Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Первое полугодие жизни



2015-11-10 995 Обсуждений (0)
Первое полугодие жизни 0.00 из 5.00 0 оценок




Первое полугодие жизни харак­теризуется чрезвычайно высокой чувствительностью к развивающим воздействиям внешней среды и рас­сматривается как сенситивный и критический период онтогенеза.

Существенные изменения претер­певает процесс зрительного воспри­ятия.

В первые месяцы жизни постепен­но развивается способность зритель­ной фиксации объектов, введенных в поле зрения и остающихся непод­вижными. Предметы, отличающиеся высокой интенсивностью стимуля­ции, - яркие, контрастные, звуча­щие, сложной конфигурации начина­ют привлекать к себе внимание. Об особенностях восприятия неподвиж­ных объектов можно судить, прежде всего, по характеру движений глаз, который свидетельствует о том, что воспринимается не весь предмет, а его отдельные признаки, в большей степени, наделенные перечисленны­ми привлекательными Характерис­тиками. Движения концентрируют­ся около углов, контрастных границ, выраженной структуры поверхнос­ти, т.е. начинают выделяться отдель­ные свойства предмета.

Регистрация ВП на структуриро­ванное черно-белое изображение - шахматный рисунок - показала, что их амплитуда увеличивается по сравнению с ответом на диффузный засвет зрительного поля. Это указы­вает на включение процессов выделе­ния контура и контраста, на наличие реакции на структуру предъявляе­мого объекта, которому адресова­лись глазные движения. Шахматные ячейки разного размера обусловлива­ют изменение амплитуды начальной позитивности ВП - компонента, чув­ствительного к этой характеристике. Появляющиеся возможности имеют значение для дальнейшего развития зрительного восприятия. На основе информации о контраст­ных границах, краях, углах подго­тавливается восприятие структуры и формы. Появляющаяся бинокуляр­ная конвергенция, ощущение расстояния до предмета, удаленности его отдельных частей обеспечивает восприятие трехмерности, объема (так называемое стереоскопическое зрение). Эти процессы требуют бо­лее высокой разрешающей способно­сти зрительной системы. Начинает функционировать зрительный канал опознания объектов с механизмами, способными осуществлять все более глубокий и тонкий анализ различ­ных признаков.

Двух, трехмесячный возраст яв­ляется важнейшим этапом развития ребенка первого года жизни. Он ха­рактеризуется ускоренным совер­шенствованием появившихся воз­можностей восприятия и внимания и новыми качественными преобразо­ваниями. На это указывают как структурные и функциональные ха­рактеристики зрительной системы, так и поведение ребенка. Изменяет­ся ВП на зрительный стимул. Суще­ственно укорачивается его латентность как результат миелинизации зрительных путей. Это приводит к ускорению передачи информации в кору больших полушарий и повыше­нию оперативных возможностей си­стемы. Простая двухфазная форма ответа усложняется, в его состав включаются дополнительные ком­поненты, что отражает усложнение процессов обработки информации (рис. 21).

С 2-х месяцев жизни начинается стремительное лавинообразное нарас­тание количества синапсов. Особенно сильный синаптогенез приходится на период от 2 до 4 мес. , в результате расширяется структурная основа для усиления и обогащения ощуще­ний. Существенно отметить, что фор­мирующиеся нейронные системы

зрительной коры с момента рожде­ния характеризуются чувствитель­ностью к зрительной стимуляции и способностью к ускоренному разви­тию под ее влиянием. У недоношен­ных детей, достигших возраста доно­шенных новорожденных и имевших уже зрительный опыт, регистриро­вались более зрелые ВП, чем у ново­рожденных, родившихся в срок.

Рис.21. Изменение параметров ВП в первые 2-3 мес. жизни

А - динамика латентного периода ответа с возрастом. На горизонтальной оси - возраст в неделях. Циф­ры с минусом - недели до нормального срока рождения ребенка. Стрелка - момент рождения, Б - сокращение временных параметров и усложнение формы ВП. Пунктиром нанесен ВП новорожден­ных. Р2, N2 - позитивный и негативный компоненты ВП соответственно.

