Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Для чего нужны организации



2015-11-10 1507 Обсуждений (0)
Для чего нужны организации 0.00 из 5.00 0 оценок




А.П. Андруник, М.Ю. Вышенский,

В.В. Грабский, Е.М. Долгополов

 

 

ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ

МЕНЕДЖМЕНТ

 

Учебное пособие

 

Пермь 2014


ББК 65.291.21

А 41

Рецензенты:

д. экон. н., проф. В.П.Черданцев

к.экон.н., доц. О.И.Агеева

Андруник В.П.

А41 Введение в профессию. Менеджмент: учеб. пособие / А.П.Андруник, М.Ю.Вышенский, В.В.Грабский, Е.М.Долгополов. – Пермь, ПИ (ф) РЭУ им. Г.В.Плеханова, 2015. – 465 с.

 

ISBN 978-5-89919-161-9

 

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата «Менеджмент». Учебная дисциплина «Введение в профессию» является обязательной учебной дисциплиной вариативной части профессионального цикла дисциплин по направлению «Менеджмент» и в определенной мере интегрирует содержание основных дисциплин подготовки будущего руководителя. Студенту с первых дней обучения в вузе предоставляется возможность получить представление о своей будущей профессии, ознакомиться с некоторыми правилами и процедурами выполнения профессиональных обязанностей, с требованиями к профессиональным и личностным качествам, которыми должен обладать будущий менеджер, с содержанием вузовской образовательной программы подготовки, включая выпускную квалификационную работу. Содержание учебного пособия позволит студенту проявить интерес к изучению дисциплин учебного плана и формированию своих личностных и профессиональных качеств.

 

ББК 65.291.21

 

Печатается по решению научно-методического совета Пермского института (филиала) ФГБОУ ВПО «Российский государственный экономический университет имени Г.В. Плеханова»

 

ISBN 978-5-89919-161-9 © Андруник А.П., Вышенский М.Ю.,

Грабский В. В., Долгополов Е.М. 2014

содержание

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 7

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И СОДЕРЖАНИЕ
СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА.......................................................... 11

1.1. Общее представление об организации и менеджменте.............. 11

1.1.1. Для чего нужны организации...................................................... 12

1.1.2. Особенности современного производства............................... 15

1.1.3. Классификация организаций....................................................... 22

1.1.4. Организационно-правовая форма организаций..................... 25

1.1.5. Управление организацией............................................................ 35

1.1.5.1. Процессный подход к управлению организацией...... 36

1.1.5.2. Системный подход к управлению организацией........ 82

1.1.5.3. Ситуационный подход к управлению организацией. 88

1.1.5.4. Стратегическое управление организацией................... 89

1.1.6. Виды управленческой деятельности менеджера................... 92

1.1.7. Менеджер и предприниматель.................................................... 97

1.1.8. Модель требований к современному менеджеру.................. 99

1.1.9. Стили управления руководителей........................................... 101

1.1.10. Лидерство в научном менеджменте...................................... 102

1.1.11. Жизненные цели руководителя и цели бизнеса................ 113

1.1.12. Каких качеств недостает российским менеджерам......... 116

1.2. Научные основы менеджмента........................................................ 119

1.2.1. Возникновение классической теории менеджмента.......... 119

1.2.2. Школы человеческих отношений
и поведенческой науки........................................................................... 121

1.2.3. Системный и ситуационный подходы.................................... 122

1.2.4. Школа науки управления........................................................... 124

1.2.5. Процессный подход в менеджменте........................................ 124

1.2.6. Развитие научной системы управления
в Советской России.................................................................................. 125

1.2.7. Практическая функция менеджмента...................................... 132

1.2.8. Разделы менеджмента................................................................. 133

1.2.9. Методы научных исследований в менеджменте................ 135

2. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ОРГАНИЗАЦИИ 146

2.1. Управление организацией, направленное на успех................. 146

2.2. Процессы стратегического управления организацией............ 154

2.2.1. Определение миссии.................................................................... 155

2.2.2. Постановка целей развития организации.............................. 156

2.2.3. Анализ внешней среды организации....................................... 160

2.2.3.1. Определение и анализ действия
конкурентных сил в отрасли......................................................... 160

2.2.3.2. Определение основных движущих сил в отрасли..... 189

2.2.3.3. Выявление наиболее сильных
и слабых конкурентов..................................................................... 197

2.2.3.4. Определение ключевых факторов успеха (КФУ)
в конкурентной борьбе.................................................................... 207

2.2.3.5. Определение привлекательности отрасли.................. 208

2.2.4. Анализ внутренней среды организации................................. 211

2.2.4.1. Оценка эффективности действующей стратегии....... 211

2.2.4.2. Определение сильных и слабых сторон
организации........................................................................................ 219

2.2.4.3. Анализ издержек и конкурентоспособности цен....... 223

2.2.4.4. Оценка конкурентного положения организации....... 228

2.2.4.5. Анализ возникающих у организации проблем.......... 230

2.2.5. Конкурентные стратегии узкоспециализированных организаций 233

2.2.6. Выбор конкурентных стратегий
в узкоспециализированных организациях....................................... 245

2.2.7. Конкурентные стратегии диверсифицированных организаций 252

2.2.8. Выбор конкурентных стратегий в диверсифицированных организациях с помощью матричных моделей 259

2.2.8.1. Матрица БКГ....................................................................... 259

2.2.8.2. Многокритериальная матрица МакКинзи.................. 262

2.2.8.3. Матрица жизненного цикла отрасли............................ 269

2.2.9. Управление достижением стратегических целей организации 303

2.2.9.1. Управление достижением стратегических целей организации на высшем уровне 305

2.2.9.2. Управление достижением стратегических целей организации функциональными видами деятельности организации........................................................................................ 308

2.3. Управление человеческими ресурсами в стратегическом менеджменте 322

2.3.1. Понятие и содержание управления человеческими ресурсами. 322

2.3.2. Основные принципы стратегического управления человеческими ресурсами 329

2.3.3. Этапы управления человеческими ресурсами..................... 350

2.4. Стадии жизненного цикла организации........................................ 352

2.4.1. Стадия предпринимательства................................................... 354

2.4.2. Стадия коллективности............................................................... 357

2.4.3. Стадия формализации................................................................. 358

2.4.4. Стадия совершенствования....................................................... 360

2.4.5. Принципы развития успешных организаций........................ 364

3. СОДЕРЖАНИЕ ВУЗОВСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ 376

3.1. Характеристика профессиональной деятельности
бакалавров.................................................................................................... 376

3.2. Требования к результатам освоения основных
образовательных программ бакалавриата......................................... 378

3.3. Требования к структуре основных образовательных
программ бакалавриата............................................................................ 384

3.4. Рабочие учебные планы подготовки бакалавров-
менеджеров.................................................................................................... 385

4. ВЫПУСКНЫЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ РАБОТЫ
СТУДЕНТОВ-МЕНЕДЖЕРОВ...................................................................... 387

5. ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
СТУДЕНТА-МЕНЕДЖЕРА............................................................................ 388

5.1. Выбор темы ВКР.................................................................................. 388

5.2. Цели и задачи ВКР.............................................................................. 389

5.3. Структура и объем ВКР..................................................................... 390

5.4. Содержание ВКР по разделам......................................................... 391

5.4.1. Введение.......................................................................................... 391

5.4.2. Теоретические и методические основы управления человеческими ресурсами 392

5.4.2.1. Теоретические основы управления
человеческими ресурсами.............................................................. 392

5.4.2.2. Методы исследований управления
человеческими ресурсами.............................................................. 394

5.4.3. Анализ состояния управления человеческими ресурсами
в организации............................................................................................ 395

5.4.3.1. Общая характеристика организации............................ 395

5.4.3.2. Анализ труда и социального развития
человеческих ресурсоворганизации.......................................... 395

5.4.3.3. Анализ стратегического плана развития
организации........................................................................................ 396

