Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение





Сегодня, когда разворачивается глобальная экономическая катастрофа, естественна ностальгия по другому состоянию, которое характеризуется стабильностью. В экономической теории такое состояние получило название макроэкономического равновесия. В данной теме как раз и рассматривается, что такое макроэкономическое равновесие и каков механизм его достижения. И прежде всего обратимся к определению указанного понятия.

Макроэкономическое равновесие – это такое состояние на­циональной экономики, когда использование ограниченных эко­номических ресурсов для создания товаров и услуг и их распре­деление между различными членами общества сбалансированы, т.е. существует совокупная пропорциональность между ресурса­ми и их использованием; факторами производства и результата­ми их использования; производством и потреблением; предло­жением и спросом; материально-вещественными и финансовыми потоками.

При разработке моделей макроэкономического равновесия зна­чительное развитие получил подход, анализиру­ющий условия обеспечения равенства между совокупным спросом и совокупным предложением в национальной экономике.

Совокупный спрос – это сумма всех индивидуальных спросов на конечные товары и услуги, предлагаемые на товарном рынке. Он состоит из потребительских расходов (совокупный спрос домохозяйств), инвестиционных расхо­дов предприятий, государствен­ных расходов и расходов на чистый объем экспорта.

Кривая совокупного спроса (DD) показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при соответствующем уровне цен (рис. 16). Она дает такие варианты сочетания объема производства товаров и услуг и общего уровня цен в экономике, при которых товарный и денежный рынки находятся в равновесии.

В макроэкономике на уровень совокупного спроса влияют два основных фактора: количество денег в экономике (М) и скорость их оборота (V).

Отрицательный наклон кривой совокупного спроса можно объяснить следующим образом: чем выше уровень цен (Р), тем меньше реальные запасы денежных средств, (М/Р), а следовательно, мень­ше и количество товаров и услуг, на которые предъявлен спрос (Q).Обратная зависимость между величиной совокупного спроса и уровнем цен связана также с эффектом процентной ставки, эффектом богатства и эффектом импортных закупок. Так, при росте цен уве­личиваются спрос на деньги и процентная ставка. Удорожание кре­дита приводит к уменьшению потребительских и инвестиционных расходов и, соответственно, к снижению объема совокупного спроса. Рост цен снижает также реальную покупательную способность накопленных финансовых активов с фиксированной стоимостью (облигации, срочные счета) и побуждает их владельцев сокращать расходы. Рост цен внутри страны при неизменных ценах на импорт перемещает часть спроса с внутренних товаров на импортные и сокращает экспорт, что также приводит к падению совокупного спроса в экономике.



По мере роста денежных доходов населения, являющихся фактором совокупного спроса, появляются и растут сбережения. Сбережения могут быть представлены как разница между доходом и потреблением (потребительскими расходами). В экономической теории для анализа роли потребления и сбережения в обеспечении макроэкономического равновесия были введены понятия «функция потребления» и «функция сбережения».

Функция потребления показывает отношение потребительских расходов к доходу в их динамике. Аналогично рассматривается функция сбережения, которая показывает отношение сбережений семьи к ее доходу в их динамике.

Тенденция в изменении величины потребления населения по мере роста доходов характеризуется предельной склонностью к потреблению: она показывает, какая часть дополнительного дохода идет на приращение потребления. По аналогии предельная склонность к сбережению показывает, какая часть дополнительного дохода населением используется для дополнительного сбережения при изменении величины дохода.

По мнению Кейнса, психологическая склонность человека сберегать определенную часть дохода сдерживает увеличение дохода из-за сокращения объема капиталовложений, от которых зависит перманентное получение дохода. В свою очередь предельная склонность человека к потреблению постоянна и поэтому может обусловливать устойчивое соотношение между увеличением инвестиций и уровнем дохода[1].

Очевидно, что основным фактором, влияющим на уровни потреб­ления и сбережения, является доход. Кроме того, на потребление и сбережение влияют налоги, цены на товары и услуги, объем предложения на рынке.

Совокупное предложение – это сумма всех индивидуальных предложений и представляет денежную величину общей суммы всех конечных товаров и услуг, предъявля­емых к продаже (рис. 17). Оно состоит из заработной платы, ренты, процента и прибыли.

Кривая совокупного пред­ложения показывает, какой объем совокупного выпуска может быть предложен на рынок производителями при определенных значениях общего уровня цен в эко­номике. Форма кривой со­вокупного предложения интерпретируется по-разному: классической и кейнсианской школами. Отрезок I характеризует предложение в условиях неполной заня­тости, отрезок III определяет совокупное предложение в состоянии полной занятости, а отрезок II характерен для предложения в усло­виях, приближающихся к полной занятости.

На совокупное предложение оказывают воздействие те же фак­торы (технико-технологическая база производства, издержки про­изводства), которые вызывают изменение на рынке отдельного товара.

