Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 9. Выполнение спортсменом тренировочной и соревновательной деятельности



2015-11-10 996 Обсуждений (0)
Глава 9. Выполнение спортсменом тренировочной и соревновательной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 

Разминка создает условия для работы на фоне мобилизован­ности функциональных систем. После разминки и небольшого периода врабатывания (после старта во время соревнований) вегетативные функции достигают необходимого или предельно возможного уровня. В первый период работы наблюдается даже «эффект перерегулирования», относящийся к возбуждению нервной системы и мобилизации энергоресурсов. Из­быточное начальное возбуждение, необходимое на старте для преодоления инерции покоя, наблюдал Ю.И. Данько.

Характерно, что длительность периода высокой возбудимости короче, чем длительность периода врабатывания, следовательно, механиз­мы начального избыточного повышения возбуждения несколь­ко иные, чем механизмы врабатываемости. Затем происходит стабилизация функциональных параметров деятельности, сви­детельствующая об устойчивом состоянии организма.

 

Истинное и ложное устойчивое состояние

Стабилизация вегетативных функций, наступающая вслед за врабатыванием, в зависимости от интенсивности работы может быть на разном уровне. В одном случае уровень функциониро­вания вегетативных систем обеспечивает необходимое для окис­ления продуктов обмена количество кислорода. В другом слу­чае интенсивность деятельности и расход энергии настолько велики, что поступающий в организм кислород не может обеспе­чить полное окисление промежуточных продуктов, возникающих при химических реакциях в мышцах. В связи с этим английский физиолог и биохимик А. Хилл выдвинул понятия об истинном и ложном устойчивом состояниях.

Истинное устойчивое состояние характеризуется равновес­ным состоянием обмена, т.е. когда во время работы поступает кислорода ровно столько, сколько необходимо для окисления. При этом организм далеко не использует своих возможностей: максимально возможное потребление кислорода — 5,5 л, а по­требляется во время работы, например, всего 2 л. Устойчивое состояние возникает не с началом работы, а через 3—4 мин.

В первые же минуты имеется кислородный дефицит, т.е. часть промежуточных продуктов обмена не успевает окисляться. Этот дефицит должен быть ликвидирован. Возникающее явление задолженности (кислородный долг) может погашаться во вре­мя самой деятельности, если работа не слишком интенсивна, но может оставаться до окончания работы и погашаться только после ее прекращения.

Устойчивое состояние обеспечивается у разных людей разны­ми механизмами. У одних наблюдается повышенная доставка кислорода за счет увеличения легочной вентиляции. У других при отно­сительно небольшом увеличении этого показателя отмечается высокий коэффициент диффузии кислорода в легких и его повышенная утилизация. У третьих устойчивое состояние достигается в ос­новном за счет повышения функции органов кровообращения, что сочетается с относительно умеренным усилением внешнего дыхания.

Большая по интенсивности работа протекает на фоне «лож­ного устойчивого состояния», во время которого потребление кислорода значительно уступает нужному количеству. Напри­мер в 1 мин требуется 6,5 л кислорода, а предел поступления равен 5,5 л. Некоторое время максимально потребляемое количество кислорода постоянно, поэтому создается впечатление устойчивого (оптимального) состояния, но эта устойчивость об­манчива, так как баланс кислорода во время работы не дости­гается, организм не получает достаточного количества кислоро­да. Вследствие этого при ложном устойчивом состоянии образу­ется кислородный долг, который покрывается уже после работы. Естественно, что накопление большого количества промежуточ­ных продуктов, в том числе и молочной кислоты, отрицательно влияет на работоспособность спортсмена. Устойчивое предельное потребление кислорода (на уровне «кис­лородного потолка») продолжается 6—10 мин, после чего оно снижается.

 

 

Факторы, влияющие на величину изменения вегетативных функций во время работы

Изменение вегетативных функций во время работы зависит прежде всего от интенсивности деятельности. Чем интенсивнее работа, тем в большей степени изменя­ются физиологические функции и показатели, характеризующие работу вегетативных систем: пульс, артериальное давление, ча­стота и глубина дыхания. Однако такое соответствие касается только внешних показателей, характеризующих состояние транс­портных систем, снабжающих работающие органы кислородом, гликогеном и выводящих углекислый газ.

Внутренние процессы не находятся в соответствии с изменением интенсивности рабо­ты человека. Так, потребление кислорода при работе максималь­ной интенсивности ниже «кислородного потолка», а кислород­ный долг небольшой, так как за время работы вегетативные про­цессы не успевают развернуться до своего предела. Да и кровя­ное давление изменяется неоднозначно: максимальное давление увеличивается с увеличением интенсивности работы, а мини­мальное, поднявшись незначительно при работе средней интен­сивности, начинает снижаться при работе субмаксимальной и максимальной интенсивности.

Изменения вегетативных функций и энерготраты зависят от уровня тренированности спортсмена. На одну и ту же нагрузку тренированный дает меньшую вегетативную реакцию и затрачи­вает меньше энергии, чем нетренированный или плохо трениро­ванный.

Уменьшение энергозатрат на одну и ту же работу с по­вышением роста тренированности получило название эффекта экономизации. Рациональная техника, которой овладевает спорт­смен, помогает снизить энерготраты на производимую работу, однако особой роли этот фактор, очевидно, не играет. Так, по данным итальянского физиолога Р. Маргариа, рациональная техника бега позволяет сэкономить не более 7% энергии.

Еще одним фактором, влияющим на энерготраты и величину вегетативных сдвигов, является индивидуальный, т. е. наиболее удобный стиль деятельности в частности такое его выра­жение, как способ раскладки сил во время работы. Напри­мер, велосипедисты, участвую­щие в гонках на шоссе, имеют следующие способы раскладки сил на дистанции: более быстрое начало и более медленный финиш; постепенное набирание
скорости и сильное финиши­рование; равномерный график
скорости на протяжении всей дистанции.

Г.Г. Илларионов отмеча­ет, что если опытным велоси­педистам предложить рабо­тать с раскладкой сил, проти­воположной привычной и удобной для них, то физиоло­гическая «стоимость работы» возрастает и удлиняется пе­риод восстановления.

Наконец большое влияние на выраженность вегетатив­ных реакций и на энерготраты при работе оказывают психо­физиологические состояния. При эмоциональном возбуждении; вегетативные сдвиги выражены боль­ше, хотя работа, которую чело­век выполняет, остается преж­ней. Так, при раз­витии в процессе работы скуки и апатии, которые сопро­вождают состояние монотонии, вегетативные сдвиги и энерго­траты уменьшаются (при сохранении постоянной интенсивно­сти работы и даже при ее некотором увеличении).

Таким образом, наблюдающиеся в процессе длительности из­менения физиологических функций и биохимических процессов определяются двумя компонентами: физической (или умствен­ной) работой и эмоциональным фоном, на котором протекает эта работа. Очевидно, изменение последнего и приводит к повы­шению или снижению физиологической стоимости работы, так как изменяется психическая регуляция этой работы: при психи­ческой напряженности (перед соревнованиями, экзаменами, при переходе на неудобный способ выполнения деятельности) возрастает, при психической приторможенности (монотонии) или комфортности (работа в удобном стиле) снижается.

При устойчивом состоянии вегетатики и даже при некоторой степени нарушения этой устойчивости спортсмен сохраняет высо­кую эффективность деятельности на заданном (или выбранном им самим) уровне. Однако часто внешний эффект: поддержание заданной скорости бега точности выполнения задания и т.п.— не раскрывает во многих случаях изменения внутреннего состоя­ния, а иногда в значительной степени маскирует его. Различ­ные психофизиологические состояния, появляющиеся на фоне устойчивой работоспособности, обусловлены непосредственным влиянием производимой работы и условиями деятельности спортсмена.

Остановимся на состояниях монотонии, психическо­го пресыщения, утомления и операциональной напряженности.

 

 

Монотонная деятельность в тренировочном процессе и состояния, вызываемые ею

Как ни странно, проблема монотонии в спортивной деятель­ности часто игнорируется, хотя с этим фактором спортсмены по­стоянно встречаются на тренировочных занятиях, особенно при совершенствовании технического мастерства, при выполнении объемной нагрузки. Особенно характерна монотония для трени­ровочной деятельности марафонцев, стайеров, лыжников, конь­кобежцев, гребцов, штангистов, велосипедистов. Фактор моно­тонности уменьшает эффективность работы, лишает ее творче­ского элемента, понижает интерес к ней. К этому приводит не­достаточная эмоциональная насыщенность занятий, бедность, впечатлений, получаемых спортсменом от тренировочных за­нятий.

Целесообразно выделить действительное (объективное) и кажущееся (субъективное) однообразие работы.

Объективное однообразие связано с условиями тренировоч­ной деятельности: бедностью раздражений и впечатлений при работе в плохо освещенных спортивных помещениях, в одиноч­ку, при чрезмерном дроблении разучиваемых упражнений, что имеет место при обучении методом «по частям»; к этому же при­водит простота действий в сочетании с их многократным повто­рением в одном и том же темпе при малой и средней интенсив­ности нагрузки.

Роль интенсивности нагрузки при развитии монотонии сле­дует оговорить особо. К интенсивности нагрузки при развитии монотонии существует двоякое отношение: одни считают, чем выше темп монотонной деятельности, тем быстрее разви­вается монотония, другие (и это больше отвечает действитель­ности) причину монотонии видят в работе, выполняемой в не­большом темпе.

Субъективная (кажущаяся) монотонность может сопутство­вать объективной, являясь ее отражением в сознании спортсме­на. Монотонность возникает при наличии двух условий: выпол­нение задания не дает «умственной свободы», привлекает к себе внимание и в то же время не дает оснований для размышле­ния над ним. Например, над автоматизированными действиями думать не надо, а повторять их многократно необходимо, иначе разрушится навык. Вследствие этого происходит отдача с «су­женным объемом внимания» (X. Бартенверфер).

Однако переживание монотонности не является обязатель­ным следствием дробления упражнений на части, однообразия работы. Монотонность может быть субъективной по причине от­рицательной мотивации деятельности. Например, работа без знания результатов быстро вызывает скуку. Такой же эффект может вызвать работа при слишком далекой перспективе достижения цели или при ее расплывчатости.

Наоборот, заинте­ресованность в работе и полнота обратной связи, идущей к спортсмену от тренажеров, не дают проявиться субъективной монотонности даже при объективно однообразной тренировоч­ной нагрузке. Одна и та же деятельность может переживаться как свободная, радостная или как необходимая, скучная, непри­ятная, хотя физиологически рабочий процесс один и тот же. Это зависит от того, насколько личной или же общественно зна­чимой является цель деятельности. Одна и та же объективно немонотонная деятельность может казаться монотонной, а при большей силе личностной и общественной стимуляции не будет вызывать такого отношения.

Монотонность работы может приводить к двум состояниям. Одно из них связано с торможением психической сферы спорт­смена и получило название монотонии. Другое выражается в увеличении возбуждения в эмоционально-мотивационной сфере» в раздражительности спортсмена и получило название психиче­ского пресыщения.

Состояние монотонии. Монотония представляет собой качест­венно особое состояние, о котором можно судить по определен­ным критериям. Различают субъективные и объективные при­знаки, характеризующие состояние монотонии.

