Научные основы менеджмента
1.2.1. Возникновение классической теории Предмет менеджмента как науки исторически определился сравнительно недавно – в нач. ХХ в., однако его методологические истоки уходят в прошлое. Менеджмент вобрал в себя научные основы управления и результаты управленческой деятельности многих поколений людей. Процесс управления имел место всегда, как только возникло человеческое общество. В дошедших до нас в античных источниках («Экономикос» Ксенофонта, «Политика» Аристотеля, «О сельском хозяйстве» Колумелы и др.) и в более поздних работах римлян излагаются взгляды на управление и юридические нормы, правила и принципы в отношениях между управляющими и подчиненными. С развитием этих взглядов изменялось содержание управленческих подходов: от признания справедливости рабства и управления рабами до более поздних периодов, которые были основаны на идеях раннего христианства, порицавших рабское угнетение, ростовщичество и проповедовавших равенство и справедливость в отношениях между людьми. В Средневековье основы управления описаны в трудах религиозных деятелей, монахов, организовавших достаточно развитое по тому времени сельскохозяйственное производство и поддерживавших ремесла. Однако управление, покоящееся на внеэкономическом принуждении, не отвечало рыночным отношениям и наемному характеру труда. Возникли идеи, которые называют утопическими, управление производством мыслилось на основе справедливого распределения результатов труда и равенства его участников. Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Роберт Оуэн и другие пытались обосновать принципы и методы такого управления. Дальнейший период общественного развития выдвинул целую плеяду исследователей сущности новых экономических явлений, рыночных отношений, в том числе и возникших проблем управления производством, новых взглядов на отношения управляющих и управляемых, господства и подчинения. Развитие новых отношений собственности – отношений собственника и наемного рабочего – привело к появлению проблем, без решения которых производственная деятельность зачастую не приносила желаемых результатов. Противоречия между наемными рабочими и собственниками капитала вели к неизбежным экономическим потерям и социальным потрясениям. Выход из такого положения управляющие – как практики, так и теоретики – начали искать в совершенствовании отношений распределения, в применении более эффективных принципов стимулирования и оплаты труда, лучшей организации производственного процесса, обучении рабочих более интенсивным и производительным приемам и методам выполнения работ. В таких условиях труд управляющего стал приобретать все более рациональный характер, требовал экспериментов, обмена опытом, научной оценки управленческих решений, научных исследований с последующей проверкой их практикой. В начале ХХ в. складывается новый, научный, подход к организации труда рабочих и административному управлению предприятиями, получивший название классической теории менеджмента, которая объединяет две школы – научной организации управления Ф. Тейлора, Ф. и Л. Гилбретов, Г. Гантта и школу административного управления А. Файоля. Параллельно возникает рациональная бюрократия М. Вебера. Эти концепции развивались постепенно, их истоки можно найти еще в середине Концепция рациональной бюрократии, сформулированная немецким социологом М. Вебером в начале 1900-х гг., считается одной из самых ценных идей в истории развития общества. Она не адресована реальным организациям, а представляет собой общую нормативную модель, к которой должна стремиться любая организация. Организация, по М. Веберу, должна иметь четкое разделение труда, иерархию должностей, стройную систему общих правил и стандартов, дух формалистической безличности официальных лиц, наем, основанный на технической квалификации работников и исключающий возможность деспотических увольнений. Все решения в такой организации должны строиться только на объективной основе. Идеи М. Вебера являлись прямой противоположностью реальному положению дел в организациях того времени. Они оказались настолько живучими, что большинство современных организаций – бюрократии. Идеи научного менеджмента стали широко применяться на крупных американских предприятиях и распространились по всем европейским странам, в том числе и в России. В результате их использования в управлении производством был сделан первый шаг в становлении менеджмента как самостоятельной области научных исследований. 1.2.2. Школы человеческих отношений Научный интерес к менеджменту резко возрос в связи с острейшими экономическими кризисами, депрессией, финансовыми потрясениями и жесткой конкурентной борьбой. Крупные хозяйственные структуры были заинтересованы в таких научных разработках, которые отвечали бы потребностям практики, помогали эффективно управлять, предвидеть ход развития экономической ситуации. Научные принципы управления, сформулированные в работах Ф. Тейлора, А. Файоля и их последователей, уже к нач. 30-х гг. были подвергнуты сомнению представителями школы человеческих отношений (1930–1950) Ч. Бернардом, Ф. Ротлисбергером, У. Диксоном, М. П. Фиолет, Э. Мэйо и др., которые показали большое влияние в организации сети неформальных ролей и отношений, оказывающее на действия формальной структуры организаций. Усилия менеджеров часто не достигали цели из-за сопротивлений, возникавших в результате взаимодействий между людьми. Зачастую работники намного сильнее реагировали на давление коллег по группе, чем на желание менеджеров и на материальное стимулирование. Сторонники школы человеческих отношений выдвинули на первый план значение в организациях неформальных групп и порядочного, человеческого руководства людьми. Представители поведенческой (бихевиористской) научной школы(1950 г. – настоящее время) А. Маслоу, Д. Макклеланд, К. Арджирис, Ф. Герцберг, Д. Макгрегор, Р. Лайкерт и др. сосредоточили внимание на поведении работников в организации. Они высоко оценили вклад, который могут вносить работники в результаты работы организаций, и определили, каким образом их лучше всего мотивировать.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (614)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |