Единство преподавания и учения. Обучение как сотворчество учителя и ученика. (сделать конспект)
Тема 1. ДИДАКТИКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ План: Понятие о дидактике: объект, предмет, задачи и функции дидактики. Категории дидактики. Характеристика процесса обучения. Процесс обучения как целостная система. Единство преподавания и учения. Обучение как сотворчество учителя и ученика. (сделать конспект) Основные понятия: дидактика, объект дидактики, предмет дидактики, преподавание; учение, обучение; образование; знания; умения; навыки; цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения.
Литература: 1. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. - М., 2002. 2. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогика - М., 2007 3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. / Под ред. С.А.Смирнова – М., 2005. 4. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. В 3-х книгах. М., 2007. 5. Мезинов В.Н. Введение в педагогическую деятельность – Елец,2005 6. Крившенко Л.П., Вайнфорф-Сысоева М.Е. Педагогика – М, 2004 7. Педагогика/ под ред. П.И. Пидкасистого - М., 1998, 8. Загвязинский В.И. Теория обучения современная интерпретация – М., 2004.
1 вопрос Педагогическая дисциплина, исследующая обучение на теоретическом, наиболее общем уровне, называется дидактикой. Отсюда следует, что
(Внимание! Определений будет несколько!) Дидактика (от греч.didakticos – поучающий)- это педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм. Итак,дидактика - это педагогическая дисциплина, исследующая обучение на теоретическом уровне. Дидактика, среди прочего, разрабатывает способы предсказания, прогнозирования последствий введения в практику школы новых методов, новых учебных материалов. А учителя нуждаются в научном обосновании своей работы и в ее осмыслении с позиций науки. Неправильно, однако, было бы понимать это так, что дидактика может дать практике окончательное и универсальное решение всех вопросов. Процесс познания бесконечен. Любая наука развивается через преодоление трудностей и противоречий. Дидактика переводит общие цели образования на язык педагогики применительно к условиям обучения. Но в определении и формировании таких целей участвует не только дидактика, но и другие науки: философия, социология, психология и т.д. Дидактика рассматривает свойобъект - обучение -в первую очередь как особый вид деятельности, направленной на передачу подрастающим поколениям культуры или, что в определенном смысле то же самое - социального опыта. Специфическим для этой деятельности отношением, лежащим в основе ее теоретического анализа с позиций педагогики, является отношение преподавания и учения как действий учителя и ученика, выступающих в единстве. Другие отношения становятся дидактическими постольку, поскольку они объединяются этим отношением. Например, книга становится учебником, когда она включается в процесс обучения и становится средством для учителя и ученика. Для дидактического угла зрения характерно рассмотрение содержательной и процессуальной сторон обучения в их единстве. Например, знания изучаются не изолированно, не сами по себе, а вместе с методами их передачи и усвоения.
Дидактика рассматривает обучение в его единстве с воспитанием. Имея в виду задачу преобразования и совершенствования практики, дидактика рассматривает обучение не только как объект изучения, но и как объект научно-обоснованного конструирования.
Предметом дидактики является связь преподавания (деятельности учителя) и учения (познавательной деятельности ученика), их взаимодействие. К этому следует добавить, что в поле зрения дидактики находится воспитательная роль учебного процесса, а также условия, благоприятствующие активному и творческому труду учащихся и их умственному развитию. Итак, дидактика - теория образования и обучения, отрасль педагогики. Предметом дидактики является обучение как средство образования и воспитания человека, т.е. взаимодействие преподавания и учения, обеспечивающее организованное учителем усвоение учащимися содержания образования. Задачи дидактики состоят в том, чтобы: · описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации; · разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы, новые технологии обучения. Итак, дидактика - теоретическая и одновременно нормативно-прикладная наука. Научно-теоретическая функция дидактики заключается в изучении реальных процессов обучения, в установлении фактов и закономерных связей между различными сторонами обучения, в раскрытии их сущности, выявлении тенденций и перспектив развития. Полученные теоретические знания позволяют направлять практику обучения, совершенствовать ее в соответствии с изменяющимися целями, которые ставит общество перед системой народного образования. Нормативно-прикладная, конструктивно-технологическая функциядидактики состоит в разработке проблемы отбора содержания образования, установлении принципов обучения, нормативов применения методов и средств обучения.
В единстве этих функций дидактика - понимание сущности процесса обучения, реализация его образовательной, воспитательной и развивающей функций.
3 вопрос Процесс обучения -это целенаправленная, взаимосвязанная, последовательно изменяющаяся деятельность учителя и учащихся, направленная на формирование системы знаний, основ научного мировоззрения, трудового и нравственного воспитания, творческой активности, обеспечивающих всестороннее развитие ученика. К характеристикам процесса обучения относятся: • постановка перед учащимися и осознание ими познавательных задач - обучение может состояться только тогда, когда учащийся включен в деятельность по разрешению познавательной задачи (а задача - это способ осознания проблемной ситуации); • восприятие предметов и явлений, развитие наблюдательности и воображения учащихся - для оптимизации обучения следует развивать в учащихся способность не только наблюдать, но видеть, не только запоминать и воспроизводить, но мыслить; • осмысливание и обобщение знаний, формирование научных понятий, усвоение законов, развитие мышления учащихся - для большей эффективности усвоения знаний очень важно ставить обучаемого перед необходимостью сравнивать, анализировать, обобщать воспринятое; • закрепление и совершенствование знаний, формирование навыков и умений, развитие памяти учащихся - необходимо отбирать материал для закрепления, используя при этом методы, вызывающие интерес учащихся; • применение знаний, умений и навыков на практике - это необходимо для прочного и сознательного их усвоения, формирования компетентности; • анализ результатов обучения, проверка усвоения учащимися знаний, умений и навыков - анализ и проверка должны быть направлены одновременно на коррекцию процесса обучения учителем и стимулирование собственной учебной деятельности учащегося.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2517)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |