Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Потребительский спрос и факторы, его определяющие



2015-11-10 1205 Обсуждений (0)
Потребительский спрос и факторы, его определяющие 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В соответствии с кейнсианской теорией уровень экономической активности (максимально возможный уровень выпуска продукции – совокупное предложение) зависит от совокупного спроса и его дина- мики. Величина совокупного спроса, как уже было сказано, измеряет- ся объемом планируемых денежных расходов всех агрегированных субъектов национальной экономики.

Больший удельный вес в совокупном спросе составляет спрос домашних хозяйств на товары и услуги, или потребительский спрос. В развитых странах его доля составляет более 60 % совокупного спро- са. Поэтому совокупный спрос и его динамика зависят, прежде всего, от уровня и динамики потребительского спроса.

Величина потребительского спроса на товары и услуги при по-

стоянном уровне цен определяется следующими факторами:

величиной доходов от участия в производстве;

размером налогов и трансфертных платежей (выплат из госу-

дарственного бюджета);

размером семейного имущества и доходом от него.

К особым факторам, определяющим уровень потребительского спроса с учетом того, что сектор домашних хозяйств является агреги- рованной величиной, нужно отнести еще:

степень дифференциации населения по уровню доходов и раз-

меру семейного имущества;

численность и возрастную структуру населения.

Главным фактором, определяющим объем потребительского спроса, является величина располагаемого дохода (DI), который пред- ставляет сумму дохода от участия в производстве и трансфертных пла- тежей за минусом налогов.

Хотя люди самостоятельно решают, как использовать распола-

гаемый доход, это зависит прежде всего от его величины.

Многие домашние хозяйства не весь располагаемый доход рас- ходуют на текущее потребление, часть его ими сберегается (DI=C+S) для расходов в будущем.

Некоторые домашние хозяйства весь текущий доход расходуют на текущее потребление (DI=C).

Возможны случаи, когда расходы некоторых домашних хо-

зяйств на текущее потребление превышают текущий доход (C>DI). Это означает, что такие домашние хозяйства «проедают» накопленное богатство, распродавая имущество и снимая средства с банковских

депозитов, или живут за счет займов.

 


 

Если же рассматривать сектор домашних хозяйств в целом, то весь их текущий располагаемый доход делится на потребляемую и сберегаемую части. При изменении величины располагаемого дохода изменяются и величина расходов на текущее потребление, и величина сбережений.

Величина потребительских расходов зависит не только от вели- чины располагаемого дохода, но и от того, в какой пропорции он де- лится на потребляемую и сберегаемую части.

Отношение прироста расходов на потребление к приросту

располагаемого дохода называется предельной склонностью к по- треблению (МРС – от англ. marginal propensiti to consume). Она отра- жает долю прироста располагаемого дохода, направляемую на допол- нительное потребление:


 

МРС=


C .

DI


Отношение прироста объема сбережений к приросту величины располагаемого дохода называется предельной склонностью к сбе- режению (MPS – от англ. marginal propensity to save). Она показывает

долю прироста сбережений в приросте располагаемого дохода:


 

MPS=


S .

DI


Весь располагаемый доход и прирост его величины делятся только на две части – потребляемую и сберегаемую. Поэтому

MPC+MPS=1; MPC=1–MPS; MPS=1–MPC.

Функции потребления и сбережений с учетом этого выглядят так:

С=МРС·DI; S=MPSDI.

В макроэкономическом анализе используются средние для всего

сектора домашних хозяйств значения MPC и MPS. Они отличаются от этих показателей, характеризующих отдельные категории домашних хозяйств. Согласно статистике, домашние хозяйства с низкими дохода-

ми тратят на потребление большую их долю, чем богатые домохозяйст-

ва. В отношении сбережений картина прямо противоположная. Чем меньше доходы, тем меньшая их доля сберегается. Самые бедные хозяй- ства вообще ничего не сберегают, а часть из них даже потребляет боль- ше, чем получает, то есть живут в долг.

Расходы на потребление в каждом периоде зависят также от то- го, сколько домашние хозяйства расходуют, используя прошлые сбе- режения либо заимствования. Наличие сбережений и возможность за- имствований позволяет осуществлять расходы на потребление,

 

 


 

превышающие текущий доход, и даже при нулевом текущем распола- гаемом доходе. Таким образом, совокупные расходы на потребление состоят из двух частей:

первая часть – расходы, источником которых является теку- щий располагаемый доход. Их величина находится в прямой зависи- мости от величины располагаемого дохода и предельной склонности к потреблению;

вторая часть – расходы, источником которых являются про- шлые сбережения, накопленное имущество либо заимствования (ис- точником заимствования одних домашних хозяйств являются сбере- жения других домашних хозяйств). Их величина не зависит от величины текущего располагаемого дохода. Эта часть расходов на по- требление называется автономной (Са – от англ. autonomy).

Соответственно автономными (Sa) называются сбережения, ве- личина которых не зависит от величины текущего располагаемого дохода, то есть это сбережения, сделанные в прошлых периодах. Так

как источником автономной части расходов на потребление являются

прошлые сбережения, то при их использовании величина последних уменьшается на величину дополнительных автономных расходов на потребление (Са=–Sa).

С учетом этого функции расходов на текущее потребление и сбережений имеют следующий вид:

С=Са+МРСDI;

S=Sа + MPSDI.

Са и – Sa – это объемы потребления и сбережений при нулевом

текущем доходе, то есть не зависимые от него их величины.

В связи с тем, что расходы сектора домашних хозяйств на теку- щее потребление состоят из двух частей, то предельные склонности к потреблению и сбережению следует отличать от средних склонностей к потреблению и сбережению.

