Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

ТЕМА 2. Основные определения культуры




1. Лекционный материал.

2. Задания для самостоятельной работы.

3. Литература

Своим появлением слово «культура» (лат. cultura) обязано древним римлянам, которые обозначали им возделывание, обработку почвы. Таким образом, используемые сегодня понятия «сельскохозяйственная культура», «агрикультура» (земледелие) наиболее близки к древнему, первоначальному смыслу. Со временем термин «культура» был перенесён на процесс «возделывания» человека через обучение, воспитание, формирование нравственных и гражданских добродетелей, что в древнегреческом языке выражалось словом «пайдейа». Именно в таком смысле понятие культуры впервые употребил Цицерон (106–43 гг. до н. э.), определивший философию как «культуру души» (cultura animi), т. е. инструмент для возделывания души. В широкий оборот понятие стало входить только на рубеже XVII–XVIII веков в среде западно-европейских философов и просветителей вместе с первыми ново-временными концепциями философии истории (Дж. Вико, И.Г. Гердер, И. Кант и др.). Окончательное становление понятия «культура» как самостоятельной научной и философской категории произошло во второй половине XIX века в связи с бурным развитием этнологии, рождением культурной (социальной) антропологии и выделением философии культуры в качестве отдельной философской дисциплины.

В современном словоупотреблении термин «культура» чрезвычайно многозначен не только в обыденном значении, но и на уровне научно-теоретического осмысления. В первом случае культура часто выступает в качестве синонимов таких понятий, как «возделывание», «выращивание», «разведение» («культура микроорганизмов», «технические культуры»), степени развития какого-либо качества («культура личности», «культура речи», «физическая культура»). Однако если мы обратимся к научным трактовкам понятия, то обнаружим не менее пеструю картину в понимании его смысла.

Археология, например, использует присущий только ей термин «археологическая культура», обозначающий группу сходных археологических памятников. Под археологическим памятником подразумеваются предметы быта и продукты творчества, жилые сооружения или древние погребения, имеющие явное родство и принадлежащие одной народности. Для археолога любые материальные результаты деятельности человека, искусственные предметы – культура. К слову сказать, словосочетание «материальная культура» стало популярным благодаря учёным-археологам, для которых главным источником знаний о культуре служат материальные останки жизнедеятельности древних народов.



В этнологии (этнографии) под культурой, как правило, понимается принадлежащий определённому этносу (народу) образ жизни: комплекс местных обычаев, традиций, верований, особенностей быта людей и т.п.

Более широкие и универсальные определения культуры формулируются в рамках философии, социологии и культурной (социальной) антропологии, пытающихся постичь сущность культуры. Но она настолько неуловима, что различные определения практически не находят друг с другом общих точек соприкосновения. В итоге, в настоящее время учёными насчитывается более пятисот научных определений культуры, трудно сводимых в некую общую классификационную схему. Культурология как междисциплинарная наука обязана учитывать все эти разработки при исследовании культуры. Несмотря на заведомую необъятность темы, всё же можно выделить несколько основных и самых распространённых методологических подходов, сложившихся в современном культурологическом знании.

1. Одним из наиболее распространённых подходов к определению культуры является антропологический. Согласно ему, культура представляет собой всё, что создано человеком. Определение строится на оппозиции «естественный – искусственный», разграничивая вещи и явления, имеющие исключительно природное происхождение («натура») и связанные с человеческой активностью и деятельностью (культура). Антропологическое определение культуры исходит из мысли классика немецкой идеалистической философии Ф. Шеллинга, обозначавшего мир, в котором живёт человек, как «вторую природу». Первая природа – мир предметов и явлений, существующих до и вне человека, не испытавших на себе его влияния. Вторая природа – это та часть природы, которая испытала на себе воздействие человека, второй слой окружающей действительности, измененной, организованной или творчески преобразованной человеком.

