Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Ее место и роль в культурном наследовании





Анализируя процессы культурного наследования, важно обратить внимание на то, что из опыта прошлого было незаслуженно забыто и что требует своего возрождения, творческого переосмысления на новой культурной основе. На наш взгляд, к числу таких «забытых» феноменов относится салонная культура. Нам представляется, что салоны как форма культурного общения, организации культурной жизни не утратили своей значимости на современном этапе. В этой связи возникает необходимость, с одной стороны, проведения исторической аналогии и обращения к ценному опыту прошлого, многие черты которого за последние десятилетия были утрачены, с другой - объективной интерпретации и возрождения традиции салонной культуры применительно к нашей действительности.

Понятие «салон» и связанное с ним понятие «салонная культура» полисемантичны, что находит выражение в вариативных дефинициях, формулируемых исследователями. Данная полисемантичность является следствием сложности, многоаспектности этих феноменов, их изменений в процессе развития. Многие исследователи неоднократно обращали внимание на этот аспект при изучении салонной культуры[89].

Полисемантичность термина «салонная культура» была отмечена и И.П. Медведевым в статье «Литературные «салоны» в поздней Византии». Изучая поздневизантийские театры, т.е. литературно-музыкальные собрания тогдашних интеллектуалов, он так аргументирует применение термина «салон» по отношению к византийским «театрам»: «…я бы не удовлетворился в поисках их русского эквивалента нейтральным и не несущим в себе «семиотического богатства», но, как кажется, общепринятым термином «кружки», я предпочел бы богатое всяческими «семиотическими обертонами» понятие «салоны», несмотря на некоторые нежелательные исторические ассоциации и реминисценции»[90]. Автор, таким образом, полагает, что понятие «салон» несет более разностороннюю культурологическую нагрузку, нежели в чем-то близкое понятие «кружок». При этом он делает акцент при трактовке данного понятия на одном из его значений, как литературно-музыкальном собрании интеллектуалов.



Вместе с тем следует обратить внимание, что с понятием «салон» исследователь связывает и некоторые «нежелательные ассоциации».

Откуда они возникают? Дело в том, что в Париже при Людовике XIV с середины XVII века Королевской академией организовывались официальные выставки современного изобразительного искусства (картин, гравюр и скульптуры). С 1699 года они размещались в Большой галерее Лувра, а немного позднее, с 1737 по 1848 г., в Квадратном салоне (Salon carre). Именно отсюда и происходит название «Салон».

Характерно то, что с середины XVIII века проведение Салонов стало регулярным, а с конца XVIII века и до 1863 года они проводились ежегодно. До событий Французской буржуазной революции в Салонах принимали участие только члены Королевской академии живописи и скульптуры. В течение всего XVIII столетия число произведений, выставленных в Салонах, с каждым годом росло и в 1765 году достигло 432 номеров[91]. На этом уровне оно держалось до начала революционной эпохи, когда в количественном отношении Салоны сразу выросли больше чем вдвое. Несмотря на официальный характер Салонов, они достаточно полно отражали развитие французского искусства в тот период и, без сомнения, стояли выше других художественных выставок.

Шестидесятые годы XVIII века - время подъема общественного значения Салонов. Они привлекали в стены Лувра самую разнообразную публику - от аристократии и состоятельной буржуазии до самых демократических слоев населения. Мерсье в «Картинах Парижа» пишет, что в день открытия Салона «поток посетителей не прекращается с утра до вечера. Бывают часы, когда в нем задыхаешься… Зрители столь же пестры, как изображенные сюжеты, где все смешано - духовное и светское, патетическое и гротескное»[92].

После революции доступ в Салоны художникам неакадемических направлений стал более открытым. Жюри Салонов во время правления Наполеона I (1804-1815) поддерживало салонное искусство, которое явно было рассчитано на обывательские вкусы буржуазной публики.

Особенностью французских Салонов того периода была идейная борьба художников новых направлений и официально-академического. Следует отметить, что произведения первых все же попали в Салоны: 1819, 1824, 1831, 1850 гг. и др. Но все-таки выставить в Салонах свои произведения для художников, не вписывающихся в официально-академические каноны, было непросто, и поэтому они стали организовывать собственные Салоны. Ярким примером здесь может быть «Салон отверженных» - выставка будущих импрессионистов и др.

С 1881 года Салоны перешли в ведение «Общества французских художников», которое каждый год устраивало «Весенние салоны».

Таким образом, собственно этимология слова «салон» указывает на определенное помещение, в котором проводились выставки современного изобразительного искусства. Кроме того, салон - это название самих выставок такого искусства. Но эти значения еще не отражают всей полноты содержания термина «салон».

Обратимся к словарям современного русского языка, где даются трактовки этого термина.

«Политический салон, великосветский салон, французские салоны XVIII века, в дворянском и буржуазном кругу группа лиц в качестве гостей, постоянно собирающихся в каком-то доме, светский кружок»[93].

«Салон это: политический, литературно-художественный кружок из людей избранного буржуазно-дворянского круга, собирающихся обычно в доме какого-то привилегированного лица»[94].

«Салон - парадная гостиная или зал для приема гостей в аристократическом или буржуазном доме»[95].

«Салон - группа лиц аристократического или буржуазного круга, собирающаяся в качестве гостей в каком-либо частном доме».

«Салон - комната для приема. Литературно-художественный или политический кружок избранных лиц, собирающихся в частном доме»[96].

«Салон - гостиная, комната для приемов; литературно-художественный или политический кружок избранных лиц, собирающихся в частном доме»[97].

В специальных словарях по культурологии встречаем такое определение: «салонная культура (салон) - литературно-художественный или политический кружок, члены которого собираются в частных домах, в гостиных; периодическая выставка современного искусства; зал, помещение для демонстрации и продажи произведений искусства, а также изделий различных художественных промыслов»[98].

Анализ приведенных трактовок термина «салон» указывает, по крайней мере, на три основных его значения: название помещения; периодическая выставка современного искусства; собрание группы лиц. Каждая из этих трактовок нуждается в уточнении.

Что касается трактовки салона как помещения, то это зал для демонстрации (продажи) произведений искусства (изделий художественного промысла).

Вторая трактовка связана с понятием салона как названия выставок современного изобразительного искусства (официально-академического, авангардного - здесь возможны варианты).

И, наконец, трактовка салона как собрания группы лиц. В данном случае некоторые авторы рассматривают его как синонимичное понятию «кружок». Вместе с тем трудно согласиться с таким безоговорочным отождествлением. В связи с этим обратимся к определению «кружок».

Такие определения также достаточно вариативны. Например, это - «группа лиц, занимающихся чем-нибудь; различают кружки литературный, драматический и пр.»[99]. «Группа лиц, объединенных общностью взглядов и занятий. Кружок Станкевича, кружок Герцена. Организация лиц, объединившихся для каких-нибудь совместных занятий»[100]. «Группа лиц, объединяющихся общностью взглядов и целей»[101].

Исходя из анализа данных определений, можно сделать вывод, что понятие «салон» не тождественно понятию «кружок». В салоне могут встречаться разные люди, с разными интересами и вкусами. Отсюда, салон - это вовсе необязательно объединение единомышленников. Неслучайно некоторые авторы пишут о салонах, наряду с кружками. В частности, Б.М. Эйхембаум отмечает: «В салонах-кружках происходят встречи писателей с представителями других общественных групп, литературные салоны являются базами общественной мысли»[102]. У К.Д. Кавелина находим: «Блестящие московские салоны и кружки того времени служили выражением господствующих в русской интеллигенции литературных направлений»[103]. Та же мысль высказывается в предисловии к книге Н.А. Бродского «Литературные салоны и кружки I половины XIX века»[104], где речь идет о «салонно-кружковых объединениях» и «салонно-кружковой жизни».

Таким образом, налицо связь двух различных форм культурной деятельности - салона и кружка, но при этом их нетождественность.

Еще одно понятие, встречающееся в культурологии и близкое к понятию «салон» - «литературный дом». В статье «Литературные дома и их влияние на формирование творческой индивидуальности писателя»[105] В.Н. Касаткина вводит понятие «литературного дом», которое во многом аналогично понятию «салона». Автор статьи пишет о домах-салонах следующее: «проблема общения писателей в литературных домах-салонах требует длительного изучения, проводимого большим исследовательским коллективом», и далее: «О домах - литературных салонах существует мемуарная и научная литература»[106].

Отметим, что В.Н. Касаткина пишет о «литературном доме» не только как о салоне, но и как о дворянской просвещенной семье, в которой много литераторов: «В литературной жизни - это касается всей первой половины XIX века, а отчасти такая особенность распространяется и на вторую половину века, - большую роль играют дворянские просвещенные семьи, как очаги культуры, искусства, научных знаний. Знамениты семьи Тургеневых, Пушкиных, Киреевских, а позже Аксаковых, Майковых. Их дома были широко раскрыты для друзей, родных и знакомых»[107].

При схожести понятий нельзя не видеть и их различий. Салон мог объединять людей не только на основе литературной деятельности. В эволюции салонов был период, когда сближение людей строилось на политических интересах. Поэтому следует признать, что салон - это самостоятельная форма организации культурной жизни, форма культурного общения.

Чтобы раскрыть сущностные черты салона в значении собрания группы лиц для интеллектуального общения, обратимся к истории данного культурологического феномена.

Салон как форма культурного общения имеет давнюю историю. Деятельность салонов ведет свою историю с V в. до н.э. - периода расцвета культуры Древней Греции. Во время правления Перикла в его доме собирались выдающиеся философы, поэты, иные творческие личности: Алкивиад, Анаксагор, Ксенофонт, Платон, Сократ, Софокл, Фидий. Домом управляла супруга Перикла - «властительница душ», легендарная Аспасия. Она была хозяйкой дома и салона. Во время салонных встреч она делилась с собеседниками своими размышлениями о литературе, риторике и пр.

«Вечные» вопросы философии и насущные проблемы политики, достижения литературы и иных искусств были в центре споров интеллектуальной элиты Афин. В древнегреческом салоне обсуждались темы, связанные с различными видами и жанрами литературы (драмой, комедией, трагедией, поэзией /элегия, хоровая лирика и пр./, прозой /эпиграмма, басня/) и с философско-эстетическими проблемами.

Древние римляне также были не чужды салонным традициям. Например, Гай Цильциний Меценат (родился между 74-64 гг. до н.э., умер в 8 г. до н.э.), государственный деятель, приближенный императора Августа, оказывал значительное влияние на литературную жизнь Рима. Он покровительствовал известным поэтам того времени, среди которых были: Квинт Гораций Флакк, Публий Вергилий Марон, Секст Проперций и др. До нас дошли фрагменты литературных произведений самого Мецената. Римская элегия как поэтический жанр получила распространение именно в салоне Мецената. Имя этого покровителя искусств стало нарицательным.

Подобные собрания поэтов, музыкантов, артистов встречаются и в византийской истории.

Однако салон в период античности не был традиционным местом встреч людей, объединенных интересом к литературе и философии, и не оказывал заметного влияния на развитие культуры.

Салоны в Европе продолжили свое существование и в средние века. В XII-XIII веках при дворах крупных феодалов возникли светские салоны (регулярные домашние вечера), с которыми связан расцвет рыцарской поэзии. Эти салоны устраивались для развлечений. На подобные встречи приглашались трубадуры, они устраивали спектакли, исполняли музыкальные произведения, читали стихи. Вдохновителями салонов обычно были влиятельные дамы, вокруг которых группировались певцы и поэты.

Традиция проведения салонов имела место и в эпоху Возрождения. Так, в Италии XIV-XV веков появляются салоны, гости которых обсуждали литературно-философские новинки, а также произведения мыслителей античности. Влиятельная дама - хозяйка дома, где проводились собрания, играла определяющую роль.

Из Италии салонная традиция была ввезена в Париж с приездом туда Екатерины Медичи. Ее придворные дамы, искушенные в изысканных светских вечерах и беседах, имевших место при итальянском дворе, начали устраивать подобные собрания и во Франции. Так, в XVI веке в окружении Маргариты Валуа, дочери Екатерины Медичи, образовался литературный кружок, на котором приближенные к ее окружению представители знати размышляли над поэтическими и философскими произведениями, декламировали собственные сочинения, в том числе и сама Маргарита Наваррская, труды которой сохранились и по сей день.

В Западной Европе в XVI веке салоны стали весьма популярны во Франции. В XVII в. салон стал необходимой частью аристократического быта, где огромное значение имел этикет. В этот период для высшего общества характерно особое отношение к женщине, окруженной многочисленными поклонниками. То, что позже стали называть словом salon, в XVII в. называли societe, cour-litterair, cercle, assemblee, chambres; в XVIII в. - souper, diner, bureau d’esprit.

В XVII в. салоны были единственным смешанным пространством, т.е. таким, в котором женщины и мужчины находились вместе и общались открыто, при этом общество не воспринимало такое общение как нарушение приличий или как общение с целью заключения брака.

Первый салон в современном понимании, предназначенный для камерного общения, был создан Катрин де Вивон (мадам де Рамбуйе - в замужестве), придворной Екатерины Медичи (он получил название «Голубой салон»)[108]. Салон был открыт в 1617 году.

Для приема гостей была выделена большая зала, приемная - салон. Декорировала ее сама мадам де Рамбуйе: вместо традиционных для XVII века темных стен, обитых кожей, они были ярких оттенков: зеленого, голубого, золотистых. Зала была украшена множеством хрустальных канделябров, фарфором и букетами живых цветов. Обстановка располагала для непринужденного и приятного времяпровождения. Беседы в основном велись на литературные темы, что не удивительно, поскольку вечера мадам посещали Корнель и Мольер. Маркиза де Рамбуйе была поражена грубостью манер и языка парижан. Эта тема часто поднималась в ее салоне во время бесед и споров. Поддержку в вопросе реформирования французского языка в салоне де Рамбуйе получали члены Французской академии, занимавшиеся этой проблемой.

В соответствии со своими интересами хозяйка подбирала гостей. Буржуа, поэты, философы, музыканты были главными гостями вечера. В салоне каждому пришедшему отводилась определенная роль: иностранец, дипломат, друг хозяйки. Ни один вечер не обходился без приглашенного «гения» - это мог быть музыкант, поэт, философ, как известный общественности, так и не заявивший о себе широкому кругу. Особенность салона заключалась в том, что, оторванный от королевского двора, он не устанавливал рамок социального и имущественного положения приглашенных. Здесь рядом могли сидеть и вести беседу аристократ и буржуа, поэт-горожанин и маркизы при дворе королевы. Это уже не только культурная автономия, но и место, где собиралось аристократическое общество, в некоторой степени оппозиционное публичной власти. Правительство еще не забыло Фронду, поэтому кардинал Ришелье неодобрительно относился к деятельности салона, в связи с чем у мадам Рамбуйе возникали проблемы.

Главным же лицом салона, без сомнения, являлась хозяйка - saloniere. Это черта присутствует практически во всех салонах Франции того и последующих периодов. Хозяйка салона - как правило, зрелая дама с философским складом ума, деятельным характером, не всегда обладающая красотой. Здесь культивируется образ женщины, интеллектуально равной с мужчиной, просвещенной, демонстрирующей всем своим видом, что для нее не столь важно быть предметом любовного поклонения (во многом из-за этого образованных дам из салона в карикатурном плане изображал Ж.-Б. Мольер). Даже если муж присутствовал на вечерах, он играл незначительную роль.

Зачастую хозяйками салонов становились вдовы (как мадам Жоффрен), либо незамужние «девы» (мадемуазель де Скюдери). Такие женщины обладали богатством, благородным происхождением, что, безусловно, сказывалось на репутации салона. Saloniere обдумывала тему для беседы на определенный вечер, в соответствии с ней подбирала гостей. Их не должно было быть много, поскольку дискуссия по узкой теме может активно вестись лишь ограниченным количеством участников. Хозяйка также следила за ходом беседы. Так наиболее известные и значимые салоны поддерживались несколькими поколениями дам.

Салон XVII века может быть охарактеризован как одна из форм организации женского движения, где складывалась новая система отношений между мужчиной и женщиной, основанная на интеллектуальном равенстве.

Салонная культура претерпевает дальнейшие изменения в XVIII веке, веке Просвещения, который часто называют веком философов. Поэтому салон являлся центром и культурной жизни, и жизни философской.

XVIII век - это и век Франции: представители культуры Европы, как правило, говорили на французском языке, поскольку именно он являл собой воплощение образованности. Французский салон в это время по-прежнему оставался западно-европейской культурной нормой, но практически нигде в Европе, помимо Франции, он не нашел широкого распространения.

Салоны часто были пристанищем для инакомыслящих философов того времени (салоны посещали Вольтер, Юм, Локк, Д'Аламбер). Нередко именитые философы и поэты сознательно шли в салон, чтобы получить оценку своего произведения и только затем представляли его на суд широкой публики. Так, Гельвеций после выхода своего сочинения «De l'esprit» ждал с нетерпением мнения респектабельной saloniere Жоффрен.

Хозяйки салонов имели большой авторитет в светских кругах и их собственная оценка того или иного труда часто влияла на настроение всего общества. Salonieres создавали моду на те или иные произведения, на определенных авторов, даже на оформление комнат в доме, не говоря о стиле в одежде и украшениях (например, на узлы из голубой ленты в виде пращи).

Приемы в салонах (гостиных) постепенно превращались в особого рода собрания общественности, организованные хозяйкой дома.

Рассматривая тенденции развития салонов во Франции XVII-XVIII веков, можно сделать некоторые обобщения.

Первые салоны преимущественно были посвящены обсуждению проблем литературы того времени. В XVII веке наступает период расцвета литературных салонов с культом «прекрасной дамы». У салона этого века была единственная цель - развлечение хозяйки и ее гостей. В таких салонах женщины-гости болтали, щебетали, как птички - их стали называть кокетками (от франц. caqueter - болтать, кудахтать).

Таким образом, под салоном того времени следует понимать избранное общество, объединенное интересом к искусству, в частности к литературе, и собирающееся в известном доме, хозяйка которого умеет привлекать и объединять людей.

Салоны XVIII века приобретают более серьезное содержание. Здесь поднимаются важнейшие проблемы Просвещения, обсуждается политическая ситуация в стране и за ее пределами, способы выхода из революционной ситуации конца XVIII века. Салон как место встречи светской знати и просвещенной интеллигенции был предназначен не только для проведения приятного досуга, но и выступал своего рода генератором идей: здесь обсуждались новые произведения философов, писателей, поэтов, художников, музыкантов, а также насущные проблемы французского общества.

Также надо отметить и тот факт, что, будучи удалены от королевского двора, салоны носили достаточно демократический характер. Гостями самых известных салонов часто становились не только аристократы, но и буржуа, и даже горожане, прославившиеся своим умом и талантом. Именно в салонах представители дворянских родов соседствовали и беседовали с людьми не их круга, которые были ниже по социальному и имущественному статусу. Все больше привлекала ценность личности, а не ее кошелек и титул.

Идеи либерализма проникли в салоны. Именно здесь стали собираться противники политического режима. Постепенно многие салоны превратились в лаборатории общественной проверки политики и по-своему подготавливали революцию.

К началу Французской революции салоны представляли собой переходное образование, напоминающее скорее революционные клубы, тайные комитеты, где проводилось обсуждение государственных дел, нежели тихие камерные собрания.

В годы французской революции роль салонов еще более возросла. Они стали выступать как источник информации. Газеты, как правило, запаздывали, а в салонах уже с 50-х гг. XVIII века слушали публичные выступления вождей оппозиции. Для получения широкого информационного потока хозяйки боролись за значительных и осведомленных гостей: политиков, военных, дипломатов.

После революционных потрясений 1789-1794 годов, жесткой диктатуры якобинцев, период Директории дал свежий глоток общественным отношениям, вновь начинается бурная светская жизнь. В числе прочего активно создаются и функционируют салоны - яркое явление общественной жизни Франции того времени.

