Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Отрывок из книги Ксенофонта «Сократические сочинения»





Диалог Сократа и Евтидема

Сократ.Но, так как ты готовишься быть во главе демократического государства, то, без сомненья, знаешь, что такое демократия.

Евтидем.Ещё бы не знать!

Сократ.Так возможно ли, по-твоему, знать демократию, не зная демоса?

Евтидем. Клянусь Зевсом, нет.

Сократ.А демос что такое, знаешь ты?

Евтидем.Думаю, что знаю.

Сократ. Что же такое, по-твоему, демос?

Евтидем. По-моему, это бедные граждане.

Сократ. Стало быть, ты знаешь бедных?

Евтидем. Как же не знать?

Сократ. Так ты знаешь и богатых?

Евтидем. Ничуть не хуже, чем бедных.

Сократ. Каких же людей ты называешь бедными и каких богатыми?

Евтидем. У кого нет достаточных средств на насущное, те, думаю, бедные, а у кого их больше чем достаточно, те богатые.

Сократ. А заметил ли ты, что некоторым при самых ничтожных средствах не только хватает их, но ещё возможно делать сбережения из них, а некоторым недостаёт даже очень больших?

Евтидем. Да, клянусь Зевсом! Хорошо, что ты мне напомнил: я знаю даже тиранов, которые по недостатку средств, точно крайние бедняки, вынуждены бывают прибегать к беззаконию.

Сократ. Если это так, то тиранов мы причислим к демосу, а владеющих небольшими средствами, если они домовиты, - к богатым.

Евтидем. Вынуждает меня и с этим согласиться, очевидно, моё скудоумие; и я думаю, не лучше ли всего будет мне молчать: по-видимому, я ровно ничего не знаю.

(После этого Евтидем ушёл в совершенном отчаянии, полный презрения к себе, считая себя подлинно невежественным). [Ксенофонт, 1993, с. 160-161]

 

 

Окончание отрывка

«Многие, доведённые до такого состояния Сократом, больше к нему не подходили: Сократ считал их тупицами. Но Евтидем сообразил, что ему нельзя стать сколько-нибудь известным, если он не будет как можно чаще пользоваться обществом Сократа; поэтому он больше не отходил от него, кроме случаев крайней необходимости; кое в чём он даже подражал Сократу в его образе жизни. Когда Сократ убедился в таком его настроении, он уже перестал смущать его разными вопросами, но вполне прямо и ясно излагал, что, по его мнению, следует знать человеку и чем лучше всего руководствоваться в своих действиях» [Ксенофонт, 1993, с. 160-161]



 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Примерный список техник, используемых в диалоге между Сократом и Евтидемом

Персонаж Высказывание Аргументационная техника Манипулятивная техника
Сократ Евтидем Сократ Евтидем Сократ Евтидем Сократ     Евтидем Сократ Евтидем Сократ Евтидем Сократ Евтидем Сократ Евтидем Сократ Евтидем Но, так как ты готовишься быть во главе демократического государства, то без, сомненья, знаешь, что такое демократия.   Ещё бы не знать!     Так возможно ли, по-твоему, знать демократию, не зная демоса?   Клянусь Зевсом, нет.   А демос что такое, знаешь ты? Думаю, что знаю.     Что же такое, по-твоему, демос?   По-моему, это бедные граждане.   Стало быть, ты знаешь бедных?     Как же не знать?     Так ты знаешь и богатых?     Ничуть не хуже, чем бедных.   Каких же людей ты называешь бедными и каких богатыми?   У кого нет достаточных средств на насущное, те, думаю, бедные, а у кого их больше чем достаточно, те богатые.   А заметил ли ты, что некоторым при самых ничтожных средствах не только хватает их, но ещё возможно делать сбережения из них, а некоторым недостаёт даже очень больших?   Да, клянусь Зевсом! Хорошо, что ты мне напомнил: я знаю даже тиранов, которые по недостатку средств, точно крайние бедняки, вынуждены бывают прибегать к беззаконию.   Если это так, то тиранов мы причислим к демосу, а владеющих небольшими средствами, если они домовиты, ‑ к богатым.   Вынуждает меня и с этим согласиться, очевидно, моё скудоумие; и я думаю, не лучше ли всего будет мне молчать: по-видимому, я ровно ничего не знаю. (После этого Евтидем ушёл в совершенном отчаянии, полный презрения к себе, считая себя подлинно невежественным).   Вопрос в технике положительных ответов     Утвердительный ответ     Вопрос в технике положительных ответов     Ответ, подтверждающий предположение спрашивающего   Вопрос в технике положительных ответов   Утвердительный ответ     Открытый вопрос     Содержательный ответ     Вопрос в технике положительных ответов   Утвердительный ответ     Вопрос в технике положительных ответов   Утвердительный ответ     Открытый вопрос   Содержательный ответ     Вопрос в технике перелицовки аргументов     Утвердительный ответ. Евтидем сам приходит к противоположному выводу, по-видимому, не осознавая этого   Вывод в технике перелицовки     Утвердительный ответ Щипок сверху по струне самолюбия   Звучание струны самолюбия   Щипок сверху по струне самолюбия   Звучание струны самолюбия   Щипок снизу по струне самолюбия     Звучание струны самолюбия   Может быть щипком при определённой интонации   _     Щипок сверху по струне самолюбия     Звучание струны самолюбия   Щипок сверху по струне самолюбия     Звучание струны самолюбия   _   _     _     Возможно, у Евтидема звучит струна зависти к тиранам     Щипок по струне самолюбия (снизу)     Звучание струны самолюбия

 

 

Сведения об авторе

Шабанова Татьяна Леонидовна– кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии Нижегородского государственного педагогического университета. Преподаёт дисциплины «Социальная психология», «Психология общения» для студентов психологических и педагогических специальностей с 1991 года. Имеет многолетний опыт проведения тематических тренингов «Психология общения», «Психология креативности», «Тревожность и способы её преодоления» для студентов-психологов. Прошла курс обучения по программам «Тренинг партнёрского общения», «Тренинг уверенного поведения», «Тренинг креативности», «Тренинг личного влияния» в Институте тренинга (г. Санкт-Петербург) под руководством С.И. Макшанова, Н.Ю. Хрящёвой с присвоением соответствующих сертификатов. В 1998 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Тревожность и способы её регуляции в профессиональной деятельности учителя». В настоящее время область научных интересов – педагогическая психология, социальная психология, психология эмоциональных состояний. Автор более 30 научных и учебно-методических публикаций. Учебному пособию «Педагогическая психология», написанному в соавторстве с А.Н. Фоминовой, в 2003 году присвоен гриф УМО.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (737)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.003 сек.)