Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Спрос на деньги и определяющие его факторы



2015-11-10 1080 Обсуждений (0)
Спрос на деньги и определяющие его факторы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Итак, деньги выполняют важные функции в рыночной экономике. Ими определяются мотивы, по которым предъявляется спрос на деньги (DM – от англ. money demand) со стороны экономических субъектов.

Одним из распространенных мотивов спроса на деньги является необходимость иметь их для осуществления повседневных сделок купли-продажи, то есть для использования их в качестве средства пла- тежа. Такой спрос на деньги называется трансакционным (DMt).

Факторы, от которых зависит величина трансакционного спроса

на деньги можно вывести из уравнения обмена (уравнения количест-

венной теории денег), которая имеет следующий вид: M·V=P·Y, где M – количество денежных единиц в обращении, V– число их оборотов за период (год) или скорость обращения денег, P – общий уровень цен,

Y – объем национального выпуска. Отсюда M = PY . Величина спроса

V

на деньги для сделок определяется следующими параметрами: он на-

ходится в прямой зависимости от величины национального выпуска

(Y) и уровня цен (Р) и в обратной зависимости от скорости обраще-

ния денег (V).

Иметь постоянно наличные деньги выгодно (в любое время можно совершить любую сделку), но и дорого (теряется процентный доход). Поэтому величина трансакционного спроса находится в обрат- ной зависимости от альтернативных издержек держания наличных денег на руках, то есть от ставки процента (r).

 


 

В краткосрочном периоде параметры Р и V постоянны. Реакция спроса на деньги для сделок на изменение процентной ставки слабая: при любом ее уровне люди держат при себе, или на чековых депозитах (вклады, не приносящие процентный доход) столько денег, сколько необходимо для совершения повседневных сделок. Поэтому главным фактором, определяющим объем трансакционного спроса на деньги, является объем выпуска (дохода) – Y.

Другим мотивом спроса на деньги является так называемый спекулятивный мотив хранение наличных денег на руках или на чековых депозитах из-за ожидания их выгодных процентных вложе- ний, то есть использование их в качестве средства сохранения ценно- сти (или имущества). Использование всеобщего платежного средства в качестве средства сохранения ценности сопряжено с потерей дохода от альтернативных видов имущества. Поэтому спрос на деньги по это- му мотиву находится в обратной зависимости от ожидаемых измене- ний ставки процента. Он максимален при отсутствии безопасных способов вложения денег с высоким процентным доходом и минима- лен при их наличии. Его величина обратно пропорциональна доходно- сти имеющихся способов вложений денег (облигации, ценные бумаги, срочные вклады). При повышении процентной ставки цена финансо- вых активов понижается, что вызывает увеличение спроса на них и сокращение объема спекулятивного спроса на деньги.

Различают верхний и нижний пределы процентных ставок.

Ставка процента, при которой никто не держит деньги в спеку-


r

 

max min


 

 

DMs

 

 

M


лятивных целях, составляет

Верхний предел.

Нижним пределом явля-

ется такой уровень ставки про- цента, при котором никто не держит деньги в облигациях или

других доходных активах, а только наличность в целях спе- куляции. В диапазоне между

максимальным и минимальным уровнями ставки процента спе- кулятивный спрос на деньги из-

меняется от нуля до максимума.

При максимальном уров-

не ставки процента он равен ну-


Рис. 70.Кривая спекулятивного спроса на деньги


лю, при минимальном – любой

прирост денег остается в налич-

ной форме или в форме чековых


депозитов, увеличивая объем спекулятивного спроса на деньги (рис. 70).

 

 


 

Реакцию спекулятивного спроса на деньги на изменение ставки процента можно выразить через показатель, который называется пре-

дельной склонностью к ликвидности (МРМ): МРМ=– DMs . Она

r

показывает величину изменения спекулятивного спроса на деньги от изменения ставки процента на единицу. Тогда ∆DMs=MPM⋅∆ r.


r

DMt

 

В

 

0 A


Общий спрос на деньги

состоит из трансакционного и спекулятивного: DM=DMt+DMs. (рис. 71).

Вертикаль DMt представ- ляет трансакционный спрос на деньги. Кривая DM – отражает функцию общего спроса на день- ги. Отрезок абсциссы ОА изме- ряет его величину, не зависимую от процентной ставки. Отрезок

DM BDM отображает спекулятивный

спрос на деньги (DMs). Ломаная Mкривая (DMtBDM) отражает функцию совокупного спроса на


Рис. 71.Кривая спроса на деньги


деньги. Она смещается вправо или влево при изменении общего


уровня цен или объема национального выпуска, а от изменения скорости обращения денег в противоположном направлении.

Наклон нисходящего отрезка кривой спроса на деньги изменя-

ется при изменении МРМ.

Спрос на деньги может также предъявляться по мотиву предос-

торожности, то есть для непредвиденных платежей и в связи с не-

предвиденным снижением доходов. Его объем зависит от объема не- предвиденных платежей, а они, как правило, пропорциональны доходу. Спрос на деньги по мотиву предосторожности также связан с альтерна-

тивными издержками, равными теряемому процентному доходу. Поэто- му спрос на них по этому мотиву находится в обратной зависимости от уровня процентной ставки.

 



2015-11-10 1080 Обсуждений (0)
Спрос на деньги и определяющие его факторы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Спрос на деньги и определяющие его факторы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1080)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)