5.4.3.4. Анализ плана формирования человеческих
ресурсов............................................................................................... 397

5.4.3.5. Анализ плана развития человеческих ресурсов........ 397

5.4.3.6. Анализ плана повышения качества
трудовой жизни................................................................................. 397

5.4.3.7. Выводы.................................................................................. 398

5.4.4. Разработка проекта управления реализацией
стратегии развития человеческих ресурсов организации........... 398

5.4.4.1. Управленческая функция – планирование.................. 399

5.4.4.2. Управленческая функция – организация..................... 400

5.4.4.3. Управленческая функция – мотивация......................... 401

5.4.4.4. Управленческая функция – контроль........................... 401

5.4.4.5. Связующая управленческая функция –
коммуникация.................................................................................... 402

5.4.4.6. Экономическая оценка проектных решений
и инвестиций в человеческий капитал........................................ 403

5.4.5. Заключение..................................................................................... 403

5.4.6. Библиографический список использованных
источников................................................................................................. 404

5.4.7. Приложения.................................................................................... 404

5.5. ВКР в форме НИР................................................................................. 405

5.6. Комплексные ВКР................................................................................ 406

5.7. Основные этапы и сроки выполнения ВКР................................... 407

5.8. Изложение текстового материала................................................... 409

5.9. Требования к иллюстрациям............................................................ 416

5.10. Руководитель ВКР............................................................................. 418

5.11. Внешнее рецензирование ВКР....................................................... 420

5.12. Подготовка ВКР к защите............................................................... 422

5.13. Структура и описание документов для допуска ВКР
к защите.......................................................................................................... 423

5.13.1. Заказ от производства на ВКР................................................ 424

5.13.2. Справка о внедрении результатов ВКР............................... 424

5.13.3. Отзыв руководителя ВКР......................................................... 425

5.13.4. Рейтинг самооценки ВКР.......................................................... 426

5.13.5. Доклад выпускника на защите ВКР...................................... 427

5.14. Порядок защиты ВКР....................................................................... 428

6. ГЛОССАРИЙ.................................................................................................. 431

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК............................................................ 441

ПРИЛОЖЕНИЯ.................................................................................................. 447


ВВЕДЕНИЕ

Менеджеры – это руководители организаций (предприятий) и их структурных подразделений. Это одна из самых распространенных профессий в стране. Так, в 2007 г. количество предприятий в экономике России составляло более 4,5 млн. В них было занято около 70 млн человек, 7,4 % которых яв­ля­лись руководителями. Профессиональной подготовкой ме­недже­ров в вузах бывшего СССР не занимались. Руководителями, как правило, становились выпускники инженерно-технических и инженерно-экономических специальностей. С переходом России к рыночным отношениям менеджеров стали готовить около 500 вузов страны.

Высшее профессиональное образование является частью экономики. На основе разделения труда оно обособилось от бизнеса в самостоятельную сферу и создает человеческий капитал, который является главной производительной силой общества. От уровня профессионального образования, особенно управленческого капитала, зависит состояние экономики: ее технологический уровень, темпы роста, доходы населения, качество жизни людей.

Состояние экономики – это зеркало управления. Уровень ее высокого развития объясняется успешным управлением. Причины отставания экономики нужно искать прежде всего в людях, которые управляют предприятиями. Успехи и неудачи предприятий – это главным образом успехи и неудачи менеджмента. Если предприятие работает плохо и нерентабельно, его новый собственник меняет не рабочих, а руководство предприятия.

