1. У здорового испытуемого в условиях основного обмена, т. е. в утренние часы, до завтрака, при температурном и психическом комфорте, в положении сидя определяются за 1 мин. ЧСС (частота сердечных сокращений) и ЧД (частота дыхания).
2. Показатель ЧСС делят на показатель ЧД с точностью до 0,1:
ЧСС/ЧД = ______________________
3. Оценка результата: если полученный параметр соответствует 4,0-5,0, испытуемого относят к «аритмикам», если превышает 5,0 – к «жаворонкам», если меньше 4,0 – к «совам».
4. Для более точного определения типа исследования следует выполнять в течение нескольких дней подряд и для вывода использовать средний результат:
1 проба – _______________; 2 проба – _______________; 3 проба – _______________
На основании полученных результатов сделайте вывод о присущем Вам хронотипе работоспособности.
а) выпишите недельное расписание занятий группы; оцените каждую пару в баллах по степени трудности: 1 – самый легкий, 10 – самый сложный
б) подсчитайте сумму баллов по всем дням недели, цифровые данные представьте в виде графиков
Проведите анализ расписания с учетом знаний о биологических ритмах и динамики работоспособности.
г) составьте свой вариант недельного расписания, постройте графики на тех же рисунках, используя другой цвет. Сделайте выводы о соответствии вашего расписания гигиеническим требованиям.
0,011 х ЧСС + 0,014 х АД(с) + 0,008 х АД(д) + 0,014 х В + 0,009 х М – 0,009 х Р – 0,27
Виды особых условий
| Неблагоприятные факторы, влияющие на здоровье и психику
| Негативные психические качества и состояния работника, возникающие под воздействием неблагоприятных факторов
| Позитивные психические качества и состояния, обеспечивающие противостояние неблагоприятным факторам
| Пути и формы профессионального обучения для подготовки к работе в особых условиях
|
Неопределенная ситуация
| Неопределенность времени появления количественных и качественных характеристик оперативного события
| Снижение функционального тонуса; отклонения в эмоциональной сфере, приводящие к изменениям в познавательной сфере
| Устойчивость к фактору неопределенности, неполноты информации
| Тренировка в модельных ситуациях неопределенности
|
Ситуация с усложненными условиями
| Монотония, длительный режим труда, дефицит информации, сенсорная изоляция, длительное лишение сна, шум, вибрация
| Затруднения нормального хода деятельности; неадекватная психическая напряженность, не контролируемая человеком; снижение продуктивности деятельности
| Оптимальная напряженность как основа преодолевающего поведения; конструктивное преобразование ситуации, выработка человеком новых качеств мышления, памяти
| Обучение приемам мотивационной готовности, оперативного мышления в нестандартных ситуациях
|
Ситуация, требующая готовности к экстренному действию
| Неисправность техники
| Пониженная готовность к действию в момент критической точки
| Поддержание на высоком уровне готовности к действию, бдительность, состояние активного ожидания, умения быстрого выполнения действия
| Моделирование аварийных ситуаций (отказа техники)
|
Ситуация с измененными условиями
| Невесомость, перепады давления, температуры, кислородное голодание, землетрясения, наводнения
| Обостренные психические состояния (страх, тревожность), депрессия, нарушение мышления, сужение сознания, ухудшение результатов деятельности
| Состояние мобилизованности, активации, привлечение компенсаторных возможностей
| Тренажерное обучение с моделированием измененных условий
|
Ситуация риска с преднамеренным усложнением условий
| Увеличение скорости, объема информации, сокращение времени
| Неадекватная оценка ситуации, неустойчивое улучшение результатов деятельности
| Адекватная оценка своих сил и возможностей в ситуации, умение своевременно направить ситуацию в иное русло
| Обучение приемам определения степени оправданности риска
|
Экстремальная ситуация в предметной профессиональной среде
| Длительное, постоянное действие экстремальных факторов, угроза здоровью; дефицит времени, избыток информации
| Нарушение нормального хода деятельности; перегрузка психики и организма; состояние динамического рассогласования и нарушение адекватности физиологических и поведенческих реакций
| Мобилизация «буферных» резервов организм; экстремальная напряженность, увеличение продуктивности мышления; расширение сенсорного входа
| Обучение приемам саморегуляции в условиях перегрузок
|
Сверхэкстремальная ситуация в предметной профессиональной среде
| Длительное воздействие сочетания экстремальных факторов; потенциальная угроза жизни
| Возможность патологических нарушений организма человека, полная невозможность продолжения деятельности, истощение резервов организма
| Мобилизация аварийных резервов организма, сверхэкстремальная напряженность
| Обучение приемам профессионального самовосстановления после перегрузок
|
Ситуация изменения социального положения, статуса, ранга
| Сопоставление с другим человеком при аттестации, профотборе, конкурсах
| Неадекватная профессиональная самооценка, страх, тревога, зависть, эмоциональный дискомфорт
| Уточнение личностного и профессионального самоопределения, своих психических качеств на данном этапе жизни
| Тренировка участия в профессиональных испытаниях, информированность о профессиограммах, критериях профессионализма
|
Ситуация вхождения в новую профессиональную среду, смена социальных ролей
| Переход на другую работу, переезд, в т.ч. в другую страну
| Профессиональный, культурный шок, ностальгия
| Успешная адаптация к новой профессиональной среде, гибкая смена профессиональных ролей
| Тренинг профессиональной гибкости, деловые игры
|
Ситуация нововведений, конфликтов в профессиональной среде
| Необходимость профессионального обновления, приспособления к другим людям
| Состояние неопределенности, неуверенности в будущем, предрасположенность к конфликтам
| Инновационная готовность, профессиональная бесконфликтность
| Обучение техникам конструктивного выхода из конфликтов, обучение профессиональной этике
|
Ситуация потери работы
| Отсутствие перспективы
| Состояние неопределенности, шока, эпизодическая адаптация, дефицит активного поиска, разрушение интересов
| Отношение к смене работы как к апробации своих новых возможностей и их переоценке
| Информирование о видах профессий
|
Экстремальная ситуация кризиса в профессиональной деятельности, смена мотивов, ценностей, потеря смысла
| Низкая социальная оценка результатов труда, неудовлетворенность трудом
| Разрушение целостности образа себя как профессионала, растерянность, застой, установка на худший исход
| Расширение сознания, выход за пределы ситуации, анализ ее в более широком контексте, переоценка смыслов
| Обучение психотехнологиям смыслотворчества, саморегуляции, рефлексии
|
Сверхэкстремальная ситуация в социальной профессиональной среде
| Социальные задачи, превышающие по трудности возможности человека
| Утрата социального статуса, потеря трудоспособности, распад личности профессионала
| Поиск нового шанса в безвыходных условиях, оптимистическое толкование своей профессиональной ситуации
| Обучение техникам профессионального самовосстановления, самосохранения
|