Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Б) Н. Римский-Корсаков. «Ночь перед Рождеством»





[Adagio]

В первом образце примера (А) особенно нежный и изысканный характер гармонии связан с избеганием нормативной формы тони­ки, заменяемой то увеличенным трезвучием (вспомогательного зна­чения), то мнимоконсонантной формой Т6; во втором (Б) — увели­ченное трезвучие используется как выражение сказочной народной фантастики: вареники сами прыгают герою в рот. Острота в обоих случаях связана со вспомогательной формой альтерации.

Подобно уменьшенному вводному септаккорду, увеличенное трез­вучие при движении по полутонам обнаруживает связь с фундамент­ными ходами баса по квинтам (см. пример 230).

Интересно, что и здесь возникает повторность аккордовых струк­тур «через четыре» (пример 230В). Однако использование этих гар­монических возможностей приходится уже на рубежную эпоху пере­хода к новой гармонии XX в. и связано с иными гармоническими принципами, чем тип S-T-D (см. об этом в § 24 настоящей главы).

Более употребителен другой альтерированный аккорд — увели­ченной сексты. Разрешаясь в октаву, аккорд 6<; естественно, «при­страивается», в первую очередь, к каждому из звуков тонического трезвучия, то есть строится на полтона выше квинты, примы и терции

А, Б)

В)

Г) Φ. Лист. «Фауст»

Lento assai

Д) H. Римский-Корсаков. «Золотой петушок», д. I (схема)

соответствующего мажорного или минорного трезвучия (примеры 231 А, 232А). С учетом действующих (прямо- или переменно-функциональ­но) других альтерированных или побочно-функциональных форм воз­никают еще несколько, правда, значительно менее употребительных аккордов увеличенной сексты (примеры 231Б, В; 232Б, В).

(С соответствующими транспозициями то же может переносить­ся и на побочные функции.)

А) В МАЖОРЕ

К звукам тонического трезвучия:

Б) Побочные формы и прочие альтерации:

А) В МИНОРЕ

К звукам тонического трезвучия:

Побочные формы и прочие альтерации:

Некоторые из аккордов увеличенной сексты широко известны и не нуждаются в пояснениях (см. примеры 231А, 232А). На других можно немного остановиться.



В приведенном выше отрывке из «Евгения Онегина» Чайковско­го (см. пример 227Д) показан аккорд альтерированной тоники с уве­личенной секстой на н3; как и неальтерированная форма, он сменя­ется доминантой, что свидетельствует об отсутствии даже местных

побочных функций, которые так часто сопровождают альтерацию и аккорды 6<.

Во вступлении к Увертюре на темы трех русских песен Балаки­рева фигурирует Т6< (пример 233). Прибавление сексты к основному аккорду функции обычно действует как диссонанс и требует перехо­да в другую функцию; прибавление же увеличенной сексты придает диссонированию еще и остроту. Диссонирующий аккорд тоники по­лучает местную функцию побочной субдоминанты к доминанте, что и реализуется в гармоническом последовании.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (471)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.003 сек.)