Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

ДВОЙНОЙ (И ТРОЙНОЙ) ОРГАННЫЙ ПУНКТ




Момент функционального расхождения — вплоть до противоре­чия — может касаться не только простого (однозвукового) органного пункта, но также и групповых, главным образом, двойного, а также, очень редко, тройного.

Как правило, двойной органный пункт бывает на тонической квин­те — звуках 1 и 5 ступеней*. Несмотря на одновременное звучание

* Здесь и далее знак "ˆ"над арабской цифрой указывает на ступени в виде отдель­ных звуков (а не аккордов).

двух звуков — и доминантового, и тонического (оба в функции орган­ного пункта), такой двойной органный пункт — разновидность тони­ческого, без признаков свойств доминантового. Двойной органный пункт на тонической квинте генетически связан со звучанием древ­них народных инструментов типа волынки и часто имеет пастораль­ный, народно-жанровый оттенок выразительности: Гайдн, 104-я сим­фония D-dur, финал, главная тема (ср.: Григ, «Шествие гномов», главная тема).

В редких случаях те же два тона расположены наоборот: доми­нантовый — внизу, тонический — сверху. Получается квартовый двой­ной органный пункт. Функциональная сущность квартового органно­го пункта двойственна: в некоторых образцах он имеет явное доми­нантовое значение (см. пример 55), в других — скорее тоническое (Лист, Мефисто-вальс A-dur, начало репризного раздела в B-dur).

Тонально-функциональная двузначность, свойственная кварто­вому органному пункту (T/D) аналогична функциональной двойствен­ности кадансового квартсекстаккорда, который, взятый сам по себе, звучит как гармония тоники, а в контексте аккордов каданса подчи­нен в целом функции доминанты (= D6-54-3). Oб этом свидетельствует, например, переход квартового органного пункта в D7 (4 такта до вступления финала) в приведенном ниже фрагменте из 5-й симфо­нии Бетховена (пример 55).

Л. Бетховен. 5-я симфония, переход к финалу

IV часть

В аналогичном случае предыкта к репризе I части 4-й симфонии Бетховена (28 тактов до вступления репризы) представлен один только кадансовый квартсекстаккорд, причем басовый голос вместе с тре­моло литавр может быть понят как квартовый органный пункт (в этом смысле оправдан долгий тремолирующий квартовый органный пункт, имеющийся здесь в некоторых переложениях 4-й симфонии для фортепиано, например, в издании Петере). Ввиду того что задер­жание и предъем сходны по линейному рисунку (зеркально-симмет­ричны), этот предыкт может быть истолкован как задержание к до­минанте — , в конце концов перешедшее в предъем к разреша­ющему аккорду тоники — . Отсюда такая странность гармонии, как кадансовый кварт-секстаккорд, разрешающийся прямо в тонику. Родственный образец — в момент перехода ко второму предложению главной партии I части 9-й симфонии Бетховена (К64 — Т).



Крайне редко, но все же встречается в классико-романтической гармонии и тройной органный пункт. Намек на него дал Бетховен в начале финала 6-й симфонии. Выдающийся образец тройного орган­ного пункта мы находим у Бородина в «Половецких плясках» (Presto, пляска мальчиков), пример 56.





Читайте также:





Читайте также:

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)