Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Пять факторов возникновения конфликта





Связь конфликта и противоречия. Теория циклов в развитии конфликтов.

следует отметить, что основой всех конфликтов являются противоречия, возникающие между людьми или внутри структуры самой личности. Именно противоречия и вызывают противоборство между сторонами конфликта. При этом объективные, не зависящие от сознания людей противоречия, коренящиеся в существенных различиях социально экономических условий их жизни, играют ключевую роль в возникновении конфликтов в обществе. Социально экономическое положение индивида в обществе во многом определяет не только линию его поведения и действия, но и само его сознание, интересы и цели.

Имея в виду важную для понимания конфликта роль противоречий, часто сам конфликт определяют как предельное обострение противоречий между участниками взаимодействия, проявляющееся в их противоборстве. При этом речь идет именно о резком обострении противоречий, поскольку не всякое противоречие вызывает конфликт. На ранней стадии развития противоречия оно может разрешиться и бесконфликтным образом. Кроме того, противоречия могут вообще существовать в бесконфликтной форме. Примером может служить противоречие между мужчиной и женщиной. Это противоречие было и будет всегда, но лишь в определенной социальной ситуации оно может приобретать конфликтную форму. Наконец, существует множество противоречий, которые к конфликту вообще не имеют никакого отношения. Таковы, например, прот аиболее точно динамику конфликта характеризуют следующие фазы конфликтной стадии: 1) начало конфликта, 2) развитие конфликта, 3) пик конфликта, 4) затухание конфликта, 5) прекращение конфликта, 6) урегулирование конфликта. При остром и длительном конфликте фазы могут циклически повторяться (рис. 5.24) После фазы «затухание конфликта» (первый цикл) или даже «пре-

Наиболее точно динамику конфликта характеризуют следующие фазы конфликтной стадии: 1) начало конфликта, 2) развитие кон­фликта, 3) пик конфликта, 4) затухание конфликта, 5) прекращение конфликта, 6) урегулирование конфликта. При остром и длительном конфликте фазы могут циклически повторяться (рис. 5.24) После фазы «затухание конфликта» (первый цикл) или даже «прекрашение конфликта» (второй и третий циклы) может начаться фаза «развитие конфликта» с прохождением фаз пика, затухания, прекращения конфликта, затем может начаться следующий цикл и т.д. При этом с каждым циклом пик конфликта становится все выше, степень остроты и интенсивности увеличивается, а длительность фаз может расти и возможности разрешения конфликта в каждом последующем цикле сужаются и его становится все трудней урегулировать. Циклы повторяются до тех пор, пока конфликт не будет решен.



 

 

Методы конфликтологии как науки.

Конфликтология это наука, изучающая причины возникновения, особенности развития и возможности управления различными типами конфликтов.

Конфликтология как молодая наука использует методы многих других дисциплин, в том числе психологии, социологии, математики и т.д.

Все методы можно разделить на 2 группы:

1. Количественный метод сбора и анализа информации (опросы, интервью, наблюдения).

2. Качественный метод обработки и использования информации (моделирование, экспертный опрос, метод конкретной ситуации…)

Сочетание этих методов, а также использование системного и ситуационного анализа позволяют точно анализировать и выбирать методы и приемы воздействия на него.

Основные виды конфликтов по уровням противоречий. Конструктивное и деструктивное развитие конфликта.

1 уровень – физические противоречия – связанные с законами физики, химии и др. наук.

2 уровень – биологические противоречия – в экологических системах между биологическими видами и особями.

3 уровень – физиологические противоречия – внутри живого организма.

4 уровень – психологические или внутренние конфликты – столкновение разнородных явлений в душе одного человека.

5 уровень – социально-психологические конфликты – противоречия между отдельными людьми и малыми группами. Под уровни: 1) межличностные конфликты 2) конфл. малых групп 3) организационные конфл. 4) индустриальные конфл.(переходные от соц.-псих. к соц.)

6 уровень – социальные конфликты больших групп

7 уровень – цивилизационные конфликты и противоречия.

Конфликт является деструктивным, если его участники неудовлетворены его исходом и чувствуют себя обделенными его результатами.

Конфликт является конструктивным, если его участники довольны его исходом и полагают, что в результате него они получили пользу. Нужно также отметить, что в большинстве случаев конфликт, результаты которого удовлетворяют всех участников, будет более конструктивным, чем когда удовлетворены лишь некоторые из участников.

Пять факторов возникновения конфликта.

1.Информационный. К.возникают из-за искажения, сокрытия, нежелательного обнародования (информация, которая приемлема для одной стороны, неприемлема для другой - сплетни, наговор, слухи, сообщения, свидетельские показания)2.Структурный или объективный. К.возникает из-за событий или обстоятельств, которые сложно изменить (законы, положения, война, возврат, климат) 3.Ценностный фактор-принципы, которые человек провозглашает, которым следует, думает, что и другие будут следовать: личностная система ценностей ,групповые ценности и семейные, профессиональные, вопросы моральной ценности, религия, идеология).4.Фактор отношений. К.возникают из –за неудовлетворенности min одной из сторон. На К. оказывают влияние основа отношений(добровольные или принудительные),сущность отношений(зависимые-не зависимые-взаимозависимые),баланс сил в отношениях(равные-сильный-слабый),вклад сторон в отношения (материальные, эмоциональные, поддержка),психологическая совестимость, история отношений.5.Поведенческий фактор. К.возникают из-за конкретного симиюминутного поведения min 1 из сторон (агрессивное, угрожающее, дискомфорт, провоцирующее)

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (768)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)