Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Литературно-музыкальные салоны





- «Только раз бывает в жизни встреча»

- «А.П. Чехов об искусстве и музыкантах».

 

Музыкальные салоны

- «Пастайм» - ансамбль старинной музыки МГК им. П.И. Чайковского

- «Композиторы Барокко» (Л. Вивальди, Г. Гендель, Л. Корелли)

- «Народная песня в поэтическом и композиторском творчестве».

 

Театрально-музыкальные салоны

- «Лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день за них идет на бой» (Поэтическая композиция на музыку Л. Бетховена к трагедии И.В. Гете «Эгмонт»)

- «Весь мир театр» (В. Шекспир).

 

Военно-патриотические салоны

- «Памяти павших будьте достойны» (К 60-летию Победы под Москвой)

- «К 60-летию Сталинградской битвы»

- «Велика Россия, а отступать некуда - за нами Москва» (народное ополчение в обороне Москвы).

 

Исторический салон

- «К 190-летию Бородинской битвы».

 

Эстетический салон

- «Эстетическое воспитание студента технического вуза».

 

Сформулируем выводы:

1. Одна из форм возрождения салона в современной культуре - учебный салон, т.е. салон, который проводится в рамках определенной учебной программы и в учебные часы. Исследование показало эффективность такой формы организации учебного процесса в техническом вузе, поскольку она позволяет решать целый комплекс задач:

- проводится учебный процесс в рамках утвержденной учебной программы;

- повышается привлекательность изучаемого материала в виду оригинальной формы его подачи;

- формируется гармонично развитая личность студента технического вуза, который должен быть не только высоким профессионалом, но и разносторонней личностью;

- вырабатываются навыки культурного общения;

- формируется умение правильно говорить, ясно и аргументированное излагать свои взгляды;

- происходит приобщение к миру искусства, когда включается активность самого студента.

2. В салоне создается психологически комфортная атмосфера, которая способствует раскрытию творческих возможностей студента. Возрождение салонов представляет широкие возможности для формирования духовной элиты технической интеллигенции.



3. Учебный литературно-музыкальный салон противостоит массовой культуре и ориентируется на небольшую группу людей, обладающих особой художественной восприимчивостью и развитым эстетическим вкусом.

4. По опросу студентов, именно проведение учебных салонов получило у них самую высокую оценку.

5. Учебный литературно-музыкальный салон является одним из способов трансляции культурного наследования - феномена русского дворянского салона XIX века. Он воспроизводит на современном уровне лучшие черты этого салона.

 

 

Заключение

Проведенный анализ салона как феномена культуры России XIX века позволяет сформулировать следующие выводы.

1. При обращении к наследию прошлого всегда возникает непростая задача определения того или иного феномена в качестве объекта культурного наследования. Можно констатировать, что культурное наследование - одна из главных и сложных проблем культурологии. При ее анализе возникает множество тем, нуждающихся в научной разработке, например, темы, связанные с выработкой критериев признания того или иного социального феномена в качестве культурной ценности; проблематика опредмечивания и распредмечивания смыслов культурного наследия; вопросы соотношения инновационного и традиционного в культурном наследовании; соотношения традиционализма и антитрадиционализма и пр.

При решении всех перечисленных проблем возникает не менее дискуссионный для культурологии вопрос, насколько она свободна от политической и идеологической ангажированности, располагает средствами и возможностями для проведения действительно объективного научного анализа того или иного культурного феномена. Любое гуманитарное знание и культурология, в частности не может избавиться от родовых пятен гуманитаристики, связанных с валюативной ее составляющей, требующей соотнесения с ценностями, мировоззренческими ориентирами и пр. Поэтому всегда требуется нахождение определенного разумного соотнесения рефлективного и валюативного знаний в гуманитарных науках, в том числе и в культурологии.

Нельзя сказать, что проблема критериев отнесения того или иного феномена к объектам культурной ценности решена в современной культурологии. Все это затрудняет проведение анализа феноменов культуры прошлого.

В работе предпринята попытка представить культурное наследование как процесс распредмечивания тех культурных смыслов (на уровне отдельной личности и общества в целом), которые хранятся в предметном бытие культуры и которые раскрываются, интерпретируются, критически осмысливаются применительно к современной культуре. Вместе с тем это процесс внедрения культурных ценностей прошлого в общественную и личностную практику, в систему социальных и межличностных отношений. С этих позиций обращение к русской салонной культуре XIX века означает распредмечивание ее культурных смыслов, переосмысление их с позиций современности и внедрение ее лучших образцов в нынешнюю практику общественной жизни.

Представление того или иного феномена в качестве объекта культурного наследования требует проведения его культурологического анализа, выявляющего его позитивные и негативные стороны применительно к современным реалиям. Объектами такого наследования выступают лишь те феномены, которые имеют актуальную культурную ценность.

Культурное наследование, таким образом, предполагает не только перенесение лучших образцов прошлого в современность, но и их культурную трансформацию, означающую дальнейшее развитие. Тем самым, культурное наследование позволяет обществу не просто сохранить преемственность в развитии, но и подняться на ступеньку выше, ибо каждое поколение, освоив переданное ему культурное наследие, приумножает его, творчески развивая дальше.

В связи с теми процессами, которые происходят в нашем обществе, когда на протяжении последних ста лет российской истории дважды прерывалась связь времен, проблемы культурного наследования обретают особую остроту. Если современное российское общество готово к реальному духовному возрождению, то необходимо бережно подойти к страницам его истории, как в дореволюционный, так и в советский периоды. Любые крайности и односторонние оценки здесь недопустимы.

Особая роль в данных процессах принадлежит культурологии. Ее задача - раскрыть весь духовный потенциал, который накоплен в культуре нашего общества за все время его существования.

2. Феномен салонной культуры принадлежит к числу тех, которые были незаслуженно вычеркнуты из культуры советского периода (опять же по идеологическим соображениям, поскольку салонная культура ассоциировалась, прежде всего, с культурой дворянства). Однако настало время подойти с позиций объективности к раскрытию этого явления.

Салонная культура зарождается в Европе и ее традиции возникают именно на почве европейской культуры. Расцвет салонной культуры происходит во Франции, где, собственно и формируются ее существенные признаки. К числу таких признаков можно отнести: особое место проведения - частный дом лица высшего круга (или лица, пользующегося особым уважением), что создавало обстановку камерности, комфортности и одновременно выходило за рамки обыденности, настраивая на высокое интеллектуальное общение. Для создания такой атмосферы использовалось буквально все: особый декор помещения, уютная мебель, предметы искусства и пр.

Следует подчеркнуть как специфический признак этой культуры и особую роль хозяина (хозяйки) салона. Как правило, это были высокоинтеллектуальные, эрудированные люди, с развитым художественным вкусом, безупречными манерами, гостеприимные хозяева. Именно они определяли темы бесед, приглашали гостей, словом, делали все, чтобы в салоне было интересно.

Важен и состав гостей: это было избранное общество, стремящееся к духовному общению, любящее искусство, философию (слово «избранность» здесь более подчеркивает не социальную принадлежность к высшему кругу, а особую эстетическую предрасположенность к высокому искусству).

Нельзя не отметить и такой существенный признак салонной культуры, как занятия, то есть то, чем занимались в салонах. Безусловно, это, в первую очередь, интеллектуальное общение (обсуждение тем искусства, философии, политики). Поскольку аудитория была достаточно подготовленной, постольку и суждения, высказываемые гостями и хозяином, были весьма компетентными, профессиональными. Писатели, художники, поэты, музыканты, композиторы стремились исполнить свои произведения именно в салонах, чтобы получить компетентную оценку. И если салонная публика горячо приветствовала исполненное произведение, то можно было в дальнейшем выходить и на широкую рублику.

Кроме того, много времени уделялось занятиям искусству (можно было как слушать приглашенных певцов, музыкантов, писателей, поэтов и пр., так и самим помузицировать, спеть, поучаствовать в спектакле и пр.). Человек мог реализовать себя в искусстве, получить поддержку.

Вместе с тем времяпрепровождение в салоне - это и развлечение, возможность отдохнуть. Нельзя не отметить и модели игрового поведения, имевшего место в салоне (будь то использование псевдонимов, взятых из греческой мифологии, требование говорить исключительно стихами и пр.).

Наконец, еще одна существенная черта салона - использовавшиеся правила этикета, общения (они могли быть более или менее строгими в разных типах салонов).

3. Русская салонная культура зарождается в XVIII веке, но наибольшего расцвета достигает в первой половине XIX века. Ее возникновение связано с наличием дворянского сословия, поэтому ее можно рассматривать как одну из базисных форм дворянской культуры. С начала своего развития эта культура во многом носила подражательный характер, перенимая многие черты французских салонов. Дворянство России, начиная с Петровской эпохи, сознательно ориентировалось на западную модель поведения и стремилось усвоить европейские нормы быта и этикета. Вместе с тем национальная самобытность, специфика исторических судеб самого дворянства в России не могли не сказаться на особенностях данной культуры. Дворянская культура была ориентирована не только на европейские традиции, но и на мощный пласт русского народного творчества, оказавшего значительное влияние на салонную культуру.

Следует подчеркнуть, что не все дворянство, а лишь его самая образованная часть, была вовлечена в салонную культуру. При этом сама салонная культура служила процессам социальной и культурной идентификации дворянского сословия. Эта особенность - характерная черта именно русской салонной культуры. Отсюда, ее особая роль в транслировании определенных образцов поведения, да и образа мысли.

Русский аристократ XIX века - это совершенно особый тип личности. Весь стиль его жизни, манера поведения, даже внешний облик несли на себе отпечаток определенной культурной традиции, как правило, заложенной в салонной культуре. Так называемый bon ton состоял в органическом единстве этических и этикетных норм, сформированных в салонах.

Однако именно этот элемент салонной культуры, на наш взгляд, требует существенного пересмотра. Поскольку этикетная сторона салонной культуры во многом не отвечает реалиям сегодняшнего дня.

Среди оригинальных черт русской салонной культуры и такой феномен, как салонная культура усадьбы, которая превратилась в культурный центр. Она отличалась от салонной культуры высшей знати Петербурга, да и московских салонов.

Следует отметить и специфику целого ряда тем, которые обсуждались в российских салонах (например, дискуссии о романтизме, которые проходили в первой трети XIX вв. или дискуссии между западниками и славянофилами, связанные с путями развития России и ее исторической миссии и пр.). Обсуждаемую тематику можно определить как сплетение, взаимодействие философии, литературы, музыки как основы салонного общения, а чуть позже сюда добавиться и политика.

Русские салоны XVIII - начала XIX века в основном можно характеризовать как дворянские по своему социальному составу. Однако уже тогда их можно было подразделять на аристократические и более демократические. Как правило, демократический салон был сориентирован на профессионалов - профессионального художника, музыканта, литератора. Иногда такое разделение выглядело условным (например, в доме князя В.Ф. Одоевского было два салона - демократический и аристократический).

Русский салон XVIII-XIX вв. - это объединение людей избранного дворянского круга, которые обычно собирались в доме привилегированного лица для интеллектуального общения и занятий, связанных с искусством.

Но постепенно происходят изменения именно в социальном составе салонов, куда начинают, кроме дворянства, входить и представители других социальных групп, и, прежде всего, разночинная интеллигенция.

Можно констатировать, что уже в 50-е годы XIX века блестящее время дворянских салонов безвозвратно уходит в прошлое. Выразителем новой эпохи становится разночинец. На смену классическому дворянскому салону приходят салоны, выполняющие пропагандистские функции, предельно политизированные.

4. Анализ русской салонной культуры XIX века позволил выделить базисные функции салона. Они были классифицированы в соответствии со структурой духовного производства с учетом некоторой корректировки в целях конкретизации ряда функций салонной культуры (в частности, социальной, эстетической, рекреативной).

Салон как феномен культуры полифункционален, характеризуется взаимным переплетением функций. Каждая из них удовлетворяет определенные потребности людей, связанные с духовной сферой.

Среди таких функций можно выделить: социальную (связанную, в первую очередь, с социальной и культурной идентификацией дворянства), коммуникативную (интеллектуальное общение); эстетическую, которая конкретизировалась в литературной, музыкальной, театральной; производство новых знаний, норм, ценностей, ориентаций и значений, которая конкретизируется как мировоззренческая подфункция, раскрывающаяся в гуманистическом, социально-аксиологическом, информативном аспектах; накопление, хранение и распространение знаний, норм, ценностей и значений; культурно-воспитательную; регулятивную; компенсаторную.

Следует подчеркнуть, что все эти функции можно разделить только в теоретическом анализе, в реальном функционировании этой культуры они были тесно взаимосвязаны. Так, сама система воспитания и транслирования образцов поведения в дворянской среде были направлены на то, чтобы отшлифовать личность соответственно определенному образцу, что, собственно, и транслировала салонная культура. В связи с этим следует отметить, что дворянское воспитание - это не педагогическая система, не какая-то особая методика, это, прежде всего, образ жизни, стиль поведения, это традиция, которую не обсуждают, а соблюдают. Поэтому важны были те принципы, которые проявлялись в быте, поведении, живом общении. Салонная культура и была носительницей таких традиций. Она воспитывала молодежь, регулировала их поведение, формировала личность определенного образца (кстати, нельзя сказать, что это было плохо).

Следует говорить о функциях салонной культуры и применительно к современным процессам культурного наследования: она транслирует образцы высоких эстетических идеалов, интеллектуального общения, большой гуманистический потенциал.

5. Всесторонний анализ салонной культуры требует и ее типологизации, поскольку салонов было много, и они были достаточно многообразны.

Подобная типология салонов может проводиться по разным основаниям. Одним из таких оснований выступает социальный состав участников салона. По этому основанию выделяются: аристократические салоны, где большинство составляли представители дворянской аристократии, и демократические салоны, в которых на равных допускались представители разночинной интеллигенции. Вместе с тем, как отмечалось, такое деление для начала XIX века достаточно условно. Более явственным такое деление начинает ощущаться начиная с 30-50 гг. XIX века и в последующем, когда состав салонов становится все более разночинным.

По своей направленности выделяются отдельные виды салонов, например, литературные, музыкальные, философские, политические. Большая их часть носила смешанный характер: литературно-музыкальный, художественно-философский и пр.

Не менее важна типологизация салонов, обусловленная личностными характеристиками хозяина (хозяйки) салона. На фоне исторического исследования дворянской салонной культуры России XVIII-XIX вв. важно отметить роль отдельных личностей в истории становления и развития салонной культуры России: И.И. Шувалова, А.Н. Оленина, М.Ю. Виельгорского, Е.М. Хитрово, В.Ф. Одоевского, З.А. Волконской, А.П. Ростопчиной, К.Ф. Фукса и многих других.

По своему местоположению салоны можно подразделить на столичные (Санкт-Петербург, Москва) и провинциальные. Провинциальные салоны и кружки являлись центрами просвещения нередко для целых уездов, способствуя культурному развитию местных помещиков и чиновников. Примерами таких просветительских салонов были салоны в Харькове, Воронеже и Казани. Эти салоны были более демократичными по составу участников, менее строгими по этикету, в отличие от столичных салонов провинциальные характеризовались более тесными родственными и дружескими связями участников салона.

6. На притяжении всего XIX века можно проследить динамику изменений салонной культуры. Среди причин подобной динамики факторы как внешнего по отношению к данной культуре характера, так и внутренне присущие ей, обусловленные логикой ее развития.

Динамика салонной культуры в XIX веке определяется, в первую очередь, теми социальными изменениями, которые происходили в тот период, а именно развитие капиталистических общественных отношений, отмена крепостного права, проведение иных реформ Александром II. Указанные изменения отразились и на социальной структуре общества. Роль локомотива духовного развития постепенно переходила от дворянства к разночинной интеллигенции.

Во второй половине XIX века появляется такой феномен культуры как политический салон разночинцев. По своей политической направленности эти салоны были весьма разнообразны, как разнообразны были общественно-политические взгляды самих разночинцев (здесь были и представители либеральных взглядов, и революционеры-демократы). Все это накладывало отпечаток на салонную культуру того периода, выделяя салоны более или менее оппозиционные по своей политической направленности.

Однако наряду с политическими салонами продолжают в тот период существовать и салоны, имеющие чисто художественную, а также философскую направленность. Особо следует выделить усадебные салоны рассматриваемого времени, которые приобретают черты художественной направленности, становясь храмами искусства.

7. Во второй половине XIX века у салонов появляются дополнительные функции. В связи с политизацией разночинных салонов последние становятся формой легальной пропагандистской деятельности. Под видом литературных салонов происходит распространение радикальных взглядов среди населения.

С одной стороны, салон в силу своей камерности давал возможность обсуждения и разъяснения революционной идеологии присутствующим, что можно рассматривать как проведение индивидуальной работы; с другой, - не имея возможности легально обратиться к массам населения, салон представлял своего рода этап, подготовительную работу для ведения широкой пропаганды в дальнейшем.

Литературная форма салона также была выбрана не случайно. Обсуждая произведения радикально настроенных авторов, революционеры-демократы влияли на мировоззрение слушателей, убеждая их в правоте революционных идей.

Но нельзя однозначно утверждать, что все салоны того периода были политизированы и революционны. В организации и проведении литературных вечеров 60-x годов XIX века принимали участие широкие слои дворянской и разночинной либерально настроенной интеллигенции, нередко - представители власти. Однако же ведущую же роль в организации литературных вечеров заняли радикально настроенные разночинцы.

8. Дальнейшая эволюция салонной культуры происходит в конце XIX - начале XX века. Можно утверждать, что в этот период выделяются по своей направленности три вида салонов: собственно художественные, связанные с деятельностью представителей искусства так называемого «Серебряного века», философско-художественные салоны, формирующие философско-художественные комплексы, и политические салоны (в том числе и право-монархистского толка). Эти салоны заканчивают историю русской салонной культуры XIX века.

Последовавшие в начале XX века революции привели к исчезновению русского дворянского салона. В советский период эта культура перестает рассматриваться в качестве объекта культурного наследования.

9. Особый интерес вызывает культурное наследование русского дворянского салона в высших учебных заведениях России XIX века. Именно этот аспект культурного наследования салонной культуры особенно важен для ведения современной образовательной работы в высших учебных заведениях. Использование опыта проведения салонов во внеучебной работе со студентами в вузах XIX века должно быть тщательно изучено и применено в практике нынешних высших учебных заведений.

Анализ образовательных программ ряда высших учебных заведений XIX века (в том числе и технических вузов) показал, что в них значительное место отводилось гуманитарному образованию, поскольку понималась его огромная роль в формировании личности студента. Через гуманитарное образование происходило транслирование элементов салонной культуры в студенческой среде, основу которой составляли представители дворянского сословия.

Элементы салонной культуры можно заметить при проведении внеклассных занятий, по форме напоминающих камерное общение, основная цель которых - приобщение учащихся к искусству, овладение основами эстетики.

10. Рассмотрение салонной культуры в качестве объекта культурного наследования предполагает и поиск тех форм, в которых данная культура может транслироваться и внедряться в современную культурную среду. Одной из таких форм выступает учебный литературно-музыкальный салон. Это отнюдь не исключает и применение салонов во внеучебной работе (речь может вестись и о высших учебных заведениях, и о школах, и о средне специальных учебных заведениях).

Обобщение опыта педагогической работы, связанного с проведением учебного литературно-музыкального салона в техническом вузе, показало эффективность данной формы в процессах образовательной и воспитательной работы со студентами.

11. Традиции салонной культуры, сформировавшиеся в технических вузах России XIX в., являются созвучными современной концепции гуманитаризации высшего технического образования. Опыт автора в проведении учебных литературно-музыкальных салонов в РГУ нефти и газа показал возможность создания среди участников салонов высокого творческого потенциала в аспекте духовно-нравственных качеств современной технической интеллигенции таких, как широта мышления, художественная чуткость и эрудиция, умение дискутировать, разбираться в тонкостях современного этикета.

Сегодня салон, как форма культурно-художественного просвещения может и должен быть демократизирован для того чтобы послужить делу возрождения духовности России, на основе достижений эстетических традиций русского дворянства XIX века.

12. Опыт в проведении учебных литературно-музыкальных салонов включает в себя и выработку методических рекомендаций по их проведению В качестве такой рекомендации может быть представлен тематический план курса «Литературная и музыкальная жизнь России XIX века».

 

 

Тематический план курса

«Литературная и музыкальная жизнь России XIX века»





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...

©2015 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)