Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Восприятие и запоминание



2015-11-10 1326 Обсуждений (0)
Восприятие и запоминание 0.00 из 5.00 0 оценок




Дошкольный период неоднороден по характеру мозговой организации психических процессов.

В период от 3-4 к 6-7 годам про­исходят существенные изменения процесса восприятия. В 3-4-летнем возрасте при ознакомлении с новы­ми незнакомыми предметами еще со­храняется тесное взаимодействие восприятия и двигательных дей­ствий (непосредственный контакт с предметом).

Согласно точке зрения А.В. Запо­рожца, роль взаимодействия тактиль­но-кинестетического и зрительного каналов проявляется как в форми­ровании образа, так и в его коррекции на основе обратных связей. Ссылаясь на представления Н.А. Бернштейна о роли сенсорных коррекций в регу­ляции движений, А.В. Запорожец пишет: «...ни один сенсорный им­пульс, ни одно раздражение рецепто­ра не может однозначно определить возникновение адекватного образа восприятия. Здесь необходима кор­рекция, исправляющая неизбежные ошибки и приводящая образ в соответ­ствие с объектом».

На протяжении дошкольного воз­раста по мере накопления индивиду­ального опыта снижается удельный вес тактильного канала в зрительном восприятии и существенно преобра­зуются движения глаз. С помощью кинорегистрации установлено, что у детей 3-4 лет при первом ознакомле­нии с объектом немногочисленные глазные движения осуществляются внутри фигуры; при таком способе ознакомления вероятность зрительно­го узнавания сложных, незнакомых ребенку предметов находится на уров­не случайности (50 %). В 4-5-летнем возрасте обнаруживаются группы близко расположенных фиксаций на наиболее характерных признаках объекта, размашистые движения по оси, имитирующие его измерение. В результате достигаются более вы­сокие показатели узнавания. К кон­цу дошкольного возраста при ознакомлении с новым предметом про­слеживание по контуру включает всю фигуру, как бы создавая внут­реннюю модель формы; вероятность узнавания достигает 100 %. На этой основе при последующем восприя­тии уже знакомого предмета проис­ходит формирование обобщенного эталона. Прослеживающие глазные движения сокращаются, и опознание осуществляется по наиболее инфор­мативным для данной задачи отдель­ным признакам.

К концу дошкольного возраста зрительное обследование предмета становится более организованным и систематичным, повышается успеш­ность обнаружения различных мо­дификаций объекта. При предъяв­лении в качестве изменяющихся стимулов рисунков людей и пред­метов показано, что количество не­замеченных изменений в 5-6 лет по сравнению с 3-4-летними детьми уменьшается вдвое в ответ на лица и более чем в три раза - при предъяв­лении предметов.

Возможность формирования в старшем дошкольном возрасте слож­ных эталонов, включающих иерархи­ческую структуру интегрированных признаков, облегчает процесс опоз­нания и категоризацию на основе не только перцептивных, но и концепту­альных характеристик объекта (об­щие свойства всех его вариантов). Это свидетельствует о достижении опре­деленного уровня интеллектуализа­ции процесса восприятия к концу дошкольного периода.

Важные сведения о нейрофизио­логических механизмах, обеспечи­вающих становление системы зри­тельного восприятия, получены при изучении электрофизиологических коррелятов приема и обработки зри­тельной информации.

Вызванные ответы на простые зрительные стимулы в затылочных областях, сохраняя основной компо­нентный состав, в период от 3 к 6 го­дам изменяют свои временные и ам­плитудные характеристики. В ВП на вспышку света сокращается пиковая латентность и длительность всех компонентов основного комплекса; амплитуда ответа возрастает за счет увеличения основного позитивного компонента, усиливается выраженность поздних (с латентностью более 200 мс) фаз ответа. Эти изменения отражают ускорение и усложнение анализа и опознания зрительных стимулов и коррелируют с созреванием проекционной коры. К 6 годам возрастают дифференциа­ция и специализация нервных эле­ментов - увеличивается число гори­зонтальных ветвлений; к 5 годам, помимо узких колонок, обнаружива­ются единичные широкие группи­ровки нейронов, характеризующиеся наибольшим процентом возбуждаю­щихся нейронов, окруженных тор­мозной зоной, что способствует диф­ференцированному анализу сложных признаков.

Изменения происходят не только в проекционной коре, но и в других структурах мозга, вовлекающихся в зрительное восприятие (см. гл. 6). В заднеассоциативных областях фор­мируются характерные для них цитоархитектонические признаки, расширяется сеть дендритных ветв­лений и возрастает число нейронов, входящих в колонку.

Анализ топографии ВП на предъяв­ление различных зрительных стиму­лов показал, что в трехлетнем возрасте зрительные ответы, включая их начальные компоненты, стабильно регистрируются во всех областях коры. Конфигурация основного ком­плекса ответа в каудальных отделах и его реактивность к различным зрительным стимулам идентичны (рис. 22). Это свидетельствует о том, что в 3-4 года заднеассоциативные структуры дублируют сенсор­ные операции, характерные для про­екционной коры. Известно, что с зад-неассоциативными зонами связан процесс запечатлевания зрительной сенсорной информации. Их вовлече­ние в зрительное восприятие обеспечивает возможность выработки эта­лонов и узнавания, часто встречаю­щихся знакомых объектов на основе перцептивной памяти.

В 3-4-летнем возрасте память но­сит непроизвольный характер. Ребе­нок не ставит перед собой никакой цели запомнить какие-либо объекты или слова. Они запоминаются как результат восприятия и наиболее точно и прочно в тех случаях, когда образы или явления эмоционально окрашены. Постепенно с 4-5 лет в процессе игровой деятельности или под влиянием требования взрослых начинают формироваться просты

Рис.22. Сходная реактивность основного комплекса ВП (Р130 - N160-200) в каудальных отделах (О, Р ,ТРО) в 3-4-летнем возрасте. Звездочками отмечены достоверные изменения амплитуды ВП при сме­не засвета шахматных рисунком и схематическим изображением лица.

 

формы произвольной памяти - не­посредственное произвольное запо­минание. Физиологической основой развития произвольной памяти яв­ляется становление мозговых меха­низмов внимания и дальнейшее фор­мирование процесса восприятия.

К концу дошкольного периода происходят существенные изменения в системной организации зрительно­го восприятия, отражающие прогрес­сивное созревание нейронного аппа­рата проекционной и ассоциативных областей коры больших полуша­рий и возрастающую специализацию корковых зон. Возраст 6-7 лет в на­стоящее время является возрастом начала школьного обучения, и осо­бенности организации процесса вос­приятия на этом этапе развития бу­дут рассмотрены в следующей главе.



2015-11-10 1326 Обсуждений (0)
Восприятие и запоминание 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Восприятие и запоминание

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1326)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)