Первой попыткой научного определения, сформулированного в рамках этого подхода, стало определение культуры, данное английским антрополо-гом Э. Б. Тайлором (1832–1917), которое иногда называют описательным, по-скольку оно построено на перечислении элементов, входящих в культуру. По мнению учёного, «культура, или цивилизация… слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества» . Тайлор избегал в своей формулировке таких, по его мнению, абстрактных понятий как «сущность культуры», характерных для философии. Согласно методологии позитивизма , которая была очень популярна в XIX веке, любое явление может быть изучено научно только на основе достоверно фиксируемых фактов. При этом теоретические понятия, которые невозможно свести к достоверному чувственному опыту, должны быть отброшены как вымышленные исследователем. Тайлор, разделяя идеи позитивизма, опирался только на чувственно фиксируемые элементы культуры, отсюда – его описательность.

Антропологические определения чрезвычайно распространены в современной культурологии. Среди современных учёных одно из наиболее аргументированных определений было предложено Э. А. Орловой: культура – «это созданная самими людьми искусственная среда существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения» . Более просто выражается Э. В. Соколов, согласно которому культура – «все то, что создано руками и разумом человека, весь искусственный – отличный от природы – мир явлений…» .

Как можно заметить, антропологический подход проистекает непосред-ственно из первоначального значения культуры как возделывания и ставит акцент на её адаптирующей функции, приспособляющей человека к природным условиям существования. Он максимально расширяет сферу культуры, включая в неё всё, что связано с воздействием человека, но обнаруживает и существенный недостаток: между культурой и обществом не проводится никакого различия. Характерна для антропологического подхода и другая тенденция: отождествление культуры и цивилизации, что недвусмысленно выражено в тайлоровском определении.

 

2. Аксиологический подход избегает вышеупомянутой проблемы, поскольку исходит из оппозиции «культурный – некультурный», разделяя социальные и культурные аспекты в жизни человека. В качестве основы культуры здесь берётся система ценностей (название подхода происходит от философской науки о ценностях – аксиологии). В таком случае сами по себе общественные отношения и социальные группы относят к жизнедеятельности общества (социальной сфере), а всё, что связано с ценностным освоением мира, – к культуре. Современные аксиологические трактовки склонны усложнять эту схему, дополнительно выделяя цивилизационную сторону в общественном развитии.

Аксиологический подход сложился в рамках целого ряда направлений в западной философии второй половины XIX – первой половины XX века (неокантианство, философия жизни, экзистенциализм, феноменология). Немецкому философу О. Шпенглеру (1880–1936) такое понимание культуры помогло теоретически разграничить культуру и цивилизацию как две параллельные сферы общественной жизни, хотя в гуманитарном знании эти два понятия прежде отождествлялись. В качестве одной из разновидностей аксиологической трактовки в XX веке возникла «теоцентрическая» концепция культуры, объясняющая её происхождение от поклонения сакральным силам, Божеству (Н. А. Бердяев, П. А. Флоренский, Ж. Маритен и др.). Это направление в культурологической мысли отличается иной трактовкой происхождения слова «культура», которое выводится из другого латинского слова – «культ», что означает «почитание».

Аксиологические определения фиксируют одну из важнейших духовных основ культуры, ценностную, но, как правило, сужают границы культуры. Выносится за скобки множество явлений и процессов, обладающих культурной природой: любые другие значения и смыслы помимо ценностей, формирующие мировоззрение; ментальные установки; признанные, но не нормативные образцы поведения; отклоняющиеся (девиантные) модели поведения; разрушительные и кризисные тенденции в культуре. При данном видении культуры встаёт проблема исчезновения культурных оснований множества явлений социальной жизни. Например, если широко известный в истории институт рабства совершенно вычеркнуть из границ культуры как антигуманный с позиции современного человека, то остаются не прояснёнными те общественные нормы и представления, благодаря которым стало возможным его длительное существование.

3. Достаточно близки к аксиологическим нормативные определения культуры, очень распространённые в западной культурной (социальной) антропологии. Согласно данному направлению культура – это социальные нормы, определяющие поведение человека. Культура в таком понимании предстаёт как сумма разных видов приобретённого поведения, основанного на социальных нормах, стандартах, моделях, передающихся от поколения к поколению в рамках определённого общества. К учёным, разделяющим подобную позицию, можно отнести Б. Малиновского, А. Рэдклифф-Брауна, Ф. Боаса, М. Мид и др. Нормативный подход в определённой мере дополняет аксиологический, поскольку включает в область культуры не столько идеальные нормы (ценности), которым в действительности люди могут и не следовать, сколько реально сложившиеся модели поведения.

4. Принципиально иной взгляд на культуру предлагает нам деятельностный подход, достаточно распространённый в отечественной культурологии (Э. С. Маркарян, М. С. Каган, В. Е. Давидович, Ю. А. Жданов и др.). Согласно данной научной позиции, в основе бытия человека лежит деятельность – целенаправленная, орудийная и продуктивная активность. Только человеческая деятельность может быть направлена на совершенно любые цели, которые человек выбирает сознательно, руководствуясь не инстинктами, а разумом и собственными потребностями. Её орудийный характер означает, что только в ходе деятельности человека природные явления и вещи превращаются в систематическое орудие или средство достижения практических целей. Из природных материалов человек создаёт сложные приспособления и машины, помогающие ему вести сельское хо-зяйство, производить промышленные товары, облегчать бытовые тяготы и т. д. Продуктивность деятельности заключается в достижении совершенно новых, творческих результатов в ходе преобразования природы.

Если всё бытие человека представляет собой деятельность, то культура – это особый способ или технология деятельности человека. Понятие технологии в данном случае применяется не в прикладном смысле (как характеристика производственного процесса), а в общетеоретическом, обозначая исторически изменяющуюся совокупность приёмов, процедур, норм, которые характеризуют уровень и направленность человеческой деятельности в конкретном обществе. Культура задаёт алгоритмы и модели деятельности в различных сферах общественной жизни (экономической, политической, художественной, научной, религиозной и т. д.), выступая способом сохранения, воспроизводства и регуляции всей общественной жизни. Всем этим процедурам, приёмам и нормам деятельности каждое новое поколение обучается вновь, поскольку культура имеет не биологический характер и не передаётся по наследству.

Деятельностный подход также является предельно широким по отношению к культуре. Однако в отличие от антропологических определений он проводит различие между социальной и культурной сферами жизни человека и одновременно подчёркивает, что в реальности они составляют трудноразличимое диалектическое единство, представляя как бы две стороны одной «медали» (деятельности человека).

5. Следующий круг определений можно условно обозначить как знаково-символический подход. Под данным наименованием мы объединяем все разнообразные определения культуры, рассматривающие её через категорию «знака» или «символа». Например, семиотические определения интерпретируют культуру как систему знаков, либо особую негенетическую «память» человеческого общества, которая кодируется, хранится и передаётся из поколения в поколение с помощью знаков. Под знаком понимается материально воспринимаемый предмет (явление, действие), замещающий в сознании человека другой предмет или представляющий некий смысл, отношение к чему-либо. Знаком может выступать слово, жест или вещь. Поскольку одно и то же слово, жест или вещь могут иметь совершенно различный смысл и связь с другими знаками из-за особенностей сознания и мировосприятия людей, живущих в разных обществах, возникает необходимость «расшифровки» их значений и реконструкции этих смысловых миров, которые и составляют основу различных культур. По мнению Ю. М. Лотмана (1922–1993), зачинателя отечественной семиотики, культура соединяет различные индивидуальности в мыслящее целое, создавая единое коммуникативное пространство, в рамках которого осуществляется не только хранение памяти конкретного человеческого сообщества, но и выработка новой информации.

Родственным семиотическому подходу являются символические определения культуры, наиболее раннее из которых было сформулировано американским антропологом Л. Уайтом (1900–1975), предложившим называть культурой класс предметов и явлений, связанных со способностью человека к символизации и рассматриваемых в экстрасоматическом («внетелесном») контексте. К символическим предметам и явлениям могут относиться слово, каменный топор, отношение к тёще, окропление святой водой и многое другое. Все символы непосредственно связаны с человеком, но изучать их можно по-разному. Когда они рассматриваются во взаимосвязи с организмом человека (в соматическом контексте), они становятся предметом психологии, поскольку выясняются их происхождение и зависимость от особенностей организма человека, его психических реакций. Экстрасоматический контекст предполагает изучение и объяснение класса символических предметов и явлений в их взаимосвязи друг с другом. При таком рассмотрении сфера символического становится независимой системой, функционирующей согласно собственным закономерностям, не зависящим от внешних факторов (биологических, социальных, психологических и др.). Эту систему символов и предлагается именовать культурой.

Семиотическое понимание культуры достаточно близко символическому определению Л. Уайта, разница между ними заключается лишь в материале исследования культурной реальности. Если Л. Уайт рассматривает в качестве культурных «фактов» идеи и отношения, внешние действия и материальные объекты, то семиотика интересуется в первую очередь языком как носителем культуры. Отсюда и своеобразие терминологии семиотики, которая считает единицей культуры «текст» (систему знаков или символов), под которым могут подразумеваться как непосредственно письменный текст (художественное произведение, документ эпохи и т. п.), так и символика художественной картины или, скажем, архитектурного сооружения.

Данные определения обогащают научные представления о культуре, обращая внимание на её знаковую (символическую) «оболочку». Действительно, любые человеческие смыслы, представления, нормы и ценности, формирующие культуру, передаются с помощью специальных знаковых или символических средств передачи информации. Язык, без которого невозможно себе представить ни культуры, ни человеческого общества, представляет собой сложную знаковую систему. Знаковой природой обладают и все остальные культурные явления.

Подводя итог, важно отметить отсутствие общепризнанных универсальных определений культуры. В современной культурологии утвердилось представление о сложности и многомерности этого понятия. Среди учёных господствует мнение о невозможности исчерпывающего объяснения термина «культура» в рамках только одного методологического подхода. Устойчивой тенденцией в научной литературе стали попытки непротиворечивого объединения нескольких подходов в одну концепцию культуры. В качестве рабочего определения хотелось бы предложить формулировку известного американского социолога, русского эмигранта, П. А. Сорокина, рассматривающего в качестве культуры «совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения» .

Считая ценности фундаментом любого типа культуры, П. А. Сорокин, помимо них, включает в сферу культуры любые значения и смыслы, пронизывающие социальные отношения между людьми. Идеи, представления, ценности, выражающие внутренний мир человека, как правило, материализуются в конкретных объектах (объективируются) и тем самым становятся всеобщим достоянием (социализируются). Поэтому культура – это и «совокупность носителей» значений и смыслов в виде искусственно созданных вещей. В этом заключается истина антропологического подхода. К примеру, философские и научные идеи воплощаются в напечатанных книгах, доступных для восприятия каждому грамотному человеку. Художественные образы и эстетические идеалы реализуются в живописи, скульптуре, музыке, танцах и т. д.

Общество и культура – два неразрывно связанных явления, но между ними существуют отличия. Если общество строится на основе разнообразных социальных отношений между людьми (объединение и разделение на группы, кооперация, эксплуатация, управление, подчинение и т. д.) и формирует структуру совместной жизнедеятельности, то культура наполняет социальные формы ценностными ориентирами, смысловыми значениями, нормативными предписаниями, упорядочивая социальное взаимодействие, создавая единый язык общения и понимания между людьми.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Что означало слово «культура» в своём первоначальном смысле?

2. Перечислите, какие методологические подходы к определению понятия культуры вы знаете и кратко объясните основные различия между ними.

3. К какому из методологических подходов относится определение культуры Э. Б. Тайлора?

4. Объясните сущность феномена культуры согласно концепции П. А. Сорокина.

5. В чем расходятся современные трактовки «цивилизации» в исторической науке и культурологии?

Задания:

1. Подготовить письменно доклад «Культура и цивилизация»

2. Дать определение понятия «культура» (по Н. Бердяеву, П. Флоренскому, Э. Тайлору, О. Шпенглеру, Ю. Лотману) – цитирование авторов





Читайте также:





Читайте также:

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)