 

Период усиленного синаптогенеза отличается особо высокой чувстви­тельностью и выраженной пластич­ностью. Задействованные под влия­нием специфических зрительных раздражений синапсы повышают свою эффективность и стабилизиру­ются, незадействованные отмирают. Эксперименты на животных с полным или частичным лишением световой стимуляции наглядно продемонстри­ровали значимость внешнесредового фактора для развития. Блокада зри­тельного входа приводит к обеднению синаптического состава зрительной коры, недоразвитию дендритных раз­ветвлений и шипикового аппарата. При выращивании котят в клетках с чередующимися черными и белыми полосами по горизонтали или верти­кали дендритные сплетения распола­гались в плоскостях, перпендикуляр­ных направлению полос. Таким образом, внешняя среда (в данном слу­чае зрительная информация) как бы формирует воспринимающий суб­страт, регулируя количество и про­странственную организацию синап­сов и дендритов. Важно отметить, что как недостаточное, так и избыточ­ное количество синапсов равным об­разом неблагоприятно сказывается на психическом развитии ребенка (закон оптимума, который является общим законом развития и функцио­нирования организма). Процесс ста­билизации синаптического аппарата в зрительной коре интенсивно идет до 1-2 лет, полностью заканчиваясь лишь к 11-летнему возрасту, что ука­зывает на продолжающуюся эффек­тивность влияния зрительного опыта. Существенно возрастают возмож­ности канала обнаружения - раздвигаются границы внешнего мира, где могут быть обнаружены объекты. Поле зрения расширяется, достигая 60° к 3 мес. жизни и 180° к 6-7 мес. Выход за пределы поля зрения или остановка предмета в возрасте до 2 мес. прекращают слежение. У старших детей, благодаря расшире­нию поля зрения и присоединяющим­ся к движению глаз поворотам голо­вы (тоже двигательный компонент внимания) прослеживание продол­жается. С 2-3 мес. к горизонтальным движениям глаз присоединяются вертикальные и круговые, реакция на приближение/удаление объекта; с 4 мес. прослеживающие движения приобретают плавность, что свиде­тельствует о появлении начальных форм регуляции и координации.

Совершенствуются возможности канала опознания - способности к выделению и более тонкому и глубо­кому анализу признаков предметов. Повышается разрешающая способ­ность элементов, как на рецепторном, так и на корковом уровне зритель­ной системы. В сетчатке к 4 мес. жизни созревает центральная ямка (фовеа) - область наилучшего виде­ния, куда проецируется объект и где находятся рецепторные клетки с вы­соким разрешением. В зрительной коре формируются более поверхнос­тные слои, куда приходит детальная информация об отдельных призна­ках предмета, и нейронные ансамб­ли. На этом этапе развития в ансамб­лях доминируют вертикальные пучки волокон, что способствует дифферен­цированному восприятию, аналити­ческим процессам.

Ускоренное формирование с 3 мес. звездчатых короткоаксонных нейронов - клеток-интеграторов, ансамбле­вой организации и увеличение объема волокнистого компонента способ­ствует объединению структур зри­тельной коры в систему. Проявлени­ем системного функционирования нервных элементов является синхро­низация и ритмизация биопотенци­алов. В 3-месячном возрасте в состо­янии спокойного бодрствования в зрительной коре обнаруживается рит­мическая активность 4-6 в 1 с., кото­рая рассматривается как незрелый вариант основного ритма ЭЭГ взросло­го – альфа ритма. Альфа ритм, выпол­няя функцию объединения нервных элементов, обеспечивает внутрианализаторную интеграцию. Эти ново­образования, сочетающиеся с ростом вертикальных пучков волокон к по­верхностным слоям, способствуют активному взаимодействию и объеди­нению двух основных каналов зри­тельного восприятия - обнаружения предметов и опознания их отдельных признаков.

С 3-месячного возраста совершен­ствуются процессы выделения при­знаков. К 3-4 мес. созревает система восприятия цвета, ее желто-синий компонент; к 4-5 мес. - красно-зеле­ный. Эта особенность цветового вос­приятия должна быть учтена при оз­накомлении ребенка с игрушками. С 3-4 мес. появляется и нарастает способность различения объектов по размеру. Эти признаки выступают как определяющие характеристики предмета. Хорошим показателем раз­вития ребенка является возможность различения отдельных признаков, оцениваемая по двигательным ком­понентам внимания - переводу взора на объект и его фиксации, во время которой осуществляются созревшие к данному возрасту операции обра­ботки информации о фиксированном взором объекте. Для выяснения того, какие признаки может выделять зрительная система, используются следующие пробы. Ребенку много­кратно показывают пару одинаковых предметов, которые он сначала рас­сматривает, а затем постепенно теря­ет к ним интерес - происходит при­выкание к объекту. Затем этот же предмет показывают в паре с другим, отличающимся от привычного каким-нибудь одним исследуемым свойст­вом. При наличии фиксации нового предмета можно сделать, по крайней мере, три важных вывода. Первый - что измененный признак улавлива­ется ребенком и, значит, последова­тельно меняя характеристики сти­мула, можно определить весь набор признаков, которые способна выде­лить зрительная система на этом эта­пе развития. Второй вывод свиде­тельствует о том, что появилась возможность запечатления образов предметов, включения их в память, в индивидуальный опыт как базу для развития познавательных процессов и основу для сравнения объектов. И третий - что возбудителем внима­ния, о котором судят по фиксации взора, становится новизна, вернее, рассогласование характеристик но­вого стимула и знакомого, запечат­ленного в памяти. Чувствительность к новизне, стремление к разнообра­зию удовлетворяют развивающуюся познавательную потребность и сти­мулируют восприятие предметов внешнего мира.