Они продолжали существовать и дальше. Но в классическом варианте салонов XVII-начала XIX вв. начинают встречаться все реже, видоизменяя свои формы.

Следует отметить, что салоны всегда привлекали формой камерного общения, определенной замкнутостью, элитностью. Именно это качество привлекло представителей декадентского движения, которые стали организовывать свои салоны. Так, с самого начала зарождения декадентско-символистических настроений во Франции (середина XIX века) люди, считавшие себя индивидуалистами, бросавшие своеобразный вызов обществу и нравам, объединялись в специфические, «диссидентские» салоны. Это был обособленный, узкий круг со своим вызывающим и ярким образом жизни, с завышенно-острым представлением об искусстве, где витал дух бунтарства, неприятия современности, что придавало им сходство с тайными обществами. Люди этих необычных кругов являли собой постоянный вызов буржуазному обществу. Стиль поведения являлся не менее важным, чем создание очередного шокирующего шедевра. Это были искусно выработанные манеры, безусловный противовес традиции.

Особое отношение в таких салонах существовало к религии, оккультизму и мистицизму. Некоторые сообщества ударялись в истовую религиозность, но большинство все же уделяло внимание нетрадиционным аспектам религий (в особенности древних), а также их мистическим сторонам (что постоянно прослеживалось в литературных и живописных произведениях). В салонах увлекались спиритическими сеансами.

Итак, каковы же сущностные черты европейского салона как определенного собрания лиц для культурного общения?

  • Место проведения - как правило, частный дом представителя высшего круга; важная составляющая - убранство помещения, где проходило собрание, имело особый декор (вазы, гирлянды цветов, зеркала; стены, обитые дорогими тканями, античные или восточные вещицы и пр.), что подчеркивало внеположенность салона по отношению к быту и создавало атмосферу камерности.

· Хозяин (хозяйка) салона - обладают большим авторитетом, организуют деятельность салона, начиная от продумывания декора и кончая приглашением гостей, следят за тематикой бесед и направляют их в нужное русло, дают собственные оценки, формируя тем самым общественное мнение. От интеллекта, такта и иных личностных качеств хозяина (хозяйки) зависела репутация салона.

· Гости (возможны разные варианты, но в целом главное - избранное в интеллектуальном отношении общество, не материальное благополучие, официальный статус, а незаурядные способности определяют интерес к гостю салона) - избранное общество (сравнительно немногочисленное), соблюдающее правила игры, определяемые хозяином (хозяйкой) салона, будь то использование псевдонимов, взятых из греческой мифологии, требование говорить исключительно стихами или участие в проведении затейливого научного опыта. Компания тщательно отбиралась, умело организовывалась и управлялась, чтобы создать психологическое чувство комфорта в общении. При этом избранность могла строится как на принадлежности к социальной элите, т.е. к светскому обществу, так и на принадлежности к интеллектуальной и творческой элите. Основным критерием при отборе гостей выступали вкус и мнение хозяина (хозяйки) салона. И если в дом можно было привести кого-либо на прием, не уведомив хозяина заранее, то по отношению к салону такая вольность считалась недопустимой.

· Поведение - часто использовалась, по терминологии Хейзинга, модель игрового поведения. Здесь существовали поведенческие амплуа, которые раскрывались в целом ряде характеристик - от стиля одежды до права выражать свое мнение. Игровым элементом являлось и использование прозвищ. Следует отметить, что обычай брать себе «салонное» имя можно, вероятно, назвать самым древним из элементов салонной культуры (еще древние греки называли себя в салонах именами гомеровских героев, древние римляне - именами знаменитых греков, а гуманисты эпохи Возрождения - именами знаменитых римлян).

· Речь, занятия (общение, музицирование, просмотр спектаклей и пр.): именно разговор являлся основной чертой салона. Разговор не может быть общим, если в помещении много людей, поэтому количество приглашенных никогда не было большим. Салонная речь отличалась своим стилем. Здесь изначально ценили остроумие (или остромыслие, если воспользоваться выражением прециозников), поэтому bons mots (остроты), анекдоты и экспромты были неотъемлемой частью любого салона. Культ импровизации поднимал престиж устной речи и ставил ее наравне с музыкой. Музицирование, пение также принадлежит к классическим видам салонной деятельности. К салонной культуре примыкает и альбомная культура, при этом речь идет не только о том, чтобы писать в альбом, но и о навыках, которые необходимы для этого, т.е. об умении рисовать и слагать стихи.

· Тематика бесед - искусство, философия, политика, в принципе, любой феномен общественной жизни, вызывающий интерес.

Чтобы раскрыть место и роль салонной культуры в культурном наследовании, важно проанализировать потребности, которые данная культура удовлетворяла, соответственно насколько она реализовывала цели, которые были перед ней поставлены.

В первую очередь, она возникает в связи с удовлетворением потребности в общении вообще, культурном, интеллектуальном общении в частности. При этом ценятся знания, оригинальность мышления, логика изложения и красота языка. Кроме того, это общение, прежде всего, по поводу культурных ценностей (произведений литературы, музыки, живописи, философии и пр.). В процессе самого общения формируются определенные нормы, правила, свое представление, что считать приличным, а что нет, т.е. своя культура общения. Чтобы быть вхожим в тот или иной салон, надо было научиться определенным манерам, которые считались хорошим тоном.

Избранность как принадлежность первоначально к высшему светскому обществу порождала в процессах общения элементы особой, элитарной, салонной культуры.

Это культура непрофессионалов, но почему же тогда получить ее одобрение так стремились известные художники, поэты, философы и пр., т.е. представители профессиональных творческих кругов? Значит, элитарность, изысканность, утонченность салонной культуры привлекала и профессионалов.

Салоны по-своему решали и проблему внедрения демократических устоев в общество. Со временем салоны становятся более демократичными. Все большее число приглашенных составляют представители буржуа, интеллигенции и пр. Кроме того, в повседневную жизнь Нового времени салон вошел не только аристократической гостиной, но и выставкой-продажей произведений искусства, названием выставочных залов и художественных магазинов, американскими салунами, наконец, в массе своей весьма далекими от аристократизма.

В связи с этим нельзя не отметить особую роль женщины в организации салонов, в салонном общении. Идеи равноправия мужчины и женщины в своеобразной форме воплотились в салонной культуре. С развитием ее связан резкий скачок в интеллектуальной жизни эпохи, ибо одним из существеннейших толчков к демократизации знаний стало не столько разрушение классовых перегородок, сколько женское просвещение. В салонах начат путь к женской эмансипации, и именно образованные женщины эпохи Просвещения стали той благодатной почвой, которая рождала новую, просвещенную публику. Недаром в последующих поколениях век Просвещения стал восприниматься как век салонной культуры, и даже его хронологические рамки свелись в массовом сознании ко времени господства идей французского просветительства.

Светская гостиная, салон - явление культуры Нового времени, существенно расширившее аудиторию, интересующуюся знаниями. Выработанные в ходе дискуссий, обсуждений общие оценки морально-этического, эстетического плана влияли на мировоззрение людей, служили выдвижению новых идей, формировали определенный пласт культуры. В связи с этим обстоятельством обратим внимание на широкое распространение салонов в век Просвещения, когда стала происходить всеобщая переоценка ценностей.

Всеобщая переоценка ценностей - такова, скорее всего, генеральная характеристика Просвещения (прежде всего, французского Просвещения), когда переоценка ценностей и критика сущего происходит на всех ступенях социальной лестницы, с тем только различием, что на уровне «культуры ученой» она раздавалась преимущественно в светских салонах, а на уровне «культуры фольклорной» то и дело выливалась в открытые народные восстания. Стихия народных бунтов в конце концов слилась в революцию, ставшую началом нового мира, но положившую пределы самому Просвещению. На развитии представлений о культуре и цивилизации сильнее всего сказались изменения в интеллектуальной жизни эпохи, как и рождение салонной культуры.

