Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Предпочтения потребителей



2015-11-10 1145 Обсуждений (0)
Предпочтения потребителей 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Основными субъектами (агентами), вступающими в отношения в любой экономической системе, как уже говорилось выше, являются производители и потребители благ. В рыночной экономике первые приобретают статус продавцов, вторые – покупателей благ.

Жизнь каждого человека начинается с удовлетворения потреб- ностей и основывается на этом до своего конца. Утоление голода и жажды, обеспечение себя и своей семьи одеждой, жильем, другими жизненными благами всегда было и будет главной заботой каждого человека и поэтому главным движущим мотивом всей его жизни.

В каждом обществе все люди являются потребителями, а поэто- му потребители – самая многочисленная и влиятельная сила любого общества. Кем бы мы ни были, какие бы посты ни занимали, как толь- ко мы выходим из офисов, фабрик, заводов, мастерских, мы тут же становимся потребителями. Все, что производится, предназначено в конечном счете (прямо или косвенно) для удовлетворения потребно- стей людей. Решая вопрос, в производстве каких благ использовать ограниченные ресурсы, их производителям необходимо знать, в чем больше всего нуждаются потребители. Поэтому исходным пунктом экономической теории в соответствии с логикой хозяйственной жизни общества является анализ мотивов поведения самого массового эко- номического субъекта – типичного потребителя.

В силу ограниченности ресурсов и создаваемых с их помощью благ перед проблемой выбора оказываются не только производители, но и потребители. Оказываясь на рынке, каждому потребителю прихо- диться выбирать из огромного множества предлагаемых товаров и ус- луг. Проблема выбора для них состоит в следующем:

ранжировать свои потребности, то есть определять степень важности и напряженности каждой из них и в соответствии с этим определять очередность их удовлетворения;

выбирать блага, с помощью которых можно наиболее полно удовлетворить свои потребности, что предполагает оценку их по- лезности;

 


 

подсчитать (оценить), каких затрат потребует получение ка-

ждой единицы необходимых благ.

При выборе товаров и услуг на рынке потребители, прежде все- го, оценивают их полезность и стремятся к ее максимизации. Оценка чего-либо требует его измерения. Но полезность благ – это субъек-

тивное отношение людей к ним. Для каждого индивида полезность

каждой единицы какого-либо блага зависит от степени важности по- требности, которая удовлетворяется с помощью данного блага, и от степени ее напряженности. При этом одни и те же блага для разных потребителей, как было показано, представляют разную полезность. Поэтому нельзя точно с помощью какой-либо специальной единой меры измерить и сравнить полезность отдельных единиц различных благ и общую полезность разных их количеств либо наборов, состоя- щих из разных благ.

Правда, некоторые экономисты в ХIХ в. (У. Джевонс, К. Мен- гер, Л. Вальрас) предполагали, что потребители способны оценивать потребляемые ими блага с точки зрения величины их полезности (ко- личественная, кардиналистская теория полезности). Меру полезности благ они называли ютилями.

Однако многие экономисты считали, что предпосылка о том, что потребитель может с точностью сказать, сколько единиц полезно- сти он получил от потребления какого-либо блага или того или иного

набора благ, нереалистична.

Ими был выдвинут другой, порядковый (ординалистский) под- ход к оценке полезности благ, который не предполагал возможность количественного измерения полезности, а был основан на простой возможности сравнивать полезность товарных наборов с точки зрения их предпочтительности.

Различие в количественной и порядковой оценке полезности благ состоит в следующем.

Первая предполагает не только возможность сравнения, напри-

мер, длины или веса различных объектов, но и возможность сравнения разницы в их длине или весе. Например, река Лена длиннее реки Вол-

ги, Волга длиннее Невы, но разница в длине Лены и Волги меньше

разницы в длине Волги и Невы.

Вторая предполагает, что потребитель может сравнивать и упо- рядочивать различные наборы товаров только с точки зрения их пред- почтительности. Более предпочтительны наборы, имеющие более вы- сокий уровень полезности, и равноценны наборы, имеющие одинаковый уровень полезности. Это означает, что каждый человек

 

 


 

способен знать, что одно благо для него полезнее другого, или что большее количество одного блага полезнее его меньшего количества. Однако он не может знать, на сколько одно благо полезнее другого, на сколько большее количество блага полезнее меньшего. Нельзя также определить, на сколько одно и то же благо для одного потребителя полезнее, чем для другого потребителя, так как это зависит от индиви- дуальных предпочтений, вкусов разных потребителей. Ординалист- ский подход к оценке полезности благ представляется наиболее реали- стическим.

Субъективность категории полезности благ находит отражение в предпочтениях (индивидуальных вкусах) потребителей. Именно ими, в первую очередь, руководствуются потребители при выборе на рынке товаров и услуг. Поэтому анализ поведения потребителей сле- дует начинать с анализа системы их предпочтений.

Для упрощения этого анализа необходимо предварительно сде-

лать несколько допущений:

• для удовлетворения потребностей людям необходимы разно-

образные блага, их наборы. Но для упрощения анализа мы будем ис-

ходить из предположения, что наборы, из которых потребителям при-

ходится делать выбор, состоят только из двух видов благ;

• предпочтения потребителей сформированы и постоянны: ка-

ждый знает, какие блага для него полезнее, способен сравнивать по по-

лезности различные альтернативные наборы благ и делать из них выбор;

• предпочтения потребителей транзитивны: это означает, что

если набор «А» для индивида предпочтительнее набора «В», а набор

«В» предпочтительнее набора «С», то для него набор «А» предпочти-

тельнее набора «С» либо, если он не делает различия между наборами

«А» и «В» и наборами «В» и «С», то он не делает различия и между

«А» и «С»;

• потребности людей не могут быть никогда полностью на-

сыщены, а поэтому большее количество благ всегда полезнее и пред-

почтительнее меньшего их количества. Это, в свою очередь, предпола-

гает, что величина предельной полезности благ всегда положительная;

• все потребители свободны в выборе. Это означает, что есть из

чего выбирать, то есть имеется множество вариантов выбора, и этот

выбор ничем не ограничен. В действительности могут быть ограниче- ния типа карточной системы распределения, запрета продажи некото- рых товаров, ограниченность бюджета, высокие цены и т.п.

Задача потребителя – выбрать из множества возможных альтер-

нативных наборов благ такой, который имеет наибольшую общую по-

 


 

 

лезность. Это, как уже говорилось, предполагает сравнение общей по-

лезности различных наборов благ.

Так как полезность благ нельзя точно измерить (оценить) коли- чественно, то сравнение общей полезности разных наборов благ не всегда возможно. Можно сравнить общую полезность наборов благ, состоящих из одинакового количества одного блага и разного количе- ства другого блага. Например, набор, состоящий из 4Х и 5У, полезнее набора, в котором 4Х и 4У. Поддаются сравнению и наборы, состоя- щие из меньшего и большего количества обоих благ: набор из 4Х и 5У полезнее набора из 3Х и 4У. А вот общую полезность наборов, в кото- рых одного блага меньше (больше), а другого блага больше (меньше), сравнить оказывается трудно, а значит, трудно отдать предпочтение какому-то из них. Например, потребитель скорее всего будет безраз- лично относиться к наборам, состоящим из 5Х и 6У и из 6Х и 5У. Они могут иметь для него примерно одинаковую общую полезность. Набо- ры благ, общую полезность которых потребитель оценивает примерно одинаково, по-другому – относится к ним безразлично, можно пред- ставить в виде табл. 4.


 



2015-11-10 1145 Обсуждений (0)
Предпочтения потребителей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Предпочтения потребителей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1145)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)