Если на стадии восприятия движу­щихся объектов в период новорожденности и в первые месяцы жизни само движение, новые локализации одного и того же предмета, прежде все­го, привлекали внимание, и измене­ния других признаков не замечались ребенком, то с 2-3-месячного возрас­та как новые локализации, так и но­вые неподвижные предметы равным образом становятся возбудителями внимания.

Важным новообразованием пове­денческого репертуара младенца 2-3 мес. жизни становится эмоцио­нальное сопровождение восприятия. Это комплекс оживления, включаю­щий в себя движения, улыбку, гуле­ние и имеющий четкую позитивную окраску. С 3-месячного возраста весь комплекс поведенческих реакций направлен на новый объект и способ­ствует его фиксации, а эмоциональ­ная реакция оживления, базирую­щаяся на предпочтении новизны, - его восприятию, удлиняя время об­щения ребенка с объектом. В ЭЭГ при внимании начинает регистриро­ваться увеличенный по амплитуде тета-ритм, рассматриваемый как проявление эмоциональной актива­ции. На этом фоне в 4-месячном воз­расте отмечается активный характер процесса восприятия и его облегче­ние, что считается проявлением так называемого скрытого внимания, которое тоже обнаруживается с 4-ме­сячного возраста. Оно не связано с явным перемещением взора, возни­кает уже на фоне фиксации и направ­лено не на обнаружение объекта, а на его анализ и запечатление, которые поддерживаются и облегчаются эмо­циональной активацией.

Формирование зрительной функ­ции является важным фактором расставание в развитии этого показате­ля, проявляющееся в невнимании к мелким деталям. Косвенно это мож­но оценить, наблюдая за особеннос­тями привлечения внимания к некрупным предметам. Интерес к мелким деталям обычно появляется у 5-7-месячных детей, и к этому воз­расту, острота зрения приближается к единице. В это время ребенок дол­жен замечать крупинки диаметром около 1 мм и может захватывать их пальцами. В игре, привлекая внима­ние к крупинкам (например, к хлеб­ным шарикам разного диаметра), стимулируя подражательные дей­ствия, можно попытаться приблизи­тельно оценить различительную чув­ствительность зрения ребенка. Если выясняется, что она ниже нормы, следует начинать тренировочные игры-занятия. Усиливать эффектив­ность слабо воспринимаемых зри­тельных стимулов (игрушек) добав­лением звука, движения, усилением цвета. При рассматривании ручек можно надевать на пальчики цветные колпачки, бубенчики, стимулируя возможности зрительной системы и удовлетворение познавательной по­требности. Ухаживающим за ребен­ком взрослым не надо забывать, что даже небольшое ослабление зрения на первом году жизни может при­вести к ближним и отдаленным не­благоприятным последствиям, рас­пространяющимся на психическое развитие младенца.

Важным фактором формирования зрительного восприятия, обеспечи­вающим целостное опознание пред­мета, является обнаруживаемое с 3 мес. жизни вовлечение в зритель­ную функцию непроекционных областей коры - моторной и ассоциа­тивной зон. Основной комплекс ВП, реактивный к характеристикам объекта, начинает регистрироваться в зад неассоциативной, центральной областях, премоторной коре. Вклю­чение в зрительную функцию об­ластей моторной коры, связанных с глазодвигательными процессами, обеспечивает более совершенную ре­гуляцию и контроль двигательного компонента внимания. Вначале эти процессы осуществлялись внутрианализаторными корково-двухолмными связями. Интенсивно созрева­ющая после 3 мес. теменная кора становится структурной основой так называемого «скрытого внимания», облегчающие эффекты которого не связаны с видимыми движениями глаз. Активное функционирование те­менной области поддерживается зна­чительным нарастанием в ней метабо­лизма в период от 3 к 6 мес. жизни. В зрительной и теменной корковых зо­нах в этот период обнаружен ранний прирост ширины коры (3 мес.), увели­чение объема пирамид, развитие вста­вочных нейронов (6 мес.).

Интегративные системные про­цессы обеспечиваются внутри- и ме­жанализаторными связями, разви­тием ассоциативных областей коры больших полушарий, прежде всего заднеассоциативных структур, (височно-теменно-затылочная область), нейроны которых способны отвечать на раздражения разных модальнос­тей при наибольшем вкладе зритель­ной. С вовлечением заднеассоциа­тивных областей коры в зрительное восприятие связываются такие опе­рации, как запоминание зрительной информации, выработка эталонов, идентификация изображений. Воз­можность их осуществления и отме­чается, начиная с 3-месячного возра­ста. Ход структурного созревания заднеассоциативных структур в он­тогенезе определяет совершенство­вание воспринимающей системы. Будучи менее зрелыми к моменту рождения по сравнению со зритель­ной проекционной корой, они быст­ро развивают свои интегративные возможности. Скачок в приросте ши­рины коры наблюдается в 3 мес. Наи­более интенсивно растут специфич­ные для ассоциативных структур верхние слои коры, которые являют­ся ансамблеобразующими, имеют более выраженные горизонтальные связи и участвуют в интегративных процессах. В ассоциативных зонах быстрее развиваются группировки нейронов, которые имеют более слож­ный и разнообразный состав по срав­нению с нейронными объединения­ми проекционной коры.

С развитием ассоциативных обла­стей коры, в состав которых входят речевые центры, связано развитие коммуникативной речевой деятель­ности.

Речь формируется на основе раз­вивающихся механизмов восприятия, внимания и эмоционально-потребностной сферы ребенка в процессе его об­щения с взрослым. Уже на первой неделе жизни обращение к ребенку, особенно с негромкой речью, приво­дит к успокоению, первичному сосре­доточению и постепенному переходу с 2-х месяцев к попыткам подража­тельных звуковых реакций, возника­ющих на основе эмоционального за­ражения. Помимо этого возникает и повторение собственных звуков.

Развивающиеся гуканье и гуление включают определенные артикуля­ционные процессы, отрабатывается связь слуховых ощущений с комп­лексом кинестетических, кинети­ческих и тактильных раздражений (от мышц, кожи, слизистой). Нечет­кий звуковой состав вокализаций постепенно дифференцируется и спе­циализируется.

Расцвет гуления приходится на 4-6 мес. и плавно переходит в лепет, когда ребенок начинает подолгу про­износить различные слоги самопро­извольно и подражательно.

В контексте материнско-детских отношений большую роль играет эмо­циональная сфера. Комплекс ожив­ления возникает раньше и сильнее вы­ражен в ответ на живые лица (прежде всего, лицо матери), чем на предме­ты. Его наличие стимулирует раз­витие. Отдельные детали лицевого изображения сначала заменяют со­бой образ, но довольно скоро, на 4-5 мес., начинают выделяться его наи­более типичные черты, дифферен­цируется выражение. Формируется инвариантность восприятия лица: ребенок воспринимает недовольное, радостное, с измененной прической лицо матери именно как ее лицо. Такая стабилизация восприятия со­здает ощущение защиты и комфор­та. Окружающие люди начинают дифференцироваться по степени зна­комства. Незнакомые лица вызывают отвергание, страх, иногда агрессию.

Преобладание позитивной или не­гативной реактивности младенцев первых месяцев жизни имеет важное прогностическое значение для даль­нейшего развития. Свойственный некоторым новорожденным кластер негативной реактивности (раздра­жительность, выраженная хаотичес­кая двигательная активность, сопро­тивляемость успокоению, сильный крик, задержка гуления) приводит к преобладанию отрицательной эмо­циональной реактивности в 9 мес. и соответственно к трудностям пер­вичного сосредоточения, что отрица­тельно сказывается на развитии перцептивных и когнитивных про­цессов. В то же время степень выра­женности комплекса оживления положительно коррелирует со спо­собностью к вниманию и сосредото­чению в 2-3 года. В этом же возрасте возникают трудности социализации при задержке появления положи­тельных эмоций. Отсутствие взаимо­действия ребенка с взрослым, нево­стребованность комплекса оживле­ния (дети-сироты в домах ребенка) приводит к его угасанию, что может исказить нормальное развитие (син­дром госпитализма).



2015-11-10 995 Обсуждений (0)
Первое полугодие жизни 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Первое полугодие жизни

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (995)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)