Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правовые формы деловых предприятий



2015-11-10 835 Обсуждений (0)
Правовые формы деловых предприятий 0.00 из 5.00 0 оценок




Торгово-промышленные предприятия крайне разнообразны — от корпораций-гигантов, таких, как “Дженерал моторз” с продажами в 102 млрд. долл. и 813 тыс. занятых, до специ­ализированных магазинов и мелких бакалейных лавок с одним-двумя служащими и ежедневными продажами в 100—150 долл. Такое разнообразие порождает желание классифицировать фирмы по некоторым критериям, таким, как правовой статус, отрасль, или выпускаемая продукция, или размер фирмы. В таблице 7-4 показано распределение предприятий по трем основным правовым формам: 1) единоличное владение; 2) парт­нерство и 3) корпорация.

Давайте проведем различия и выделим преимущества и недостатки каждой формы.

Единоличное владение

Единоличное владение — в буквальном смысле самостоя­тельное ведение дел в своих интересах. Владелец имеет мате­риальные ресурсы и капитальное оборудование, необходимое для производственной деятельности, или приобретает их, а также лично контролирует деятельность предприятия.


Преимущества. Этот чрезвычайно простой тип органи­зации производственной деятельности имеет определенные пре­имущества:

1. Единоличное владение легко учредить, так как практи­чески нет бюрократической волокиты и расходов на юридичес­кие услуги.

2. Владелец сам себе начальник и располагает значительной свободой действий. Поскольку получаемый владельцем доход зависит от успешной деятельности предприятия, здесь присут­ствует сильный непосредственный стимул вести дела эффек­тивно.

Недостатки. Однако недостатки этой организационной формы весьма значительны.

Таблица 7-4. Правовые формы организации бизнеса

Форма   Число фирм   Процентное отношение к итогу  
Единоличные владения* Партнерства   Корпорации      
Корпорации
Всего      

* Включая фермеров и самостоятельнозанятых.

1. За редким исключением, финансовые ресурсы единолич­ного предпринимателя недостаточны для того, чтобы фирма могла вырасти в крупномасштабное предприятие. В частности, финансовые средства обычно ограничены той суммой, которую предприниматель имеет на своих банковских счетах, и суммой, которую он может занять. Так как среди единоличных владе­ний процент банкротств относительно высок, коммерческие банки не очень охотно предоставляют им большие кредиты.

2. Осуществляя полный контроль над деятельностью пред­приятия, владелец должен выполнять все основные функции по управлению. Он должен принимать все основные решения, на­пример, относительно покупки, продажи, привлечения и содер­жания персонала; не упускать из внимания технические аспек­ты, которые могут возникнуть в производстве, в рекламе и в распределении продукции. Короче, потенциальные выгоды от специализации в управлении производством предприниматель­ству небольшого масштаба обычно недоступны.


3. Наиболее важный недостаток заключается в том, что единоличный владелец является субъектом неограниченной ответственности. Это означает, что самостоятельные предприниматели рискуют не только активами фирмы, но и своими личными активами. Если активы бесприбыльного предприятия недостаточны для удовлетворения притязаний кредиторов, то последние могут подать иск против личной собственности владель­ца предприятия.

Партнерство

Партнерство как форма организации бизнеса в большей ни меньшей степени является естественным развитием единоличного владения. В попытке преодолеть некоторые из основных недостатков единоличного владения родилась такая форма бизнеса, как партнерство. Само название объясняет суть этой формы. Партнерство — это форма организации бизнеса, при ко­торой два или более отдельных лица договариваются о владении предприятием и его управлении. Обычно они объединяют свои финансовые ресурсы и умение вести дела. Подобным об­разом они распределяют риски, а также прибыли или убытки, которые могут выпасть на их долю. По степени участия в де­ятельности предприятия партнерства бывают разные. В некото­рых случаях все партнеры играют активную роль в функцио­нировании предприятия, в других случаях — один или не­сколько участников могут быть “молчаливыми”, т.е. играть пассивную роль. Это означает, что они вкладывают свои финан­совые средства в фирму, но не принимают активного участия в управлении ею.

Преимущества. Каковы преимущества партнерства?

1. Подобное единоличному владению, партнерство легко орга­низовать. Почти во всех случаях заключается письменное согла­шение, причем бюрократические процедуры необременительны.

2. Благодаря большему числу участников соглашения стано­вится возможной более высокая специализация в управлении.

3. Также благодаря тому, что объединяются несколько участников, финансовые ресурсы компании будут менее огра­ниченны, чем ресурсы единоличного владения. Партнеры могут объединять свой денежный капитал, их предприятие представ­ляется банкирам менее рискованным.

Недостатки. Партнерство часто оказывается менее спо­собно преодолеть несовершенства единоличного владения, чем


это кажется поначалу. Действительно, возникают некоторые новые проблемы, нехарактерные для единоличного владения.

1. Когда несколько человек участвуют в управлении, подоб­ное разделение власти может привести к несовместимости ин­тересов, к несогласованной политике или к бездействию, когда требуются решительные действия. Еще хуже, если партнеры расходятся по главным вопросам. По всем этим причинам управление партнерством может быть неповоротливым и затруд­нительным.

2. Финансы компании все еще ограниченны, хотя значитель­но превосходят возможности единоличного владения. Финансо­вых ресурсов трех или четырех партнеров может не хватить, или они могут быть таковы, что все же будут сильно ограни­чивать потенциальный рост прибыльного предприятия.

3. Продолжительность деятельности партнерства непредска­зуема. Выход из партнерства или смерть партнера, как прави­ло, влекут за собой распад и полную реорганизацию фирмы, потенциальный срыв ее деятельности.

4. Наконец, неограниченная ответственность угрожает партнерствам точно так же, как и единоличным владениям. Фак­тически каждый партнер несет ответственность за все неудачи предприятия — не только за результат собственных управлен­ческих решений, но иза последствия действий любого другого партнера. Преуспевающему партнеру приходится полагаться также и на благоразумие и расчетливость менее предприимчи­вого участника.

Корпорация

Корпорация — это правовая форма бизнеса, отличающаяся и отделенная от конкретных лиц, ими владеющих. Эти при­знанные правительством “юридические лица” могут приобре­тать ресурсы, владеть активами, производить и продавать про­дукцию, брать в долг, предоставлять кредиты, предъявлять иск и выступать в суде ответчиком, а также выполнять все те функ­ции, которые выполняют предприятия любого другого типа.

Преимущества. Преимущества корпорации определили ведущую роль этой формы организации бизнеса в современной американской экономике. Хотя корпорации относительно не­многочисленны (табл. 7-4), они отличаются широким масшта­бом операций и крупными размерами. Хотя только 18% всех компаний являются корпорациями, на их долю приходится примерно 9/10 объема продаж товаров и услуг.


1. Корпорация — наиболее эффективная форма организа­ции бизнеса в вопросах привлечения денежного капитала. Как показано в разделе “Последний штрих” этой главы, корпора­циям присущ уникальный способ финансирования — через продажу акций и облигаций, — который позволяет привлекать сбережения многочисленных домохозяйств. Через рынок ценных бумаг корпорации могут объединять в общий фонд фи­нансовые ресурсы огромного числа отдельных лиц. Финанси­рование путем продажи ценных бумаг имеет также определен­ные преимущества, с точки зрения их покупателей. Во-пер­вых, домохозяйства в этом случае могут участвовать в пред­приятии и рассчитывать на определенное денежное вознаграж­дение; при этом нет необходимости принимать активное участие в управлении предприятием. К тому же, отдельное лицо имеет возможность распределять риск, приобретая ценные бумаги нескольких корпораций. Наконец, обычно держатели ценных бумаг корпораций без труда распоряжаются своими вкладами. Существующие фондовые биржи облегчают движение ценных бумаг между покупателями и продавцами. Излишне говорить, что все это усиливает готовность людей, имеющих сбережения, приобретать ценные бумаги корпораций. Более того, корпорации обычно имеют более легкий доступ к бан­ковскому кредиту по сравнению с другими формами организации бизнеса. Причина заключается не только в большей надежности корпорации, но также в их способностях обеспечить банкам прибыльность счетов.

2. Другое существенное преимущество корпораций — это ограниченная ответственность. Владельцы корпорации (то есть держатели акций) рискуют только той суммой, которую они заплатили за покупку акций. Их личные активы не ставятся под угрозу, даже если корпорация пойдет ко дну, сев на риф банкротства. Кредиторы могут предъявить иск корпорации как юридическому лицу, но не владельцам корпорации как част­ным лицам. Право ограниченной ответственности заметно облегчает задачу корпорации в привлечении денежного капитала.

3. Благодаря своим привилегиям в области привлечения денежного капитала преуспевающей корпорации легче увеличить объем и расширять масштабы операций, а также реализовать преимущества объединения капиталов. В частности, кор­порация способна извлекать преимущества из технологий массового производства. Подобным образом размеры корпорации позволяют осуществлять более глубокую специализацию в ис-

 


пользовании человеческих ресурсов. В то время как управляющий единоличного предпринимательства вынужден делить свое время между производством, бухгалтерским учетом, деятельностью на рынке, крупная корпорация может привлекать специализированные кадры в каждую из этих сфер и тем самым достигать большей эффективности.

4. Поскольку корпорация является юридическим лицом, она существует независимо от ее владельцев и в этом отношении от ее собственных должностных лиц. Партнерства внезапно и непредсказуемо могут погибнуть, а корпорации, по крайней мере согласно законам, вечны. Передача собственности корпорации через продажу акций не подрывает ее целостности. Одним словом, корпорации обладают известным постоянством недостающим другим формам бизнеса, которое открывает возможность перспективного планирования и роста.

Недостатки. Преимущества корпораций огромны и обычно перевешивают их недостатки. Однако заслуживают упоминания следующие недостатки корпоративной формы организации бизнеса:

1. Регистрация устава корпорации сопряжена с некоторыми бюрократическими процедурами и с расходами на юридические услуги.

2. С общественной точки зрения в корпоративной форме бизнеса заложены возможности для некоторых злоупотреблений. Так как корпорация является юридическим лицом, некоторым недобросовестные владельцы компаний иногда получают возможность избежать личной ответственности за сомнительную производственную деятельность, принимая корпоративную форму предприятия. И несмотря на то что это запрещено законом, корпоративная форма бизнеса может стать базой для выпуска и продажи не имеющих никакой стоимости ценных бумаг. Однако отметим, что это не внутренне присущий корпорации порок, а лишь потенциальная возможность для злоупот­реблений.

3. Следующий возможный недостаток корпорации касается вопросов, связанных с налогообложением прибыли корпорации. Речь идет о проблеме двойного налогообложения: та часть дохода корпорации, которая выплачивается в виде дивидендом держателям акций, облагается налогом дважды — первый раз как часть прибыли корпорации и второй раз как часть личного дохода владельца акции.

4. При единоличном предпринимательстве и партнерстве


владельцы недвижимости и финансовых активов сами непосредственно управляют этими активами и их контролируют. Большинство исследователей считает, что именно так и должно быть. Но в крупных корпорациях, акции которых широко распылены среди сотен тысяч владельцев, появляется значительное расхождение между функциями собственности и контроля. Причины этого расхождения кроются в бездеятельности типичного держателя акций. Большая часть владельцев акций не использует права участия в голосовании или же если использует это право, то лишь подписываясь под предоставлением полно­мочий действующим должностным лицам корпорации. А поче­му они должны поступать иначе? Средние держатели акций очень мало знают или вовсе не имеют никакой информации о том, насколько эффективно управляется “их” корпорация. Так как типичный владелец акций может иметь лишь 1000 из 15 млн. выпущенных в обращение обычных акций, один голос, в сущности, не играет никакой роли. Неиспользование права голоса или полная передача полномочий официальным лицам корпорации ведет к тому, что последние получают возможность самостоятельно определять свою судьбу.

Разделение функций собственности и контроля не вызывает существенных последствий в том случае, если интересы и дей­ствия группы, осуществляющей функции управления, согласуются с пожеланиями группы владельцев корпорации (то есть держателей акций). Беда в том, что интересы двух этих групп не всегда совпадают. К примеру, управляющие, стремясь добиться могущества и престижа, сопутствующих контролю над крупным предприятием, могут отдать предпочтение невыгодному расширению операций фирмы. Или же столкновение интересов может произойти в отношении политики выплаты диви­дендов. Вопрос в том, какая часть доходов корпорации, остав­шаяся после уплаты налогов, будет выплачена в качестве ди­видендов, а какая часть будет сохранена корпорацией в виде нераспределенной прибыли? Очевидно, должностные лица кор­порации будут голосовать за повышение своих окладов, пенсий и премий за счет доходов корпорации, которые в ином случае могли бы быть направлены на выплату более высоких дивиден­дов. Таким образом, разделение функций собственности и кон­троля затрагивает важные и противоречивые проблемы разде­ления власти и полномочий, ответственности управляющих корпорацией, внутренних конфликтов между менеджерами и владельцами акций.


Глава 8. Реальности американского капитализма:



2015-11-10 835 Обсуждений (0)
Правовые формы деловых предприятий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Правовые формы деловых предприятий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (835)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)