Средняя склонность к потреблению (АРС – от англ. average propensiti to consume) измеряется отношением суммы расходов на по- требление к величине текущего дохода

АРС= Ca + MPC DI = Ca +MPC.

DI DI

Средняя склонность к сбережению (APS – от англ. average propensity to save) измеряется отношением суммы сбережений к вели-

чине текущего располагаемого дохода

 

 


 

 

АРS= Sa + MPS DI = − Sa +MPS.

DI DI

Сравнение формул APC и MPC показывает, что при наличии ав-

тономной части потребления APC > MPC.

При отсутствии автономной части потребления средняя склон-

ность к потреблению равна предельной


APC= Ca + MPC DI =

DI


 

0 + MPC = MPC. DI


При отсутствии автономной части потребления зависимость по-

требления от величины текущего располагаемого дохода наглядно отображается кривой потребления, которая представляет собой луч, проведенный из начала координат с углом наклона, равным предель- ной склонности к потреблению (МРС). Биссектриса, проведенная из начала координат, отражает ситуацию, при которой весь располагае- мый доход расходуется на текущее потребление (C=DI) без учета ав- тономного потребления (рис. 64).


 

 

С,S(руб.)

 


 

 

MPC


 

MPS


 

 

C=DI S

 

 

C


 

 

C=MPC·DI

 

DI(руб.)


При наличии авто- номной части потребления кривая потребления берет свое начало из точки на оси ординат, отражающей ее величину (кривая авто- номной части потребления представляет собой ли- нию, параллельную оси абсцисс). Угол наклона кривой общих расходов на потребление равен МРС. Соответственно наклон


Рис. 64.Функции потребления и сбережений

без учета автономного потребления


кривой сбережений будет равен предельной склон-


ности к сбережению (MPS). Ее начало будет находиться в отрицатель- ной области оси ординат. Это означает, что часть прошлых сбереже- ний расходуется на текущее потребление.

Допустим, функции потребления и сбережений задаются сле-

дующими уравнениями:

C=20+0,75DI; S= –20+0,25DI.

 

 


 

Тогда функции потребления и сбережений графически будут иметь вид, показанный на рис. 65.

По вопросу о том, чем определяются склонности людей к теку-


C,S(руб.)

 

MPC=0,75 20


 

C=Сa+MPC⋅DI

 

Ca


щему потреблению и к сбе- режениям, а значит, пропор- ции, в которой текущие до- ходы распределяются между потреблением и сбережения- ми, в экономической теории существуют различные объ- яснения. Наиболее извест- ными являются кейнсианская


S=–Sa+MPS⋅DIи классическая концепции


 

–20


 

MPS=0,25


DI(руб.) Sa


потребления и сбережений.

Дж. Кейнс исходил из того, что потребление до- машних хозяйств зависит


Рис. 65.Функции потребления и сбереже-

ний с учетом автономного потребления


только от абсолютной ве- личины текущего распола- гаемого дохода. Пропорция


же, в которой текущий располагаемый доход делится на потребляемую и сберегаемую части, определяется, по Кейнсу, не объективными, а субъективными факторами (привычками, традициями, психологиче- скими склонностями субъектов). В связи с этим Дж. Кейнс сформули- ровал «основной психологический закон»: «Психология общества такова, – пишет он, – что с ростом совокупного реального дохода уве- личивается и совокупное потребление, однако не в такой же мере, в какой растет доход». Такая связь между изменением дохода и измене- нием потребления, по Кейнсу, является обратимой, то есть она имеет место не только при росте дохода, но и при его уменьшении. В общем виде эту связь можно сформулировать так: если изменяется доход, то в том же направлении изменяется и потребление, но в мень- шей, чем изменение дохода, степени.

Поэтому в соответствии с кейнсианской трактовкой склонно-

стей людей к потреблению и сбережениям, по мере увеличения абсо- лютной величины располагаемого дохода снижается предельная и средняя склонности к потреблению. Из этого следует, что расширение производства и предложения потенциально содержит возможность перепроизводства, так как все меньшая доля произведенной продукции потребляется домашними хозяйствами.

 

 


 

Однако эта гипотеза подтверждается на практике только в от- ношении коротких периодов – 2–4 года. Статистические данные за более длительные промежутки времени не показывают снижения пре- дельной склонности к потреблению. Для ряда высокоразвитых стран характерно, что предельная склонность к потреблению находится на уровне 0,8–0,9.

Пропорции, в которых располагаемый доход распределяется на текущее потребление и сбережения, представителями классического направления в экономической теории объясняются различиями во временных предпочтениях людей, а именно тем, чему люди отдают предпочтение при постоянстве его величины – текущему или буду- щему потреблению.

Решение сберегать часть текущего дохода люди принимают в большинстве случаев для того, чтобы в будущем иметь возможность потреблять больше, чем позволит текущий доход (для покупки доро- гостоящих товаров, обеспечения старости, страхования от непредви- денных обстоятельств, помощи детям и внукам в будущем и т.п.). Готовность сберегать (предпочтение будущего потребления) больше или меньше текущего дохода у разных людей различна. Не- которые люди руководствуются правилом «лучше синица в руках, чем журавль в небе».

В зависимости от индивидуальных временных предпочтений, которыми определяется степень склонности к сбережению, различают потребителей с положительными, отрицательными и нулевыми вре- менными предпочтениями.

Потребители, которые согласны отказываться расходовать в на- стоящем определенную часть текущего дохода только при условии, что в будущем будут иметь возможность израсходовать большую до-

полнительную сумму, чем сберегли, относятся к потребителям с по-



2015-11-10 1205 Обсуждений (0)
Потребительский спрос и факторы, его определяющие 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Потребительский спрос и факторы, его определяющие

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1205)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)