Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Физиологические мех-змы внимания



2015-11-10 471 Обсуждений (0)
Физиологические мех-змы внимания 0.00 из 5.00 0 оценок




В представлении И.П. Павлова об ориентировочных рефлексах содержалось предположение о рефлекторной природе непроизвольного Вн. В ориентировочный комплекс входят как внешние движения, так и изменения чувствит-сти опред. ан-ров; измен. хар-р обмена в-в; измен. дых., СС и кожно-гальванич. р-ции (т.е. происх. вегетативные изменения); одновременно возникают и изменения эл. активности мозга. Согласно идеям И.П. Павлова и А.А. Ухтомского, явления Вн. связаны с повышением возбудимости опред-х мозговых стр-р в рез-те вз.действия процессов возбуждения и торможения. Павлов считал, что в каждый момент времени в коре имеется участок, хар-ся наиболее благоприятными, оптимальными условиями для возбуждения. Этот участок возникает по закону индукции Н процессов (когда Н процессы, концентрирующиеся в одной области КГМ, вызывают торможение в др. областях, и наоборот). В оптимальном очаге возбуждения легко образуются новые УР, успешно вырабатываются дифференцировки. Очаг оптимальной возбудимостидинамичен, его «перемещение» – физиологическое условие динамичности Вн.

Особое значение для понимания физиол-х мех-змов Вн. Имеет принцип доминанты. По А.А. Ухтомскому, в мозгу всегда имеется доминирующий, господствующий очаг возб-я. Ухт-й хар-ет Д. как констелляцию «центров с повышенной возбудимостью». Особенностью Д. как господствующего очага является то, что она не только подавляет вновь возникающие очаги возб., но и способна привлекать («притягивать») к себе слабые возб. И благодаря этому усиливаться за их счет, еще больше доминировать над ними. Д. является устойчивым очагом возб. Представления Ухт-го о Д. позволяют понять нервный мех-зм длительного интенсивного Вн.

Вн. возникает на фоне общего бодрствования организма, связанного с активной мозговой д-стью. Активное Вн. возможно при состоянии оптимального бодрствования. Переход от пассивного к активному Вн. обеспечивает общая активация мозга. Непосредственное отношение к явлениям Вн. имеют различные стр-ры неспецифической системы мозга (РФ, диффузная таламическая система, гипоталамические структуры, гиппокамп и др.). В системе нейрофизиологических мех-змов Вн. На уровне КБП с процессами Вн. связывают наличие особого типа нейронов (нейроны внимания-детекторы новизны и клетки установки-клетки ожидания).

Концепция Гальперина. Интересную теоретическую концепцию внимания предложил П.Я.Гальперин. Основные положения этой концепции сводятся к следующему:

1. Внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент времени в психике человека.

2. По своей функции внимание представляет собой контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Эта последняя и представляется вниманием как таковым.

3. В отличие от других действий, которые производят определенный продукт, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного, особенного результата.

4. Внимание как самостоятельный, конкретный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. Не всякий контроль следует рассматривать как внимание. Контроль лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению.

5. Во внимании контроль осуществляется при помощи критерия, меры, образца, что создает возможность сравнения результатов действия и его уточнения.

6. Произвольное внимание есть планомерно осуществляемое внимание, т.е. форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, образцу.

7. Для того чтобы сформировать новый прием произвольного внимания, мы должны наряду с основной деятельностью предложить человеку задание проверить ее ход и результаты, разработать и реализовать соответствующий план.

8. Все известные акты внимания, выполняющие функцию контроля как произвольного, так и непроизвольного, являются результатом формирования новых умственных действий.

Теория фильтра

Первую теорет. модель внимания (модель фильтра) создал Д.Е. Бродбент. НС, несмотря на множество входов, работает как одиночный коммуникационный канал с ограниченными возможностями. На входах канала осущ. операция селекции (т.е. выбирается сенсорная инф. обо всех событиях, имеющих общий признак). Вероятность выбора определен. класса событий усиливается определен. св-вами самих событий и опред. состоянием организма. Основой селекции могут служить физические признаки (Пр.интенсивность, высота звука). Для всей остальной инф. фильтр блокирует входы (но она хранится в блоке кратковременного хранения, кот. наход. перед фильтром, и затем может пройти ч-з коммуник-й канал, если произошел сдвиг селективного процесса с первого класса сенсорн. событий на др.

Более полной оказалась модель А. Грейсман. Весь поток инф. поступ. в организм ч-з множество параллельных каналов. На некотором уровне НС наход. фильтр, где происходит выделение по физич. св-вам одного из каналов, по кот. сигналы проходят беспрепятственно и одновременно происх. Ослабление сигн. по др. каналам. Все сигн. проходят ч-з логический анализатор (словарь), представленный нейронами, активность кажд. из кот. связана с опред. словом, составляющим словарь индивида, и приводит к осознанию субъектом этих слов. Эти нейроны активируются неослабленными сигналами.

Согласно модели Дж. ДойчиД. Дойч, всесигн. доходят до логич. ан-ра, где кажд. из них анализ-тся на предмет специфичности (чем важнее сигн. для орг-ма, тем выраженнее активность нейронов логич. ан-ра, на кот. он поступил, вне зависимости от его исходной силы. Важность сигн. оценивается на основе прошлого опыта. Работа логич. ан-ра не контролируется сознанием (осознается только инф., выходящая из него).

Данные модели построены на основе экспериментов, предложенных Е.К. Черри в 1950-х годах.

ТЕМА 7. ПФ мышления и речи.

Аналитико-синтетическая д-сть мозга. Деятельность коры головного мозга обеспечивает постоянный анализ и синтез сигналов, поступающих из окружающей и внутренней среды организма. Синтетическая деятельность коры головного мозга проявляется объединением возбуждений, возникающих в различных зонах коры мозга. Важнейшим механизмом этого объединения является образование временной условно-рефлекторной связи. У человека синтетическая деятельность коры не ограничивается лишь формированием временных связей между корковыми представительствами безусловных рефлексов и центрами органов чувств. Существенное значение имеет образование временных связей между центрами участвующими в восприятии комплексных и последовательны раздражении.

Аналитическая деятельность коры головного мозга заключается в дифференцировании по характеру и интенсивности массы раздражении, доходящих в форме сигналов до мозговой коры, что достигается с помощью внутреннего торможения, позволяющего точно дифференцировать раздражители по их биологической значимости. Анализ внешних и внутренних воздействий в организме начинается с момента их действия на рецепторы. По пути к корковым нейронам афферентные сигналы проходят ряд образований центральной нервной системы, где происходит их элементарный анализ. Высший же анализ осуществляется в коре головного мозга. Процессы анализа и синтеза связаны между собой и протекают параллельно, составляя главную функцию головного мозга. Пример а-с д-ти коры гол. мозга-образование стереотипа динамического, при котором происходит объединение в функциональную систему несколько временных связей. Кора фиксирует определённый порядок раздражителей и соответствующих им реакций, что облегчает её работу при выполнении стереотипно повторяющейся системы рефлексов. Механизм образования У. р. основан на процессе замыкания нервной связи между 2 одновременно возбуждёнными пунктами головного мозга.

Первая и вторая сигнальные системы. Кора больших полушарий мозга испытывает воздействие разнообразных сигналов, идущих как извне, так и из самого организма. И.П. Павлов различал два принципиально отличных друг от друга типа сигналов, или сигнальных систем, как он их обозначал.

Сигналы прежде всего предметы и явления окружающего мира. Эти разнообразные зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные раздражители Павлов назвал первой сигнальной системой. Она имеется у человека и животных.

Но кора головного мозга человека способна реагировать и на слова. Слова и сочетания слов также сигнализируют человеку об определенных предметах и явлениях действительности. Слова и словосочетания И.П. Павлов назвал второй сигнальной системой.

Первой и второй сигнальными системами называют как системы самих сигналов, так и системы временных связей в коре, возникающие в связи с этими сигналами.

Вторая сигнальная система - продукт общественной жизни человека и присуща только ему, у животных нет второй сигнальной системы.

Важнейшее значение сигналов второй сигнальной системы заключается, во-первых, в том, что эти сигналы - такой же реальный раздражитель, как и все остальные.

Во-вторых, слово заменяет внешние и внутренние раздражители и поэтому может вызвать ту же реакцию, что и сами раздражители.

В-третьих, слова, представляя собой отвлечение от действительности, допускают обобщение сигналов первой сигнальной системы. А отвлечение и обобщение составляет основу мышления. Иными словами, вторая сигнальная система является физиологической основой человеческого мышления.

У человека обе сигнальные системы неразрывно связаны между собой, они постоянно взаимодействуют. Только такое взаимодействие и обеспечивает полноценное познание объективной действительности.

Взаимодействие двух сигнальных систем выражается в явлении элективной (избирательной) иррадиации нервных процессов между двумя системами. Оно обусловлено наличием связей между струкурами, воспринимающими стимулы и обозначающими их словами.

Между двумя сигнальными системами существует также иррадиация торможения. Выработка дифференцировки к первосигнальному стимулу может быть воспроизведена и при замене дифференцировочного раздражителя его словесным обозначением. Обычно элективная иррадиация между двумя сигнальными системами — это кратковременное явление, наблюдаемое после выработки условного рефлекса.



2015-11-10 471 Обсуждений (0)
Физиологические мех-змы внимания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Физиологические мех-змы внимания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (471)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)