В ХVIII веке «просвещенная», или «образованная» публика стала новым фактором, влияющим на развитие общества, практически новым общественным образованием, «сословием» (в терминологии того времени) со своими чертами и чаяниями. Истоком своим это явление имеет салонную культуру. Рождение и распространение салонной культуры было признаком более широкого распространения знаний, их растущей популярности. Знание перестало быть признаком цеховой принадлежности, оно все больше и больше стало интересовать неспециалистов. И именно этот растущий интерес непрофессионалов значительно увеличил познавательный потенциал Просветительства. Просвещенная публика, быстро перераставшая узкие рамки аристократической культуры, давала созидателей и потребителей новой культуры. Это просвещенная публика жаждала демократизации общества: демократизации как культурной, так и политической.

В этом плане весьма примечательно произведение Б. Фонтенеля «Рассуждения о множественности миров»[109], в котором дух салонной культуры нашел свое наиболее полное отражение. Его «Рассуждения» представляют собой популярное изложение коперниковой картины строения Вселенной. Ученый использовал распространенный жанр – «учительной» литературы, придав своему произведению форму диалога. Своим собеседником автор избрал не ученого оппонента, а некую маркизу - даму, которой он пытается доходчиво объяснить сложные научные проблемы, разбудив ее научное любопытство.

Помимо сугубо просветительских задач в салоне решались и эстетические. Поскольку термин «салон», как уже отмечалось, имеет и значение - выставка современного изобразительного искусства, да и в салонах частных домов именно искусство было главной составляющей его деятельности, нельзя не отметить и высокое эстетическое значение салонов. Они являлись своего рода своеобразной школой эстетики, здесь оттачивался художественный вкус, формировались эстетические идеалы, давался толчок для развития новых направлений искусства, его стилей.

Итак, салонная культура по своей значимости, характеру решаемых задач и функциям безусловно относится к культурным ценностям прошлого. В онтологическом плане культурного развития она предстает как ступень в демократизации культуры. Салон - порождение городской жизни, средоточие культурного взаимодействия, где фактором развития культуры становится общение. Значение салона в демократизации культуры видится четче при обращении к роли города в культурном онтогенезе. Как отмечает М.С.Каган, город способствовал автономизации культуры, ее превращению в достаточно самостоятельную силу, преобразующую само общество, его политику, экономику, самое общественную структуру.

Рассмотрение салонной культуры как объекта наследования предполагает, с одной стороны, наследование тех идей, которые несла культура, а с другой - наследование определенной формы организации культурной жизни общества, тех функций, выполнявшихся салоном.

Салонная культура - это, прежде всего, высокая эстетика, построенная на стремлении к изысканности, красоте. Вместе с тем это и особые правила, культура общения, порожденные обществом того периода. Поэтому необходимо дать всеобъемлющую оценку этой культуры, видя в ней те стороны, которые важно перенести в день сегодняшний, и те, которые не адекватны современным реалиям.

С позиции нынешнего времени салонная культура в ее классическом варианте XVI-XVIII вв. выглядит элитной, замкнутой, изысканно-старомодной. Так, салоны, получившие наибольшее развитие во времена царствования Людовика XIV, отличались, как правило, вычурным тоном и жеманством.

Однако если рассматривать цели и задачи, выполняемые салоном, эта форма организации культурной жизни выглядит вполне современно. Потребность в интеллектуальном общении является одной из основных и в современном обществе. Но если раньше выбор форм ее удовлетворяющих был крайне узок, то сейчас салон может занять свое достойное место в ряду многообразия возможностей для организующих удовлетворение этой потребности.

Кроме того, и сами салоны были достаточно разнообразны: более или менее замкнутые по составу участников; вариативные по своей направленности (общему интересу) - художественные, философские и пр., что позволяет выбрать наиболее отвечающие задачам современности.

Салонная культура, как уже отмечалось, предполагает наличие целого ряда признаков. Некоторые из них могут быть модифицированы применительно ко дню сегодняшнему (например, место проведения салонов это не обязательно чья-то гостиная, но и студенческий клуб, библиотека и пр.).

На первый план, таким образом, выходят такие потребности в современной культуре, которые может удовлетворить салон (потребность в культурном общении; познавательная потребность; эстетическая потребность; потребность в личностном самосовершенствовании и пр.).





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (420)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.022 сек.)