Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

ВНУТРИФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЗАМЕНА





Так называется ситуация, когда созвучие меняет основной тон, оставаясь в пределах одной функции. Сейчас разжуем это.

Что такое "функциональная система", нам уже объясняли на "уроках теории музыки". Впрочем, и мне не лень повторить, специально для тех, кто все еще называет аккорды в задачке функциями.Это обычная болезнь студентов училища, однако понятие функции гораздо шире, чем конкретный аккорд. Припомним знакомую схему:

Три функциональные группы. В центре каждой - главные их трезвучия (1-й, 4-й и 5-й ступеней). Так вот, роль или функцию тоники в ладу может выполнять не только трезвучие первой ступени, но и любое из этой группы. Все дело в его окружении. Иными словами, все познается в сравнении. Например, оранжевый цвет на желтом фоне выглядит "красновато", как бы несет "красную" функцию. А на красном фоне - выглядит скорее как желтый, верно? Так же и здесь: если тоническое трезвучие, со всеми его устойчивыми нотами, может служить только тоникой, и в этом качестве нет ничего ярче и конкретнее его, то трезвучие шестой ступени, входящее и в тоническую, и в субдоминантовую группу, имеющее в своем составе неустойчивую ноту, может "перекрашиваться" в зависимости от ситуации. После звучания яркой субдоминанты оно звучит как слабая, смягченная тоника. А после тоники оно же выглядит ласковой и осторожной субдоминантой.

Вот эти, пограничные, трезвучия медианты и субмедианты вполне можно использовать в разных ролях, они могут окрашиваться разными функциями. Например, любую доминанту Вы всегда можете разрешить не в тоническое трезвучие, а в трезвучие 6-й ступени - будет все равно звучать довольно устойчиво, как и положено для разрешения. И можете разрешить ее в 3-ю ступень - тоже будет звучать как бы тоника, но очень смягченная, как бы с сомнением - очень яркий прием, пользуйтесь этим шире.

Так вот, внутрифункциональная замена - это переход одного трезвучия в другое в пределах той же группы. То есть, мы можем "протянуть" нужную функцию, сохраняя ее тяготения и неустойчивость, и в то же время, играть все новыми аккордами и полутонами. Для этого лучше всего действовать осторожно, двигая только один голос, - и аккорд преобразится как бы незаметно, вроде как фокус, блик, привкус. Вот несколько примеров таких превращений усилиями одного голоса:



В первом примере игра идет внутри тонической сферы, во втором - доминантовой, затем - субдоминантовой и снова доминантовой.

Вот, ну и вернемся к нашей задачке. Мне потребовалось здесь применить фнутрифункциональную замену вот почему. Нотка "си" в мелодии может означать только что-то доминантовое, поскольку ни в одном терзвучии других групп ее нету. А следом идет нота "ля" - которая в свою очередь может относиться только к субдоминантовой сфере. Выходит, нужно писать последование субдоминанты ПОСЛЕ доминанты. А ходы типа V - IV запрещены, потому что звучит это очень дубово. Вот тут можно воспользоваться тем, что роль какой-либо функции могут играть совсем разные аккорды. Например, если в качестве доминанты применить трезвучие 3-й ступени, то субдоминанта после нее звучит вполне культурно и ушей не режет. Однако просто написать 3-ю ступень тоже не получается, так как после 4-й (рядом лежащей в гамме) очень трудно избежать движения параллельными (гадкими) квинтами. О-кей, возьмем на ноте "си" стандартную дежурную 5-ю ступень, а в течение половинной длительности превратим ее в 3-ю, сдвинув один голос, вот и все дела! Теперь звучит гладко и можно писать субдоминанту в следующем такте:

И тут можно изгалиться! Посмотрите, тенор у нас начал петь, вести как бы свою мелодическую линию, а значит, выделился на общем фоне. Так пускай уж, раз он стал так заметен, он продолжает плести эту линию. Согласитесь, наступление субдоминанты в этом такте звучит довольно прямо и устойчиво, как разрешение. А вот тенор - один - пусть останется на неустойчивой для данного аккорда ноте "ми". Он сразу привлечет к себе внимание, а главное, он превратит трезвучие в терпкий септаккорд (с большой септимой - сильный диссонанс). Септаккорд 4-й ступени - почему бы нет?

И снова соорудим - ради тренировки - замену внутри субдоминантовой функции. Пусть вместо "разрешения" в нотку "фа" наш любезный тенор пойдет вниз, к "ре". Тогда аккорд незаметненько преобразится в секстаккорд 2-й ступени. Это тоже субдоминанта, но какая! Минорная!

Ну и напоследок, чтобы тот же тенор не останавливался так вот внезапно, можно разнообразить банальное разрешение в тонику задержанием. Помните? При смене аккорда один голос разрешается с запозданием - это задержание. То есть все голосоведение останется классическим, только во времени смещаем:

Кстати, если Вы заметили, естественное голосоведение в данном случае не позволяет "набрать" в этой доминанте квинтовый тон (ре), и тем не менее, звучит такой аккорд вполне насыщенно.

Можно послушать, что у нас получилось сегодня.

Подытожим наши достижения:
- скачки в мелодии гармонизуются широким и тесным расположением аккордов, чтобы аккомпанирующие голоса не "скакали" вслед за мелодией.
- Внутрифункциональная замена - это смена аккордов внутри одной функции.
- Прямые запреты (типа D-S) можно обойти за счет взаимозаменяемости аккордов каждой функциональной группы.
- Движение отдельных голосов на фоне длинных аккордов позволяет обогатить фактуру, привлечь внимание слушателя к другим, кроме мелодии, линиям.
- Следует избегать внезапных перемен в подвижности голосов. Если партия какого-либо голоса получила развитие, начала активно двигаться, то это движение не стоит резко прерывать, надо позволять голосам допеть смысловую фразу до логического конца.
- Не стесняться использовать септаккорды на любых ступенях, а не только на доминанте. Все они имеют неповторимые окраски.

Ну и в качестве тренировочки "между делом" - прошу Вас отыскать в моем решении задачки явную ошибку голосоведения. Я ее обнаружил и сам, но поленился с ней бороться, тем более, что в данных условиях она не бросается "в уши"...





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (535)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)