План:
1. Связь функций речи и общей и мелкой моторики.
2. Основные группы речевых расстройств
3. Расстройства речи, связанные с нарушениями слуха.
4. Недоразвитие речи или утрата ранее имевшейся речи.
Практическое задание:
1.Дать периодизацию общего недоразвития речи.
2. Выписать основные признаки общего недоразвития речи в дошкольном возрасте.
3. Подготовить конспект работы Левина Р.Е., Никашина Г.А. Общее недоразвитие речи
Литература:
№ 10, 17, 22, 25, 30.
3.4. Самостоятельная работа студентов
Темы для самостоятельной работы
| Кол-во часов
| План изучаемой темы
| Методическое обеспечение
| Форма самостоятельной работы
| Ключевые вопросы
| Формирование умений и навыков
| Форма отчетности
|
Начальные периоды речевого онтогенеза
|
| 1. Врожденные предпосылки речи
2.Первичные детские вокализации: гуление и лепет
3.Детский лепет, его фонетическое богатство и разнообразие
4.Появление псевдосинтагмы, ее связь с протознаками
| Основная литература: 1, 3, 4
Дополнительная литература: 4, 6, 7, 9
| Реконструктивный
| 1. Акустические особенности,вариативность младенческих криков и основные характеристики гуления
2. Освоение эмоционально-выразительного вокализма родной речи
3. Развитие и изменение лепетных структур
| Формирование навыков работы с информативными источниками.
Формирование исследовательских навыков.
| 1.Устные ответы на семинарском занятии.
2.Схема- характеристика первичных детских вокализаций.
3. Схема периодизации детского лепета.
|
Закономерности овладения звуковой формой слова
|
| 1. Развитие координации акустических и артикуляционных образов
3.Образование фонологической системы у детей
4.Закономерности освоения артикуляционной стороны речепроизводства.
5.Типология речевых ошибок, характерных для детской речи
| Основная литература: 1, 3, 4
Дополнительная литература: 4, 6, 7, 9
| Реконструктивный
| 1.Формирование предпосылок для овладения фонематическим слухом.
2. Понятие о дифференциальных фонологических признаках звуков
3. Фонетический состав первых слов, особенности их слоговой структуры
| Развитие навыков аналитической и обследовательской работы.
| 1.Составить схему последовательности появления в речи ребенка звуков родного языка.
2. Представить в виде схемы последовательность различения звуков на слух.
3. Указать типологию фонетических ошибок, характерных для речи детей дошкольного возраста.
|
Формирование лексического строя в онтогенезе
|
|
1.Характеристика начального детского лексикона
2. Переход от звукоподражательных и протослов к нормативным словам
3. Процесс овладения знаковой природой слова
4. Особенности толкования слов детьми, возможные способы их семантизации
| Основная литература: 1, 3, 4
Дополнительная литература: 4, 6, 7, 9
| Реконструктивный
| 1.Диссоциация в развитии активного и пассивного словаря ребенка. 2.Генерализация языковых явлений
3.Характеристика языковых средств детской речи
4.Усвоение лексико-семантических вариантов слова.
| 1 .Формирование навыков работы с информативными источниками.
2.Формирование навыков публичного представления работы.
3. Развитие навыков аналитической работы
| 1.Составить схему «Основные этапы развития детского словаря».
2. Составить схему «Последовательность формирования обобщающей функции слова».
|
Овладение грамматическим строем речи
|
| 1. Практическая грамматика детской речи, ее отличие от грамматики взрослых
2. Основные тенденции в развитии грамматических форм
3. Развитие словообразования
4. Развитие синтаксиса детской речи
| Основная литература: 1, 3, 4
Дополнительная литература: 4, 6, 7, 9
| Реконструктивный
| 1.Процесс овладения грамматическими правилами
2. Детское словотворчество как особый феномен речи
3.Периоды развития синтаксиса
| 1.Формирование навыков работы с информативными источниками.
2.Формирование навыков публичного представления работы.
3. Развитие навыков аналитической работы.
| 1.Составить схему «Иерархия усвоения детьми морфологических категорий языка».
2. Составить схему словообразовательных инноваций в детской речи.
3. Подготовить конспект Шахновича А.М., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики
|
Становление связной речи
|
| 1. Эгоцентрическая речь.
2. Автономная детская речь в теории Л.С. Выготского
3. Ситуативный этап развития речи.
4. Усвоение техники построения диалога.
5 Монологическая речь дошкольника.
| Основная литература: 5, 7
Дополнительная литература:4, 6
| Реконструктивный
| 1.Этапы становления и изменения форм связной речи в ходе развития.
2. Усвоение техники построения диалога
3. Переход от спонтанных мини-диалогов к развернутым формам диалогической речи.
4.Репродуцирующая и произвольная фазы монологической речи детей
| 1.Формирование навыков работы с информативными источниками.
2. Развитие навыков аналитической работы.
| 1.Составить схему «Основные этапы становления связной речи ».
2. Составить схему «Параметры оценки монологической и диалогической форм речи».
3. Составить реферат на тему «Особенности психологического строения внутренней речи».
|
Патологическое развитие речи
|
| 1. Связь функций речи и общей и мелкой моторики.
2. Основные группы речевых расстройств
3. Расстройства речи, связанные с нарушениями слуха.
4. Недоразвитие речи или утрата ранее имевшейся речи.
| Основная литература: 5, 7
Дополнительная литература:4, 6
| Реконструктивный
| 1.Периодизация общего недоразвития речи (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева).
2.Особенности психической деятельности детей с недоразвитием речи
| 1.Формирование навыков работы с информативными источниками.
2. Развитие навыков аналитической работы.
| 1.Дать периодизацию общего недоразвития речи.
2. Выписать основные признаки общего недоразвития речи в дошкольном возрасте.
3. Подготовить конспект работы Левина Р.Е., Никашина Г.А. Общее недоразвитие речи
|
3.2. Требования к зачёту.
Зачёт проходит в традиционной форме в виде устных ответов студентов на вопросы.
Вопросы к зачету
1. Детская речь как предмет научного исследования.
2. Терминологическая основа курса.
3. Предмет, цель и задачи курса, его место в системе других научных дисциплин.
4. Первые систематические описания описания детской речи.
1. Теория оперантного обуславливания в овладения языком (Б. Скиннер).
2. Теория врожденных знаний (Н. Хомский, Д. Макнил, Д. Слобин).
3 Когнитивная теория усвоения языка.
5. Социально-прогностическое направление в изучении предпосылок усвоения
языка.
6. Концепция Л.С. Выготского о развитии речи как специфической деятельности.
7. Соотношение речи и мышления.
8. Вербальная регуляция поведения человека (АР. Лурия).
9. Проблема генезиса речевой деятельности.
10.Значение как центральная категория онтогенеза речи
11.периодизация речевого развития ребенка.
12.Начальные фазы речевого онтогенеза.
13. Биологические факторы и социальные условия развития речи.
14.Характеристика детского лепета, развитие и изменение лепетных структур.
15. Последовательность освоения звуков речи в онтогенезе.
1б.Первые элементы становления морфологии, появление морфологически значимых единиц.
17.Словообразование в детской речи.
18.Развитие синтаксических механизмов речи.
19.Этапы развития связной речи, изменение форм связности в ходе онтогенеза.
20. Усвоение техники ведения диалога и монолога.