Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


А. Рыночное решение основных экономических проблем





Главные изменения в двенадцатом издании

При переработке двенадцатого издания мы имели в виду одну персону — Вас, начинающий студент. На каждой странице мы задавались вопросом: что является нужным в материале или в понятии, которые должны знать люди в XXI столетии? Какие экономические инструменты будут наиболее полезны для мужчин и женщин, вступающих в бизнес? На этих страницах приведен объективный обзор основных находок современной экономической мысли и споров на эту тему. Вы найдете мысли интеллектуальных гигантов — таких, как Адам Смит и Карл Маркс, Джон Мейнард Кейнс и Милтон Фридмен, Джеймс Тобин и Роберт Лукас.

Вы, возможно, читали в газетах о таких вещах, как ВНП, инфляция, безработица, ставка процента, торговый дефицит, экономическая дискриминация или трудовые союзы. Каждая из этих тем здесь тщательно исследована.

Глава П. Основные проблемы организации экономики

Любое общество, будь то полностью коллективизированной коммунистическое общество, племена южных островов, капита­листическое развитое государство, тайная община или даже пчелиный рой, сталкивается с тремя основными и взаимосвя­занными проблемами.

Какие товары должны быть произведены и в каком коли­честве? Когда их надо произвести? Должны ли мы выпустить больше продуктов питания и меньше одежды или наоборот? Хлеб и виноград в нынешнем и будущем году или сегодня хлеб и предприятия по переработке винограда, а в следующем году хлеб с виноградным джемом?

Как эти продукты надо произвести? Кем, из каких ресур­сов, с помощью какой технологии они должны быть произведены? Электричество из нефти и угля или гидростанции и ядерные реакторы? Ремесленное или массовое производство? На


крупных частных корпорациях или на государственных фир­мах? Если нужны все виды, то в каких количествах каждый из них?

Для кого произведен продукт? Иначе говоря, как нацио­нальный продукт разделить между отдельными индивидами и семьями? Должны ли мы иметь общество, в котором мало бо­гатых и много бедных? Или такое, в котором доля продукта у всех одинакова? Приоритет мускулам или интеллекту? Должен ли ленивый хорошо питаться?



Эти три проблемы являются основными для всех экономических систем, но решаются они по-разному. Затраты и выпуск. Мы определили три главные задачи организации хозяйства. Было бы полезно перевести их на экономический язык. Часто говорят, что процессы имеют затраты и выпуск.

Затраты, или факторы производства, являются товарами ли услугами, которые используются фирмами в процессе производства. Затраты можно подразделить на три группы: земля (и другие естественные ресурсы), труд и капитал.

Традиции, инстинкт, приказ и рынок. В примитивных обществах традиции определяют поведение. “Что”, “как” и “для кого” производить, определяется традициями, передающимися от поколения к поколению. Другой экстремальный вариант — командная экономика, в которой государство принимает все решения по поводу производства и распределения. При этом государство может быть как диктатурой, так и демократией. Иной вариант — экономика капиталистических предприятий, или рыночная экономика. В ней сама система цен, рынков, прибылей и убытков определяет, “что”, “как” и “для кого”. Фирмы производят те товары, которые приносят наибольшую прибыль (“что”), используют средства производства, которые требуют меньше затрат (“как”), потребление определяется заработной платой, доходом (“для кого”).

Ясно, что ни одна из этих систем не развивается в чистом виде. Различные общества представляют собой смешанную экономику с элементами рынка, команды и традиций. Никогда не было стопроцентной рыночной экономики (хотя Англия XIX в. была близка к этому). Сегодня в США государство играет важную роль в утверждении правил экономической игры, развития образования, содержания полиции, регулирования бизнеса. Однако большинство решений в стране принимается исходя из ситуации на рынке и ценообразования на нем.


Глава III. Ценовой механизм в смешанной экономике

А. Рыночное решение основных экономических проблем

Мы видели две основные модели организации экономики: основанную на рыночном механизме и командную.

Рыночный механизм — такая форма организации хозяйства, при которой индивидуальные потребители и производители взаимодействуют посредством рынка с целью решении трех основных проблем экономики. При командной экономике концентрация ресурсов определяется правительством, приказывающим индивидам и формам выполнять государственные планы.

Сегодня ни один из этих видов не отражает реальность американской экономической системы в чистом виде. Она представляет “смешанную экономику”, в которой частные и общественные институты осуществляют экономический контроль: частная система посредством невидимой направляющей рыночного механизма, общественные институты — через администра­тивное регулирование и налоговые стимулы.

Рыночное решение основных экономических проблем. В ры­ночном механизме никто из индивидов или организаций созна­тельно не занимается решением триады экономических про­блем: “что”, “как” и “для кого”. Просто производители и по­требители встречаются на рынке и определяют цены и объем производства.

Не хаос, а экономический порядок. При ближайшем рассмот­рении видно, что рыночная система — система не хаоса и анар­хии. В ней есть определенный порядок. Рыночная экономика представляет собой отработанный механизм для неосознанной координации людей и фирм через систему цен и рынков. Без централизованного интеллекта он решает проблемы, которые сегодня не могут решить самые мощные ЭВМ. Никто его ни проектирует. Он просто развивается. Как и человеческое обще­ство, он меняется. Но он решает первейшую задачу любого общества — способность выжить.

Рыночный механизм. Каким образом работает автоматичес­кий рыночный механизм? Главное для понимания здесь то, что основные решения по ценам и распределению принимаются на рынках. Мы видим в рынке процесс, посредством которого продавцы и покупатели продуктов взаимодействуют, чтобы определить цену и количество последних.

В рыночной системе все имеет цену: каждый товар, каждая


услуга. Даже различные виды человеческого труда имеют цену, называемую уровнем зарплаты. Каждый из нас получает доход продажи и использует его для покупки того, что он хочет. Если какого-либо продукта нужно больше (скажем, пшеницы), покупатели станут больше ее покупать, продавцы поднимут цены на пшеницу, чтобы нормировать ограниченное предложение, а высокие цены заставят производить больше пшеницы. С другой стороны: что если товар (скажем, чай) имеется в количестве большем, чем люди хотят купить? Продавцы, озабоченные тем, как избавиться от запасов чая, снизят цены. По низким ценам люди будут покупать больше чая, а производители будут больше выпускать его в таких количествах. Таким образом, соотношения между продавцами и покупателями будут остановлены. То же характерно для рынка факторов производства, таких, как земля, труд, капитал.

Разрешение трех проблем. Если мы возьмем все разнообраз­ные рынки в совокупности, то получим широкую систему, обес­печивающую равновесие цен и производства путем проб и ошибок. Посредством согласований между покупателями и продав­цами (спроса и предложения) на каждом из этих рынков эко­номике решает одновременно все три проблемы.

Первая из них — “что производить” — определяется голосованием посредством доллара потребителя... путем выбора покупки того или иного товара.

Вторая — “как производить” — определяется конкуренцией между различными производителями. Единственный путь для производителя выиграть ценовую конкуренцию и увеличить прибыль состоит в том, чтобы поддерживать издержки на минимальном уровне, используя наиболее эффективные методы производства.

Третья — “для кого производить” — обусловливается соотношением спроса и предложения на рынках факторов производства. Эти рынки определяют уровни заработной платы, ренты, процента и прибыли, т.е. источников, из которых складываются доходы людей.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1984)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)