Классическая теория макроэкономического равновесия, господствовавшая в экономической науке начала XX в. (Д. Рикардо, Дж. Милль, А. Маршалл), основывается на положении, что уровень расходов всегда достаточен, чтобы купить продукцию, создан­ную при полной занятости. Это положение классиков базируется на, так называемом, законе Сэя, согласно которому сам про­цесс производства товаров создает доход, в точности равный стоимо­сти произведенных товаров, т.е. предложение порождает свой соб­ственный спрос (сумма предложения = сумме спроса).

На этом основании может возникнуть предположение, что при данном подходе не учитывается ситуация, когда часть дохода мо­жет сберегаться, поэтому эта часть не найдет отражения в спросе, следствием чего станут затоваривание, сокращение производства, безработица и снижение доходов.

Следовательно, сбережения ус­ложняют проблему достижения макроэкономического равновесия. Однако экономисты-классики считали, что сбережения не при­водят к недостаточности спроса, поскольку каждое сбережение бу­дет инвестировано. Кроме того, фирмы продают часть своей продук­ции друг другу (средства производства) и этим дополняют «про­бел» в потреблении (личное потребление плюс производительное), обусловленный наличием сбережений. Предполагалось, что посредством колебания ставки процента, элас­тичности цен и заработной платы рынок приводит в соответствие расходы и доходы, поддерживает необходимый объем производства и полную занятость в экономике.

Кривая совокупного предложения вертикальная, она отражает только объем производства. Совокупный спрос обычно стабилен, но если он сокращается, то снижаются и цены.

В классической теории макроэкономического равновесия необходимый объем производства и естественный уровень безработицы обеспечиваются рыночным механизмом. В данных условиях, считали классики, наиболее приемлемой является экономическая политика государственного невмешательства.

Дж. М. Кейнс, подвергнув критике теорию экономистов-классиков, утверждал, что для рыночной экономики характерно неравновесие. Она не гарантирует полной занятости ресурсов и поэтому не обладает механизмом автоматического саморегулирования. Критика Кейнсом классической теории равновесия касается двух основных моментов. Первый из них относится к взаимосвязи инвестиций, сбережений и процентной ставки. Так, между планами инвестиций и сбережений существует несоответствие, поскольку они осуществляются разными экономическими агентами, по различным мотивам и определяются различными факторами. Поэтому ставка процента не является единственным мотивом, который учитывается при планировании инвестиций. Согласно кейнсианской модели не ставка процента, а величина располагаемого дохода домашних хозяйств служит основным фактором, определяющим динамику потребления и сбережений.

Кроме того, сбережения не являются единственным источников инвестиций. На денежном рынке существует и другой источник – кредитные учреждения, который не учитывали классики.

Второй аспект критики экономистов-классиков касается подвижности и гибкости цен в рыночной экономике. Возникновение в начале XX в. монополистов-производителей и сильных профсоюзов, оказывающих воздействие на рыночные процессы, привело к тому, что цены и заработная плата перестали быть подвижными.

Таким образом, Кейнс считал совокупный спрос изменчивым, цены неэластичными, поэтому безработица сохраняется в течение длительного периода времени. Из этого следует необходимость макроэкономической политики государственного регулирования совокуп­ного спроса.

Кейнсианская модель макроэкономического равновесия представ­лена на рис. 19.

Кривая совокупного предложения – горизонтальная линия, поскольку цены неэластичны. Совокупный спрос изменчив, реальный объем производства снижается.

Таким образом, по Кейнсу, объем производства и, соответственно, уровень занятости находятся в прямой зависимости от уровня со­вокупных расходов (совокупного спроса). Главная составляющая совокупных расходов – потребление. Доход после уплаты налогов равен потреблению плюс сбережения. Поэтому факторы, определя­ющие потребление, воздействуют на сбережения. Главным и посто­янно действующим фактором, определяющим величину потребле­ния и сбережений, является располагаемый доход.

Вторую составляющую совокупных расходов образуют инвести­ции. Величина инвестиций определяется двумя главными постоян­ными факторами: ожидаемой нормы чистой прибыли и реальной ставки процента.

Поскольку расходы на потребление и инвестиции определяются рядом других факторов, то величина совокупного спроса в целом характеризуется нестабильностью. Неустойчивость же последнего вызывает дисбаланс в национальной экономике. Для достижения макроэкономического равновесия совокупный спрос должен быть «эффективным». «Эффективный спрос», по Кейнсу, состоит из затрат на потребление и инвестиции. Поддерживать эффективный спрос Кейнс предлагает с помощью мультипликатора. Мультипликатор (Мр) – коэффициент, показывающий связь между приростом

инвестиций (DI) и приростом ВНП (DGNP) (его величина в свою очередь зависит от предельной склонности к сбережению):

 

.

 

Механизм мульти­пликатора инвестиций следующий. Инвестиции в любой отрасли вызывают расширение производства и занятости в этой отрасли. В результате спрос до­полнительно расширяется на предметы потребления, что в свою очередь вы­зывает расширение их производства. Последнее обусловливает дополнитель­ный спрос на средства производства и т.д. Помимо первичного эффекта воз­никает вторичный, третичный и т.д. Занятость в одних сферах порождает за­нятость в других как производную.

При росте инвестиций рост ВНП будет происходить в гораздо большем размере, чем первоначальные дополнительные инвестиции. Этот множитель­ный, нарастающий эффект в размере ВНП называют мультипликационным эффектом.

Чтобы выразить воздействие прироста дохода на прирост инвестиций, применяется акселератор. Акселератор (Ar) – это коэффициент, указывающий на количественное отношение прироста инвестиций данного года к приросту национального дохода прошлого года.

 

,

 

где – инвестиции текущего года; – НД прошлого года.

Рост инвестиций вызывает увеличение уровня дохода, который на ста­дии использования распадается на потребляемую и сберегаемую части; при этом та его часть, которая направляется на потребление, служит источником дохода для их производителей. Полученный доход, в свою очередь, распада­ется на потребление и сбережение и т.д. В конечном счете, первоначальный рост инвестиций приводит к многократному увеличению дохода.

Эффект мультипликатора действует и в обратном направлении. При не­значительном сокращении инвестиционных расходов может произойти су­щественное снижение дохода. Поэтому для стабильного и сбалансированного функционирования экономики следует обеспечивать определенное значение коэффициента мультипликации, создавать условия для бесперебойного осу­ществления инвестиционного процесса. Таким образом, благодаря инвестициям происходит увеличение сово­купного спроса, занятости населения и общего дохода.

Следовательно, кейнсианская теория явилась теоретическим обоснованием не­обходимости вмешательства государства в экономику.

Целесообразно в связи с этим посмотреть на теорию макроэкономического равновесия К. Маркса. Здесь стоимостная форма совокупного общественного продукта включает: постоянный капитал, или стоимость потребленных средств производства (C); переменный капитал, или фонд заработной платы (V) и прибавочная стоимость, созданная в течение года (m).

При построении схем воспроизводства К. Маркс исходил из следующих абстракций: 1) все хозяйство ведется капиталистическим способом; 2) воспроизвод­ство осуществляется без внешней торговли; 3) в обращении нахо­дятся только металлические деньги; 4) цены товаров совпадают с их стоимостью; 5) органическое строение капитала (C / V) неизмен­но; 6) весь постоянный капитал потребляется целиком в течение года; 7) норма прибавочной стоимости неизменна и равна 100 %[2].

Для того чтобы воспроизводство осуществлялось непрерывно, годовой продукт I и II подразделений должен быть реализован. Одна часть годового продукта IC должна быть реализо­вана внутри этого подразделения и по стоимости, и по натуральной форме. Другая часть годового продукта I(V+m) должна быть обменена на предметы потребления, ко­торые производятся только во II подразделении, поскольку она пред­назначена для личного потребления рабочих и работодателей.

Во II подразделении часть годового продукта, равная IIC, не может быть реализована в этом же подразделении, так как она возмещает потребленные средства производства. Поэтому эта часть обменивается на продукцию I подразделения. Другая часть годового продукта II подразделения – II(V+m) возмещается из продукции этого же подразделения. Таким образом, главное условие равновесия при простом воспроизводстве:

 

I(V+m) = IIC.

 

Производными условиями являются:

 

I(C+V+m) = IC+IIC;

II(C+V+m) = I(V+m) + II(V+m).

 

Эти равенства означают, что продукция I подразделения должна быть равной фонду возмещения обоих подразделений, а продукция II подразделения – чистому продукту общества. При расширенном воспроизводстве часть прибавочной стоимос­ти обоих подразделений накапливается и выступает как капитал, который используется для приобретения дополнительных средств производства и дополнительной рабочей силы. Поэтому при расширенном воспроизводстве:

 

I(V+m) > IIC.

I(C+V+m) > IC+IIC;

II(C+V+m) > I(V+m) + II(V+m).

Это означает, что чистый продукт I подразделения должен быть больше фонда возмещения средств производства во II подразделе­нии на стоимость накапливаемых средств производства, необходи­мых для расширения производства в обоих подразделениях.

Так как величина постоянных издержек не зависит от объема производства, то конфигурация кривой AFC имеет нисходящий характер, что свидетельствует о том, что с ростом объема производства сумма постоянных издержек приходится на все возрастающее количество единиц продукции.

 





Читайте также:

Asking the way Спросить дорогу
IV) По степени эластичности спроса
В деловом общении действует правило героев А. Гайдара Чука и Гека: «Спросит мама про телеграмму — скажем. А не спросит...».
В семье наиболее распространенными мерами воздействия на детей являются наказание и поощрение - метод кнута и пряника, возникший в глубокой древности.
Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.
Взаимодополняющее действие активов двух или нескольких предприятий, совокупный результат которого, намного превышает сумму результатов отдельных действий этих компаний - это
Виды маркетинга. Взаимосвязь характера спроса и типа маркетинга.
Внешняя политика в 1920-30гг. Распространение фашизма.
Вопрос 19. Модель экономического равновесия. Предпосылки построения. Функция избыточного спроса и ее использование в модели Л. Вальраса.
Вопрос 26. Формулировка задачи Больца. Принцип максимума как распространение метода множителей Лагранжа на решение задачи Больца.



Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (722)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)