Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Список дополнительной литературы



2015-11-10 761 Обсуждений (0)
Список дополнительной литературы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1. Гальперин, В.М. Микроэкономика. Т. 1 / В.М. Гальперин. –

СПб., 1994. – Гл. 1.

2. Долан, Э. Рынок: микроэкономическая модель / Э. Долан,

Д. Линдсей. – СПб., 1992. – Гл. 1.

3. Курс экономической теории: учебник / под ред. М.Н. Чепури-

на. – Киров, 1999. – Раздел 1.

4. Макконнелл, Р. Экономикс. Т. 1 / Р. Макконнелл, С. Брю. –

М., 1992. – Гл. 1.

5. Микроэкономика. Теория и российская практика: учебник /

под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. – М., 1999. Тема. 1. §1.3.–1.5.

 

 


 

6. Мэнкью, Н. Грегори. Принципы экономикс / Грегори Мэнкью Н. –

СПб.– М., 1999. – Гл. 1–3.

7. Нуреев, Р.М. Основы экономической теории. Микроэкономи-

ка: учебник / Р.М. Нуреев. – М., 1996. – Гл. 1.

8. Тарасевич, Л.С. Микроэкономика: учебник / Л.С. Тарасевич,

П.И. Гребенников, А.И. Леусский. – М.: Юрайт, 2003. – С. 6–20.

9. Харвей, Джек. Современная экономическая теория. Вводный курс / Джек Харвей. – М.: ЮНИТИ, 2003. – С. 18–44.

10. Экономическая теория: учебник / под ред. В.И. Видяпина. –

М.: Инфра–М., 2002. – Гл. 1.

 

Контрольные задания для самопроверки

 

I.Выбрать правильные ответы:

 

1. Какое из утверждений относится к позитивной экономиче-

ской теории:

а) темп инфляции в России в 2003 году составил 12 процентов; б) в связи с засушливым летом в 1999 году сократилось про- изводство картофеля;

в) цены на картофель в связи с неурожаем резко выросли?

 

2. Какое из утверждений относится к нормативной экономиче-

ской теории:

а) в прошлом месяце резко повысились цены на бензин;

б) спрос на бензин в прошлом месяце снизился;

в) повышение цен на бензин в прошлом месяце вызвало резкое снижение спроса на него?

 

3. Что из перечисленного изучает макроэкономика: а) динамику занятости в строительной отрасли; б) изменение общего уровня цен;

в) объем производства сахара и динамику его цены?

 

4. Микроэкономика изучает:

а) экономическое поведение отдельных групп потребителей и собственников ресурсов;

б) воздействие государственных расходов на национальную экономику;

в) отношения между представителями разных классов и со-

циальных групп.

 


 

ТЕМА 1.2. БАЗОВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ

 

Потребности и блага

 

Основой жизни человеческого общества является удовлетворе- ние потребностей людей. Чтобы удовлетворять их наиболее полно и с наименьшими затратами, необходимо знать, что они собой представ- ляют и с помощью чего удовлетворяются.

Потребность можно определить как всякое состояние неудовле- творенности, испытываемое человеком, из которого он стремится вый- ти, или состояние удовлетворенности, которое он стремится продлить.

Все человеческие потребности по степени важности для

жизни подразделяются на первичные (неотложные) и вторичные (до-

полнительные).

Первичные потребности – это потребности, неудовлетворение которых угрожает здоровью и даже жизни человека (потребности в пище, одежде, жилье).

Вторичные потребности – это духовные, или культурные по- требности: их удовлетворение повышает уровень жизни, ее качество. Они удовлетворяются после того, как удовлетворены первичные.

Конечно, такое деление потребностей условно.

Во-первых, потребности, например, в некоторых продуктах пи- тания (различные деликатесы) или видах одежды (дорогая спортивная одежда, вечернее платье) могут не иметь характера неотложности.

Во-вторых, одни и те же потребности для одних людей могут быть первичными, для других – вторичными (потребность в спортив- ной одежде для спортсмена и человека, не занимающегося спортом).

В-третьих, с развитием производства появляются новые по- требности, границы между первичными и вторичными потребностями размываются: некоторые вторичные потребности превращаются в пер- вичные («автомобиль не роскошь, а средство передвижения»; потреб- ность в информации с помощью телевидения, Интернета и т.п.). Не- возможность удовлетворить такие потребности вызывает у людей ощущение дискомфорта. У некоторых людей могут возникать такие состояния, когда они готовы отказаться от удовлетворения некоторых первичных потребностей (или удовлетворять их в меньшей степени) ради удовлетворения какой-либо не столь неотложной потребности (многие люди готовы экономить на питании, одежде ради приобрете- ния книг, компактдисков, картин и т.п.).

Для понимания мотивов поведения потребителей в условиях ог-

 

 


 

раниченных возможностей их потребности необходимо ранжировать (располагать по порядку) не только по важности для жизни, но и по степени напряженности (или же насыщенности) каждой из них. Ка- ждый человек, как правило, сначала стремится удовлетворить самую важную для жизни потребность. Однако, если она насыщена значи- тельнее, чем какая-либо менее важная потребность, а значит, является менее напряженной, то вновь появляющиеся возможности он станет направлять на удовлетворение менее важной, но более напряженной потребности.

Ранжирование потребностей по степени важности для жизни и по степени насыщения (или напряженности) можно наглядно предста- вить с помощью таблицы, предложенной австрийским экономистом Карлом Менгером (табл. 1).


 

Таблица Менгера


Таблица 1


 

Сту- пени напря- жен- ности Потребности
  Ι   ΙΙ   ΙΙΙ   ΙV   V   VΙ   VΙΙ   VΙΙΙ   ΙΧ   Χ
-1
-1 -2
-1 -2  
-1 -2    
-1 -2      
-1 -2        
-1 -2          
-1 -2            

 

В таблице дается условная (в баллах) количественная оценка значимости:

а) различным по степени важности потребностям. Они обо- значены римскими цифрами от I до Х, и их насущность убывает по горизонтали слева направо;

б) различным ступеням напряженности каждой потребности.

Они обозначены арабскими цифрами, и их напряженность снижается по вертикали сверху вниз.

Высшая ступень напряженности потребностей, состояние их не- удовлетворенности оценивается высоко: потребности первостепенной важности – 10 баллов, следующей по степени важности потребности –

 


 

9 баллов и т.д. Удовлетворение второй ступени первой по важности по-

требности снимает напряженность меньшей силы – 9 баллов и т.д.

Степенью важности потребностей и их напряженности опреде-

ляется очередность их удовлетворения.

По скорости насыщения и изменчивости потребности под- разделяются на эластичные (легко изменяющиеся) и неэластичные (жесткие).

Жесткими или неэластичными являются такие потребности, которые не исчезают в течение длительного времени, однако отменя- ются, как только появляются средства для их удовлетворения, быстро насыщаются полностью, но вскоре вновь возникают. Жесткими явля- ются первичные потребности.

Вторичные потребности более эластичны. От их удовлетворе- ния можно временно отказаться: их насыщение происходит медленно, постепенно, некоторые из них «ненасытны» (например, культурные потребности, жажда обогащения).

Наличие потребностей делает необходимым наличие средств их удовлетворения – средств прекращения состояния неудовлетворенно- сти, либо продления состояния удовлетворенности.

Все, что обладает способностью удовлетворять какую-либо че-

ловеческую потребность, называется благом. Все блага подразделяют-

ся на материальные блага и услуги.

Материальные –это блага, имеющие какую-либо веществен- ную, материальную, осязаемую форму (пища, одежда, обувь, жилье, природный газ).

Услуги – это действие одного лица или группы лиц, приносящее

пользу кому-либо другому (услуги врача, учителя). В отличие от мате- риальных благ, услуги нельзя накапливать, создавать их запас: они потребляются в момент их производства (прическа, сделанная парик- махером, услуги таксиста, игра актера в спектакле и пр.).

Блага, производимые с целью обмена на другие блага и посту- пающие в потребление посредством эквивалентного обмена, называ- ются товарами (правда, часто в обыденной жизни товарами называют только материальные блага в отличие от услуг).

По степени доступности, легкости получения все блага под-

разделяются на две различные группы.

Часть их дана людям непосредственно в такой форме и в таком количестве, что пользование ими оказывается для каждого человека доступным повсюду, в любое время и по потребностям, а поэтому не

требует никаких усилий и жертв (вода, воздух). Такие блага очень

 

 


 

важны, но в силу всеобщей доступности не являются предметом осо- бых постоянных забот, интересов и расчетов людей. Такие блага назы- ваются свободными. В связи с производственной деятельностью лю- дей таких благ в природе становится все меньше: воздух и воду в связи с их загрязнением приходится очищать.

Большая же часть благ имеется в природе в такой форме и в та- ком количестве, которые делают невозможным их непосредственное и в любом количестве потребление каждым человеком. Для их получе-

ния и удовлетворения ими потребностей необходимы затраты усилий,

чтобы либо извлечь их из недр природы и приспособить к соответст- вующим потребностям, либо получить готовыми за соответствующую плату у тех, кто это уже сделал. Такие блага интересуют и заботят всех: утрата даже малой их части представляет ощутимую потерю и болезненно переживается каждым человеком как ущерб, для возмеще- ния которого нужны новые усилия, затраты и жертвы. Поэтому они имеют особое значение для благополучия людей и вынуждают их от- носиться к таким благам по-особому – бережливо и экономно. Это превращает такие блага в объект целесообразной, основанной на стро- гих расчетах хозяйственной деятельности, а поэтому такие блага, в отличие от свободных, называются экономическими.

Все блага – и свободные, и экономические – подразделяются на следующие виды.

По длительности использования – на блага однократного и многократного или длительного использования.

Первые служат человеку один раз: они полностью уничтожаются в первом же акте потребления (один кусок хлеба нельзя съесть дважды).

Вторые служат многократно в процессе многих актов потреб-

ления (одежда, обувь, дом, автомобиль и т.д. ). В этих благах, в отли- чие от первых, важны сроки их службы. В туфлях нас интересует не только то, что они защищают наши ноги от пыли, холода или жары, от ранений, но и то, как долго они будут носиться. В автомобиле самое важное – скорость и легкость передвижения. Но немаловажно и то, как долго он будет служить.

По характеру отношений (связи) в процессе удовлетворения потребностей все блага подразделяются на субституты, комплементы и независимые (индифферентные).

Субституты – это блага, которые могут заменять друг друга в

удовлетворении одной и той же потребности, а поэтому конкурируют друг с другом (точнее, конкурируют их продавцы): масло и маргарин, чай и кофе, автомобили разных марок.

 

 


 

Комплементы (не путать с комплиментами) это блага, кото- рые дополняют друг друга в удовлетворении какой-либо потребности, насыщают ее только при совместном использовании: чай и сахар, ав- томобиль и бензин. Такие блага, образно говоря, находятся в отноше- ниях сотрудничества в процессе удовлетворения потребностей.

Блага, которые могут удовлетворять потребности самостоятель- но, независимо от других и не могут быть заменены другими благами, называются независимыми или индифферентными в отношениях друг

с другом (лекарства, не имеющие заменителей, книги и кофе и пр.)

Деление благ на указанные виды также условно.

Во-первых, потому что, например, чай и кофе не для всех людей могут быть взаимозаменяемыми благами, чай и сахар не для всех лю- дей являются дополняющими благами.

Во-вторых, если иметь в виду, что каждый человек должен удовлетворять все свои потребности, то всякое благо находится в оп- ределенных отношениях заменяемости или дополняемости со всеми

другими благами, так как все блага служат одной цели – обеспечить

жизнь человека (мясо и рыба на являются абсолютными заменителями,

однако если нет мяса, то чувство голода можно утолить рыбой).

По доступности во времениблага подразделяются на настоя-

щие и будущие.

Настоящие блага доступны для потребления в любой момент по желанию индивида (деньги в кошельке, пища на столе).

Будущие блага становятся доступными через определенный срок (доход от банковского вклада через год, строящийся дом, диплом о высшем образовании и т.п.). Люди, как правило, настоящие блага

ценят выше, чем будущие. Лучше синица в руке, чем журавль в небе.

По способу участия в удовлетворении потребностейблага подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые блага готовы для удовлетворения потребностей, не нуждаются в дальнейшем преобразовании. Они называются еще по- требительскими благами или предметами потребления. Потреби-

тельские блага, в свою очередь, в зависимости от степени важности удовлетворяемых ими потребностей делятся на предметы первой не- обходимости (пища, одежда, жилье) и предметы комфорта и рос-

коши украшения, дорогая мебель, дорогие марки автомобилей и пр.

Косвенные блага участвуют в удовлетворении потребностей людей косвенно лишь как средства производства прямых благ. Они

называются производственными благами или средствами производ- ства. Средства производства, в свою очередь, подразделяются на сред- ства труда и предметы труда.

 

 


 

Средства труда – это то, с помощью чего люди создают блага

(производственные здания, станки, машины, инструменты, механизмы).

Предметы труда – это то, из чего создаются блага (сырье, ма-

териалы).

Деление благ на эти виды тоже условно. Некоторые блага, в за- висимости от предназначения, могут быть в одних случаях прямыми, в других – косвенными. Так, например, уголь является прямым благом при отоплении дома и косвенным при сжигании в доменной печи.

 



2015-11-10 761 Обсуждений (0)
Список дополнительной литературы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Список дополнительной литературы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (761)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)