Субъективные переживания. Имеется целая гамма субъек­тивных симптомов: падение интереса к работе (скука), преж­девременная усталость, ослабление внимания, чувство неудовле­творенности и т. д. Такое богатство переживаний монотонности связано с динамикой их развертывания: сначала возникает рав­нодушно-апатичное настроение и падение интереса к работе, за­тем скука, переходящая в чувство усталости, и как последняя стадия — сонливость (дремота). Эти переживания рождают та­кие явления, как ослабление внимания, переоценка временных интервалов (время длится долго) и т. д. В возникновении этих субъективных переживаний большую роль играет мотивационная оценка осуществляемой деятельности. Если, например, после выполняемой тренировочной работы ожидается что-то важное и интересное, то работа кажется однообразной и слишком дли­тельной.

Объективные симптомы состояния монотонии. При наступле­нии состояния монотонии возникает сложная картина психофи­зиологических изменений. Показатели, характеризующие состоя­ние уровней регуляции, связанных со сложными функциями и прежде всего с функцией внимания, ухудшаются. Вследствие этого спортсмен чаще начинает реагировать на дифференцировочные сигналы (например, на ложные выпады противника в боксе и в фехтовании).

Увеличивается время реагирования в сложной ситуации, в связи с чем спортсмен может опоздать своевременно принять решение. На фоне ухудшения сложных функций обнаруживается явное улучшение работоспособности при выполнении простых заданий: укорачивается время простой зрительно-двигательной реакции (когда спортсмен отвечает только на один сигнал), увеличиваются мышечная сила и темп произвольной деятельности. Все это свидетельствует о том, что на фоне торможения эмоционально-мотивационной сферы воз­буждение двигательной системы увеличивается. Следовательно, о двигательном утомлении при развитии монотонии, по крайней мере, на первых стадиях, не может быть и речи.

Своеобразно изменяются вегетативные показатели: частота сердечных сокращений, артериальное давление, дыхательные функции, энерготраты снижаются. Создается картина сдвигов, соответствующих успокаиванию организма, перехода его из ра­бочего состояния в состояние покоя. Изменяется даже голос, ста­новится глухим, а речь вялой.

Все многообразие изменений функций при развитии состоя­ния монотонии можно объяснить следующим образом. Тот факт, что в первую очередь при монотонии страдают творческие функ­ции, связано с образованием «мотивационного вакуума», выра­жающегося в потере интереса к работе.

Торможение, возникаю­щее на этом уровне, снижение активации имеет следствием уси­ление парасимпатических влияний, в результате чего снижаются пульс, газообмен, энерготраты и мышечный тонус. Однако по­скольку работа должна быть продолжена, то возникает проти­воречие: с одной стороны, снижается психическая активность человека, направленная на регуляцию и контроль за деятель­ностью, с другой — работа должна продолжаться при оптималь­ном состоянии центров, непосредственно управляющих рабочи­ми действиями. Выход из этого положения человек часто находит в том, что повышает свою двигательную активность: увеличивает темп деятельности, мышечные усилия и быстроту просто­го реагирования на сигнал. Все указанные изменения не резуль­тат продолжающегося врабатывания при двигательной деятель­ности, а отражение механизмов саморегуляции, порой даже неосознаваемых. Укорочение простой зрительно-моторной реак­ции и нарастание возбуждения на двигательном уровне регули­рования было обнаружено Н.П. Фетискиным и при выполнении однообразной умственной деятельности. Увеличение двигатель­ной активности может быть следствием и активирующего, воз­буждающего влияния ретикулярной формации и приводит к повышению активации нервных структур, связанных с бодрство­ванием, к нейтрализации до некоторой степени развивающего­ся торможения. Очевидно, в этих сдвигах находят отражение механизмы саморегуляции энергетического потока в централь­ной нервной системе.



2015-11-10 996 Обсуждений (0)
Глава 9. Выполнение спортсменом тренировочной и соревновательной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 9. Выполнение спортсменом тренировочной и соревновательной деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (996)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)