Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Каковы причины концентрации рынков?



2015-11-10 804 Обсуждений (0)
Каковы причины концентрации рынков? 0.00 из 5.00 0 оценок




Экономия от масштаба. В некоторых отраслях крупные фирмы в состоянии производить более дешево, чем мелкие. Если в отрасли имеет место экономия от масштаба при всех объемах выпуска, то отрасль является естественной монопо­лией... В более реалистичном случае величина долгосрочных средних издержек может понижаться по мере наращивания вы­пуска до некоторого его уровня, называемого минимальным эф­фективным масштабом, и быть более или менее постоянной при увеличении выпуска за пределы этого уровня... Такие отрасли могут быть охарактеризованы как естественные олигополии.

Такого рода экономия от масштаба создает также барьеры входа, препятствующие притоку потенциальных конкурентов и, следовательно, сохраняющие прибыльные олигополистические рыночные структуры.

Барьеры входа удерживают потенциальных конкурентов от проникновения в отрасли, в которых продавцы, занимающие прочное положение, получают сверхприбыли.


Для того чтобы быть в состоянии предлагать свою продукцию по рыночной цене, фирма, входящая на рынок естественной монополии, должна иметь возможность организовать крупномасштабное производство. Однако для фирмы, которая только начинает дело, это очень сложно. Далее, вход на рынок новой фирмы, имеющей крупномасштабное производство, путем огромного увеличения предложения может опустить цены до уровня, даже меньшего, чем уровень долгосрочных средних издержек эффективной фирмы. Таким образом, даже если олигополисты утвердившиеся на рынке и получают сверхприбыль, аутсайдера может и не привлекать возможность входа на этот рынок.

Слияния. Эффективность и удача. Уровень концентрации многих отраслей в США выше, чем это требуется с точки зрения экономии от масштаба в самом производстве, в силу того, что размеры крупнейших фирм оказываются больше, чем это необходимо для минимизации издержек производства. Несмотря на относительно малую значимость экономии от масштаба, связанную непосредственно с производством, некоторые отрасли, такие, как табачная промышленность, остаются высококонцентрированными в течение долгого времени. Это указывает на то, что экономия от масштаба в производстве товаров и услуг является не единственным источником концентрации и создания сохраняющих ее барьеров входа.

В некоторых странах слияния конкурирующих фирм являются важным источником концентрации, но в последние годы антитрестовское законодательство США препятствовало большинству процессов слияния, которые привели бы к заметному росту концентрации... Концентрация может возникать в силу того, что некоторые фирмы являются более эффективными, чем другие, и расширяются за счет своих соперников. Даже если эффективность всех фирм в среднем одинакова, некоторые из них могут расширяться в большей степени, чем другие, просто в силу того, что они переживают длительный период удачи.

Другие барьеры входа. Во многих странах политически вли­ятельным компаниям удалось создать имеющие законный статус монополии или картели для производства или импорта товаров. В большинстве же олигополии в США государственные ограничения на вход на рынок не имеют большого значения. По всей вероятности, барьеры входа здесь возникают в силу контроля над ключевыми видами сырья или (через патенты или профессиональные секреты) над технологией или же в силу


того, что потребители не желают экспериментировать с новыми и неопробованными изделиями, в то время как уже существующие разновидности этих изделий вполне их удовлетворяют.

Дифференциация продукции

Значимость дифференциации продукции для любого рынки зависит от того, в какой степени покупатели воспринимают конкурирующие продукты как различные. Отсюда следует, что не существует простого способа сбора данных о значимости диф­ференциации продукции по различным рынкам. Тем не менее очевидно, что имеется множество рынков (автомобилей, стерео-аппаратуры, зубной пасты и одежды), для которых дифферен­циация продукции является необходимой.

В большинстве своем дифференциация продукции была по­рождена максимизирующими прибыль продавцами, которые ре­агировали на различные вкусы потребителей и стремления к разнообразию.

Антитрестовская политика и монополии

Идеальной, точки зрения экономиста, была бы антитрестов­ская политика, нацеленная только на обеспечение благополучия потребителей путем защиты и усиления конкуренции, но никто из экономистов не стал бы утверждать, что попытка сделать все рынки совершенно конкурентными была бы реалистичной. Существующие антитрестовские законы подобно всем другим готовятся политиками, приводятся в исполнение юристами и интерпретируются судьями. В данном параграфе мы обсуждаем основные положения антитрестовских законов США, их выпол­нение и толкование судами или продолжающиеся дебаты по по­воду антитрестовской политики и ее последствий.



2015-11-10 804 Обсуждений (0)
Каковы причины концентрации рынков? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Каковы причины концентрации рынков?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (804)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)