Список дополнительной литературы. b. Курс экономической теории: учебник / под ред
a. Агапова, Т.А. Макроэкономика / Т.А. Агапова, С.Ф. Сереги- на. – М.: ДИС, 1997. – Гл. 4. b. Курс экономической теории: учебник / под ред. М.Н. Чепу- рина. – Киров: АСА, 1999. – Гл. 18. c. Макконнелл, К. Экономикс: принципы, проблемы и поли- тика / К. Макконнелл, С. Брю. – М.: Республика, 1992. Т. 1. – Гл. 11. d. Экономическая теория: учебник / под ред. В.И. Видяпина. – М.: Инфра-М, 2002. – Гл. 21.
Контрольные задания для самопроверки
I.На основе данных таблицы определить параметры равновесия агрегированного рынка благ.
II.Как повлияет, при прочих равных условиях, на равновесный уро- вень цен и равновесный реальный GNP изменение следующих факторов: а) увеличение совокупного спроса на классическом отрезке кривой совокупного предложения; б) увеличение совокупного предложения; в) уменьшение совокупного спроса на кейнсианском отрезке кривой совокупного предложения; г) увеличение совокупного спроса и уменьшение совокупно- го предложения; д) уменьшение совокупного спроса на восходящем отрезке кривой совокупного предложения?
ТЕМА 3.5. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
Циклическое развитие рыночной экономики
В предыдущих темах были выяснены условия, при которых на- циональная экономика находится в равновесии. Однако равновесие не является устойчивым. Для рыночной экономики характерны периоди- ческие колебания объема производства, занятости и уровня цен, то есть периодические нарушения равновесия. Направление и степень изменения показателей, характеризую- щих динамику национальной экономики, называется экономической конъюнктурой. Промежуток времени между двумя одинаковыми состояниями национальной экономики (экономической активности) называется экономическим циклом. При рассмотрении макроэкономических по- казателей какой-либо страны в течение более или менее продолжи- тельного периода времени обнаруживается определенная тенденция в ее экономическом развитии, которая называется трендом. В рамках экономического цикла выделяются четыре основные фазы, характеризующиеся разным уровнем экономической активности (конъюнктуры). Подъем – это такое состояние экономики, когда растет объем национального выпуска (дохода), сокращается уровень безработицы, увеличиваются инвестиции и размеры реального капитала, то есть экономика приближается к своему потенциальному уровню. Эта фаза заканчивается бумом – сверхвысокой занятостью, пе- регрузкой производственных мощностей, высоким уровнем цен, зара- ботной платы и ставки процента. За бумом следует кризис – перепроизводство товаров, вследствие чего затрудняется их реализация, снижается уровень цен, рост произ- водства сменяется его спадом, сокращаются инвестиции и занятость. Кризис сменяется депрессией. На этой стадии продолжает сни- жаться объем национального выпуска (дохода), безработица увеличи- вается, объем инвестиций уменьшается. Через некоторое время в экономике начинается оживление – оживляются инвестиции, начинается повышение цен и ставки процен- та, а затем – подъем. Время между двумя одинаковыми фазами экономического цик- ла составляет его продолжительность. Причины циклического развития рыночной экономики объяс-
няются представителями разных направлений экономической мысли по-разному. Но большинство экономистов считает, что уровень заня- тости и объема выпуска определяется непосредственно уровнем сово- купных расходов и их динамикой. Объем производства и уровень занятости в разных отраслях по- разному реагируют на смену фаз экономического цикла. Наиболее сильно они реагируют в отраслях, производящих средства производст- ва и потребительские товары длительного пользования. Это связано со следующими причинами. Во-первых, обновление оборудования и покупку товаров дли- тельного пользования можно отложить на некоторое время. Поэтому спрос на эти товары в периоды спадов экономической активности со- кращается существенно. Домашние хозяйства и фирмы в такие перио- ды используют накопленные запасы потребительских благ и ресурсов. В благоприятные периоды основной капитал обычно обновляется до его полного физического износа, а во время спада фирмы ремонтиру- ют старое оборудование и используют его. Занятость и выпуск в этих отраслях в периоды спадов быстро снижается. Во-вторых, производство в таких отраслях является высоко- концентрированным, такие отрасли являются в основном олигополи- стическими. Крупные фирмы в периоды спадов быстро уменьшают выпуск и занятость, чтобы не допустить резкого снижения уровня цен на свою продукцию. Отрасли, производящие товары кратковременного использова- ния, как правило, конкурентные, а поэтому фирмы, работающие в них, не могут противостоять тенденции к снижению цен с помощью со- кращения занятости и выпуска. В таких отраслях цены колеблются значительнее, чем занятость и выпуск.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (588)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |