являются 4 элемента: религия, культура, политика, экономика. В цивилизациях преобладает какой-то один из компонентов, и только в России осуществляется гармоничное сосуществование всех 4 элементов.

 

В современной науке конкурируют две теории:

а) теория линейно-стадиальных цивилизаций

б) теория локальных цивилизаций (А. Тойнби, О. Шпенглер, Данилевский Н.Я.)

 

Цивилизация (как живой организм) проходит в развитии ряд стадий: зарождение, расцвет, разложение, гибель.

 

Какова продолжительность «жизни» цивилизаций? Тойнби и Шпенглер считали, что не более тысячи лет, Гумилев – полторы тысячи лет.

Древнеегипетская цивилизация просуществовала три тысячи лет.



2015-11-10 976 Обсуждений (0)
Цивилизационный подход 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Цивилизационный подход

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (976)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)