Эластичность предложения и определяющие ее факторы
Степень реакции предложения на изменение какого-либо фак- тора называется эластичностью предложения. Степень эластичности предложения так же, как эластичность спроса, измеряется коэффици- ентом, который рассчитывается делением процентного изменения объ- ема (уровня) предложения на процентное изменение какого-либо фак- тора. Формула коэффициента эластичности предложения (на примере ценовой эластичности) E = ∆Q% = Q1 −Q ⋅100% P1 − P ⋅100% = ∆Q ⋅ P . S ∆P% Q P ∆P Q Предложение, прежде всего, реагирует на изменение цены про- изводимого товара. Коэффициент прямой ценовой эластичности пред- ложения с положительным знаком, так как оно находится в прямой зависимости от цены. Степень прямой ценовой эластичности предложения различных товаров определяется следующими факторами: мобильностью ресурсов, их подвижностью, или легкостью, с ко- торой ресурсы могут быть переключены из одних производств в другие. Например, из всех видов транспорта наиболее мобильным является ав- томобильный. Для использования железнодорожного транспорта на но-
вых месторождениях необходимо построить железную дорогу, что сде- лать гораздо труднее, чем построить автомобильную дорогу; возможностью длительного хранения товаров: если товар можно длительное время хранить, то его предложение будет эластич- ным, так как при понижении цены товара его предложение можно бу- дет легко сократить, увеличив товарные запасы, при повышении цены – увеличить за счет сокращения товарных запасов; продолжительностью времени, которое имеется в распоряже- нии производителей для того, чтобы отреагировать на изменение це- ны. Чем продолжительнее время, которым располагает производитель, чтобы приспособиться к изменению цены, тем эластичнее предложе- ние: время требуется для перераспределения ресурсов в пользу произ- водства того товара, цена которого повысилась. При анализе влияния фактора времени на эластичность предло- жения экономисты проводят различия между кратчайшим, кратко- срочным и долговременным периодами в производстве. В кратчайшем периоде производители не успевают отреагиро- вать на изменение цены. Пример: фермер вырастил и доставил на ры- нок весь урожай томатов данного сезона. Он должен будет продать все, что доставил, независимо от цены, так как томаты являются ско- ропортящимся продуктом. Если цена высокая, он не может предло- жить больше. Чтобы предложить больше, надо время для созревания очередной партии томатов. Даже если цена будет ниже средних затрат на производство томатов, фермер должен будет продать их, чтобы из- бежать больших потерь. Затраты на их производство в обоих случаях не будут иметь значения. Таким образом, в рамках очень короткого временного промежутка предложение в большинстве случаев является фиксированным, то есть совершенно неэластичным. В краткосрочном периоде объемы выпуска и предложения то- варов могут быть изменены за счет более интенсивного использования производственных мощностей. В нашем примере фермер в течение краткосрочного периода не может изменить количество земли и тех- ники, но за такой промежуток времени он может применить более ин- тенсивные методы выращивания томатов, прилагая больше труда, ис- пользуя больше удобрений для повышения урожайности. Однако из-за невозможности изменить производственные мощности предложение товаров в краткосрочном периоде преимущественно неэластично. В долгосрочном периоде производители могут успеть принять все необходимые меры по приспособлению своих ресурсов к изме- нившимся условиям: одни фирмы могут увеличить или сократить свои
производственные мощности, новые фирмы могут войти в состав от- расли, а старые покинуть ее. В нашем примере, если цена на томаты длительное время будет удерживаться на высоком уровне, фермер имеет возможность приобрести дополнительный участок земли и за- купить больше машин. Кроме того, большее количество фермеров за- хотят производить томаты, если цены на них будут удерживаться на высоком уровне и наоборот. Поэтому в долгосрочном периоде пред- ложение товаров эластично. Степень ценовой эластичности предложения необходимо учи- тывать правительству при проведении политики регулирования цен на некоторые товары, а также налоговой и дотационной политики.
Вопросы для самоконтроля
1. Что представляет собой производственная функция? 2. Что представляют собой изокванты, и какие свойства они имеют? 3. Что такое изокоста? 4. При каком условии производители находятся в равновесии? 5. Что понимается под предложением? Чем объясняется дейст- вие закона предложения? 6. Какие неценовые факторы могут вызывать изменения в пред- ложении? 7. Что такое эластичность предложения? 8. Какие факторы определяют степень ценовой эластичности предложения?
Популярное: ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (810)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |