Ложительными временными предпочтениями
Потребители, которые готовы сберегать часть текущего дохода, даже если в будущем они смогут израсходовать такую же сумму, ка- кую сберегли, имеют нулевые временные предпочтения. Отрицательные временные предпочтения имеют те потреби- тели, которые по каким-либо причинам согласны на сбережения, кото- рые возвратятся в будущем в меньшем размере. Таких людей, скорее всего, не много. Большинство людей с положительными временными предпоч- тениями. При этом для потребителей с положительными временными предпочтениями характерно, что чем большая сумма располагаемого
дохода сберегается, тем большей должна быть компенсирующая со- кращение текущего потребления величина будущих сверхдоходных расходов. Величина будущих сверхдоходных расходов, которая необхо- дима для компенсации сокращения расходов на текущее потребление на одну единицу, называется предельной нормой временного пред- почтения (MRTP – marginal rate of time preference) или предельной нормой замещения текущего потребления будущим. Это – величина дополнительных будущих расходов на потребление, компенсирующая снижение текущего благосостояния из-за отказа от дополнительной единицы расходов на текущее потребление. Если будущие дополнительные расходы на потребление обозна- чить Cf, расходы на текущее потребление – Cp, то MRTP= − ∆Сf . ∆Cp MRTP отражает готовность потребителей сберегать опреде- ленную часть текущего дохода. Однако она не всегда совпадает с воз- можностью обеспечить компенсацию отказа от текущего потребле- ния будущими сверхдоходными расходами в соответствии с их индивидуальной степенью (нормой) временных предпочтений. Возможности трансформации текущего потребления в буду- щие сверхдоходные расходы определяются величиной процентной ставки (r). Если S – сбережение за счет отказа расходовать часть текущего дохода, Ср – расходы на текущее потребление, a Cf – компенсирующие этот отказ потребительские расходы в следующем году, то величина сверхдоходных расходов в будущем году будет равна Cf=S+S⋅r=S⋅(1+r), или Cf=(DI–Cp)(1+r). Таким образом, в соответствии с классической концепцией, ве- личина сбережений и будущих сверхдоходных расходов находится в прямой зависимости от ставки процента. Соответственно величина расходов на текущее потребление находится в обратной зависимости от ставки процента. Чем она выше, тем больше стимулы сберегать те- кущий располагаемый доход, тем меньше объем текущего потребле- ния домашних хозяйств. Правда, эта связь между ставкой процента и объемом сбережений не постоянна. Это обусловлено действием эф- фектов двух типов при повышении ставки процента: эффекта замеще- ния текущего потребления будущим и эффекта дохода. Эффект замещения проявляется в готовности потребителей сокращать долю расходов на текущее потребление и увеличивать долю текущего дохода, направляемую на сбережения.
Эффект дохода проявляется в том, что при повышении ставки процента прежние сберегаемые суммы могут обеспечить больший объем, а меньшие сберегаемые суммы – прежний объем сверхдоходно- го потребления в будущем, что побуждает увеличивать текущее по- требление и сокращать сбережения. При постоянной величине текущего располагаемого дохода объем сбережений определяется соотношением сил указанных эффек- тов. При очень высокой ставке процента действие эффекта дохода мо- жет «подавить» действие эффекта замещения текущего потребления будущим. Склонность к сбережениям снизится, а склонность к потреб- лению возрастет. Итак, и у кейнсианцев и у классиков (несмотря на различные объяснения ими мотивов распределения текущего располагаемого до- хода на потребляемую и сберегаемую части) главными факторами, определяющими объем потребительского спроса, являются величина текущего располагаемого дохода и предельная склонность домашних хозяйств к потреблению. Объемы текущего потребления и сбережений зависят от вели- чины располагаемого дохода и у кейнсианцев и у неоклассиков. Склонность же к сбережениям у кейнсианцев зависит от психологиче- ских факторов, а у классиков – от ставки процента. Этими различиями во взглядах на сбережения обусловлены и различия в моделях равно- весия национального рынка благ.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (634)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |