Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Когнитивная теория метафоры





Метафора (от греч. metaphora – перенесение) – перенос названия с одного предмета на другой по сходству тех или иных признаков: по форме, размерам, количеству, цвету, функциям, по расположению в пространстве, по впечатлению и ощущению.

Традиционный подход:метафора – троп, средство украшения речи.

Когнитивный подход: метафора – средство обработки структур знаний – фреймов и сценариев. Знания, реализующиеся во фреймах и сценариях, представляют собой обобщенный опыт взаимодействия человека с окружающим миром – как с миром объектов, так и с социумом.

Метафоризация основана на взаимодействии двух структур знаний -когнитивной структуры «источника» (source domain) и когнитивной структуры «цели» (target domain). В процессе метафоризации некоторые области цели структурируются по образцу источника. Происходит «метафорическая проекция» (metaphorical mapping) или «когнитивное отображение» (cognitive mapping). Следы метафорической проекции обнаруживаются на уровне семантики предложения и текста в виде метафорических следствий.

Например: народ/общество [цель] – это стадо [источник]: мы вновь являемся лишь бессловесным стадом для губительных игр «верхов»; обращается внимание адресата на идею «несамостоятельности, пассивности», которая является частью когнитивной структуры (фрейма) «стада»: знания о мире говорят, что стадо животных управляется пастухом.

Устойчивые соответствия между областью источника и областью цели, фиксированные в языковой и культурной традиции данного общества, получили название «концептуальных метафор». К числу концептуальных метафор европейской культуры относятся, например, метафорические проекции время – это деньги, спор – это война, жизнь – это путешествие и др.

Метафора оказывается когнитивным феноменом, влияющим на мышление человека. Высказывается предположение, что метафора влияет на процесс принятия решений. Последний включает следующие основные этапы: 1) осознание проблемной ситуации; 2) выявление альтернатив разрешения проблемной ситуации; 3) оценка альтернатив; 4) выбор альтернативы (собственно принятие решения).



Метафора так или иначе может влиять на любой из этапов принятия решений, но она особенно важна при формировании множества альтернатив разрешения проблемной ситуации.

Если метафора влияет на процесс принятия решений в проблемных ситуациях, то количество метафор должно возрастать в периоды общественно-политических и экономических кризисов.

Экспериментальные проверки: К.де Ландшеер – исследование использования политической метафорики в голландском политическом дискурсе за период с 1831 по 1981 годы. Показала, что возрастание степени метафоричности текстов коррелирует с периодами кризисов.

Эксперимент на материале дискурса СМИ за период с июня по сентябрь 1998 года: показатели относительной частоты употребления метафор резко возрастали во время пика августовского кризиса 15--21 сентября.

В дескрипторной теории метафоры метафора описывается как множество кортежей сигнификативных и денотативных дескрипторов, представляющих, соответственно, область источника и область цели метафорической проекции.

война законов: \{<война>, <законодательская деятельность; законодательство>\}. Первый дескриптор - «война» - сигнификативный, а вторые два - «законодательская деятельность», «законодательство» - денотативные.

Комплексное исследование коррупции, проводившееся фондом ИНДЕМ в 2002 –2004 гг.: проведение двух серии глубинных интервью с экспертами по коррупции. В первой серии в качестве интервьюируемых выступали политики и чиновники федерального уровня, во второй – предприниматели мелкого и среднего бизнеса. Лингвистическая часть исследования связана с выявлением метафорических осмыслений коррупции.

Результаты анализа структуры метафор первой серии интервью показали, что коррупция осмысляется интервьюируемыми первой серии интервью как органическая, естественная часть общественной жизни. На поверхностном уровне, на уровне пропозиций (утверждений) текстов конфликт провозглашается, участники дискуссии о коррупции высказывают в явном виде свое отрицательное отношение к этому явлению. Однако языковые, точнее метафорические, способы категоризации коррупции свидетельствуют о том, что на уровне «коллективного бессознательного» конфликта нет. Это проявилось в преобладании органистических метафор в осмыслении этого феномена, то есть в категоризации коррупции как растения-древа, почвы, болезни, организма, культуры-традиции и т.д.

Коррупция осмысляется представителями бизнес-сообщества как рациональная сущность, к которой можно применять рациональные способы поведения и оптимизировать ее издержки. Одновременно коррупция ощущается как реальная проблема, осложняющая ведение и развитие бизнеса.

В то же время частое использование органистических метафор говорит о серьезном влиянии, которое имеет неконфликтное видение коррупции, имеющее значимые культурные и исторические корни. И на уровне мелкого, и среднего бизнеса коррупция часто ощущается и воспринимается как естественная часть поведения членов социума.

Дискуссия TUT: Как получить и где применить блестящее образование (читать полностью: http://news.tut.by/society/199493.html)

Образование/наука за рубежом:

Наука поделена на узкие сферы, но с первого дня ты знаешь и понимаешь, что твоей задачей является расширение и углублениетой или иной сферы.

Там образование – это бизнес, и там ты знаешь, за что сражаешься.

Образование в РБ:

Политэкономию никто особо не забыл, но она не является одной из самых актуальных тем сегодня в экономической науке. И возможно, именно с таких позиций Беларуси было сложно стартовать сразу высоко.

Это рутина, постоянное спускание сверхудиректив, которые зачастую невыполнимы

Научные отделы, существующие на больших предприятиях, пытаются сделать конфету из ничего.

очень сложно оставаться в этой струе, если ты не суперэнтузиаст науки.

Так мы окунулись в международную жизнь.

И сегодня далеко не всегда мы можем дать адекватную зарплату узко заточенному специалисту.

Нынешняя система образования рядом с такими людьми смотрится непрезентабельно. Этих людей рассматривают как врагов: система образования сравнивает себя с ними, и понимает, что они как минимум другие, а зачастую просто лучше.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (789)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)