Развитие экономики и подготовка управленческих кадров в вузах – это взаимосвязанные процессы. Если они сбалансированы, в экономике происходит синергетический эффект. Если такого баланса нет, то темпы и уровень развития экономики будут низкими, а подготовка менеджеров в вузах становится не соответствующей требованиям экономики. Между тем существующий уровень подготовки менеджеров в российских вузах недостаточен. Получив диплом менеджера, они оказываются неподготовленными к работе даже на низших ступенях управления. Для менеджеров эта ступень является стартовой площадкой для карьерного роста. Можно представить разочарование молодого специалиста-менеджера или бакалавра по менеджменту, которому после вуза нигде не предлагают должность руководителя коллектива. В лучшем случае он находит себе работу в роли продавца за прилавком магазина или вещевого рынка, которого почему-то называют созвучным с его профессией словом «менеджер по продажам». Не имея практической возможности применения полученных в вузе знаний, он постепенно теряет свои знания и часто навсегда покидает поле выбранной им профессиональной деятельности. Статистика показывает, что только 18 % выпускников вузов работают непосредственно по специальности. В стране возник огромный переизбыток менеджеров и экономистов, не подготовленных к своей профессио-нальной работе. Ежегодный их выпуск составляет около 1800 тыс. человек, или около 30 % от всех выпускников высшей школы[1]. Такие процессы в России происходят в то время, когда уровень профессиональной подготовки руководителей российских предприятий очень низкий. Как отмечает профессор Открытого университета профессиональных инноваций РАЕН М. И. Магура, «максимум 15 % руководителей в стране получили хотя бы начальную подготовку в области менеджмента. В условиях кризиса большинство компаний вообще прекратили любое обучение своих руководителей»[2]. Таким образом, в стране возник не переизбыток в подготовке менеджеров, а образовался громадный дефицит хорошо подготовленных профессиональных менеджеров, готовых возглавить низшую ступень управления в организациях. От этого страдает российская экономика, ее эффективность и конкурентоспособность производимых товаров и услуг на российском и мировом рынках.

С 2011/2012 учебного года российские вузы перешли на двухуровневую систему подготовки менеджеров. Вместо специальности «Менеджмент организации» введено направление «Менеджмент». Первой ступенью этого направления со сроком обучения четыре года по очной форме или пять лет по заочной является бакалавр менеджмента. Второй ступенью, со сроком обучения два года, является магистр менеджмента. Для подготовки менеджеров Министерство высшего профессионального образования и науки РФ подготовило соответствующие Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) высшего профессионального образования (ВПО), в соответствии с которыми вузы самостоятельно разрабатывают рабочие учебные планы, определяют перечень учебных дисциплин, составляют рабочие программы и учебно-методические комплексы, учебники и учебные пособия, определяют формы и содержание текущего и заключительного контроля знаний и выпускной квалификационной работы. После ее успешной защиты перед государственной аттестационной комиссией студенту присваивается соответствующая квалификация. Самостоятельно решая эти вопросы, каждый вуз должен стремиться к подготовке конкурентоспособных руководителей, востребованных на рынке труда. Для этого вузам совместно с работодателями предоставлено право самостоятельно включать в учебные планы до 50 % учебных дисциплин.

За период обучения в вузе студенты-бакалавры должны изучить более 50 учебных дисциплин по трем циклам:

· гуманитарному, социальному и экономическому;

· математическому и естественному;

· профессиональному.

На первых двух курсах студент в основном изучает дисциплины только первых двух циклов, а в последующие два года – дисциплины профессионального цикла. Первокурсники еще не представляют особенности профессии менеджера и содержания своей будущей работы. Настоящее учебное пособие является комплексным междисциплинарным предметом и в определенной мере интегрирует содержание основных дисциплин подготовки будущего руководителя. Оно позволяет студенту представить практические действия менеджеров в различных ситуационных условиях, связанных с таким многогранным явлением, как управление организацией или ее подразделением. Уже с первых дней обучения в вузе её предоставляется возможность получить представление о своей будущей профессии, ознакомиться с некоторыми правилами и процедурами выполнения профессиональных обязанностей, с требованиями к профессиональным и личностным качествам, которыми должен обладать будущий менеджер, с содержанием вузовской образовательной программы подготовки, включая выпускную квалификационную работу. Такое содержание учебного пособия позволит студенту проявить интерес к изучению дисциплин и формированию своих личностных и профессиональных качеств.

Целью курса «Введение в бакалавриат по направлению “Менеджмент”» является ознакомление студентов с содержанием своей будущей профессии, с личностными и профессиональными требованиями к руководителю, с дисциплинами, которые формируют специальные знания и умения, и содержанием выпускной квалификационной работы.

 

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И СОДЕРЖАНИЕ
СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

1.1. Общее представление
об организации и менеджменте

Менеджмент – управление производством (организацией). Менеджер (англ. manaqer) – наемный управляющий, руководитель организации. Организации в менеджменте являются объектом управления, причиной существования менеджеров – субъектов управления, основой формирования одной из самых многочисленных профессий в обществе – менеджеров. Современная рыночная экономика состоит из множества самостоятельно действующих производств, представленных в виде отдельных организаций (предприятий), каждое из которых занимается выпуском одного или нескольких видов благ. Понятия предприятие и организация в системе менеджмента – синонимы.

Под организацией понимается группа людей (два и более человека), деятельность которых сознательно координируется для достижения личных и организационных целей. Управление организацией – это прежде всего управление людьми. Это определение относится к формальной организации. Внутри крупных формальных организаций существуют неформальные группы, которые возникают спонтанно на основе симпатий или антипатий людей друг к другу или каких-то общих интересов, увлечений, хобби. Они могут регулярно встречаться, взаимодействовать друг с другом, иметь общие цели и добиваться их осуществления. Но у них нет менеджеров. Руководство неформальными группами осуществляется одним из членов группы, который, благодаря своим личностным качествам, имеет наибольший авторитет в группе и становится ее лидером. Лидерские качества такого человека дают ему возможность влиять на поведение других ее членов и эффективно управлять неформальной группой. В дальнейшем под организацией мы будем подразумевать только формальные группы людей, управление которыми осуществляется менеджерами.

Для чего нужны организации

Организации создаются для производства благ, кото­рые приобретают форму отдельных товаров или услуг (рис. 1.1).


Рис. 1.1. Основные элементы производства благ в организациях

Под благом понимается все то, что востребовано людьми, удовлетворяет их потребности, приносит им пользу, доставляет удовольствие. Благо, произведенное отдельной орга­низа­ци­ей, среди множества других подобных ему на рынке может быть востребовано потребителем только при условии, если оно имеет конкурентное преимущество, т. е. создает потребителю дополнительную сравнительно с бла­гами других организаций ценность. Блага делятся на частные и общественные. Свойством частных благ является их делимость, т. е. у них есть индивидуальные пользователи, или к ним может быть применен принцип исключения, в соответствии с которым блага могут производиться только частными организациями и предоставляться только тем, кто готов за них платить. Такие организации называются коммерческими. Целью их производства является получение прибыли.

К общественным благам относятся те, к которым не применим принцип делимости или исключения. Производством таких благ занимаются общественные организации и государство при условии, что они обеспечивают существенные выгоды обществу. К числу общественных благ можно отнести государственное и муниципальное управление, национальную оборону, охрану общественного порядка, уличное освещение, маяки, фундаментальные научные исследования, прогноз погоды и многое другое. Полезность таких благ достается всем людям, которые не могут быть исключены из числа потребителей, даже если отказываются за них платить. Такие организации не являются коммерческими, они не преследуют получение прибыли. Источником их финансирования является государственный бюджет, который формируется за счет налогов, поступающих от коммерческих организаций и физических лиц. Их называют бюджетными организациями. К числу таких организаций относятся учреждения государственного и муниципального управления, начиная от поселкового совета и заканчивая высшими органами управления страной по всем его ветвям, включая администрацию президента страны.

Если частные блага поступают на рынок для продажи, в результате которой они обмениваются на деньги, то такое производство называется товарным. Результатом товарного производства могут быть два вида благ: товары и услуги потребительского назначения и товары и услуги производственного назначения.

Потребительские товары – это товары, предназначен­ные для конечного потребителя: личного, семейного или домашнего использования. Главным их признаком является применение, а не сущность (например, калькулятор или телефон являются потреби­тельскими товарами только в том случае, если приобретаются для личного, семейного или домашнего употребления).

Потребительские услуги делятся на три категории:

1. Услуги, связанные с арендой товаров. К ним относится сдача товаров в аренду на определенный срок (номера в гостини­цах, прокат автомобилей и т. д.).

2. Услуги, связанные с переделкой или ремонтом товара, принадлежащего потребителю (ремонтные услу­ги, парикмахерские, мойка автомобилей, химическая чистка).

3. Оказание личных услуг нетоварного характера, например, ведение бухгалтерии, юридические услуги и обучение.

Товары и услуги производственного назначения приобретаются для использования в производстве других товаров и услуг, для хо­зяйственной деятельности или перепродажи другим потребителям. Экономисты называют их производственными ресурсами или факторами производства. К числу их покупателей относятся, в частности, промышленные, сельскохозяйственные предприятия, строительные, транспортные и торговые организации, госу­дарственные и другие некоммерческие организации.

Товары производственного назначения классифицируются по уровню принятия решений, которые необходимы для совершения по­купки, по величине стоимости, быстроте потребления, роли в про­изводстве и т. д. К ним относятся: здания, сооружения, передаточные устройства, машины, оборудование, транспортные средства, компьютеры, сырье, материалы, полуфабрикаты, инструменты, топливо, энергии, гото­вые детали, производственные запасы.

Услуги производственного назначения делятся на два вида:

1. Услуги по эксплуатации и ремонту, которые включают ок­раску, ремонт оборудования и охрану.

2. Деловые консультационные услуги – это управленческое консультирование, услуги рекламных агентств, бухгалтерские и юридические услуги.

Деление результатов производства на товары и услуги происходит в связи с их различными свойствами. Во-первых, товар носит только вещный характер, в то время как услуга не осязаема (невидима). Услугой в отличие от товара называется вид деятельности или работа, которая не приводит к созданию самостоятельного товара. Во-вторых, товар отличается от услуги тем, чтовремя производства и время потребления товара не совпадают. В связи с этим товар можно накапливать. При производстве услуги часто нельзя отделить производителя от услуги, т. е. время производства и время получения услуги совпадают. В связи с этим сама природа услуг не допускает их хранения и увеличивает риск их производства. Например, при уменьшении спроса на товар его можно производить меньше, но доход от несданного номера гостиницы утрачивается навсегда.

Для про­из­водст­ва благ организации нужны ресурсы:

· земля и все, что с ней связано (непосредственно земля, недра, вода, воздух, животный и растительный мир, космос) – все то, что не оплодотворено человеческим трудом, что принято называть природными ресурсами;

· производственные товары и услуги (здания, сооружения, передаточные устройства, машины, оборудование, транспортные средства, компьютеры, сырье, материалы, полуфабрикаты, инструменты, топливо, энергии, гото­вые детали, производственные запасы, необходимые для повседнев­ного функционирования и др.) – все то, что создано другими организациями в виде производственных товаров и услуг. В бухгалтерском учете они учитываются в виде активов и пассивов, в коммерческих организациях они образуют основной и оборотный капитал организации;

· люди или человеческие ресурсы, которые в виде наемных работников предлагают свои способности интеллектуального и физического труда.

Для коммерческих организаций к приведенному перечню производственных ресурсов добавляется еще предпринимательская способность, под которой понимается труд людей, рискующих своим капиталом, который они вкладывают для производства частного блага.

Под технологией пони­мает­ся объем знаний, умений и навы­ков о способах и средствах преобразова­ния произ­водст­венных ре­сурсов в новые блага. Она включает машины, механизмы, инструменты, процессы, опе­рации и методы, в кото­рых овеществляются накопленные обществом знания, и включает навыки и уме­ния людей, профессионально ов­ла­дев­ших этими знаниями.

Таким образом, менеджеры как руководители организаций имеют дело с конкретным видом блага, которое производит организация, природными ресурсами, производственными товарами, технологией (машинами, процессами) и про­фес­сионально подготовленными людьми.



2015-11-10 1507 Обсуждений (0)
Для чего нужны организации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Для чего нужны организации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1507)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)